На прошлой неделе очень тихо, практически незаметно прошел юбилей великого русского актера Олега Борисова: 95 лет.
Наша любезная культурная общественность занята бесконечными перестройками, переделками премий, многочисленными фестивалями и премьерами… Всякими она занята делами, наверное, важными. В этой череде актуальности юбилей гения русской сцены и экрана как-то затерялся. Хотя, на мой взгляд, должен был случиться мощный, всероссийский праздник: таких актеров, как Олег Борисов, даже наша, щедрая на таланты земля рождает не часто.
Чаще всего от человека остаются вещи, нужные его близким и родным. От актера совсем иные вещи остаются: его роли. И, если мы говорим о гении, роли эти очень долго не стареют.
Наверное, каждый по-разному может ответить на вопрос: "Каковы признаки великого актера? Не хорошего, талантливого, а вот именно — великого".
На мой взгляд, таких признаков два. Во-первых, то, о чем я уже сказал: долго не стареет то, что он делает. Смотришь на Олега Борисова, например, в картинах: "Остановился поезд", или "Крах инженера Гарина", или "Парад планет", или "Подросток", или "Дневник директора школы", или "Слуга"… Остановимся. Короче говоря, какой фильм с участием Олега Борисова ни смотришь — не понимаешь, как он это делает. Он не просто всегда органичен, но всегда интересен. Кажется, Борисов никогда не играл простых, понятных людей. Все сыгранные им персонажи нуждаются в том, чтобы их разгадывали.
Борисов никогда не играл простых, понятных людей. Все сыгранные им персонажи нуждаются в том, чтобы их разгадывали
И тут мы подходим ко второму качеству актера великого: он всегда играет, если можно так сказать, людей многослойных. Зритель слой за слоем открывает новые качества героя. Великий актер дает нам возможность познакомиться с неординарным и очень интересным героем. Вернитесь на несколько строчек моей колонки, вспомните перечисленные мной фильмы. Какие интересные люди, неоднозначные персонажи! К ним можно прибавить другие картины, иных героев — плоских среди них вы не найдете.
Олег Борисов начинал как комический актер. Сейчас мало кто вспомнит (да и я, признаться, об этом только читал), что именно Борисов вел первые выпуски КВН. А слава актера началась с уморительного персонажа Свирида Петровича Голохвостого из знаменитой картины "За двумя зайцами". Вот вам, пожалуйста, персонаж смешной, иногда уморительный, но не так уж простой — со своей правдой, со своей верой. Человек, короче говоря, а не — как это сейчас, увы, часто бывает — просто повод для смеха.
У Борисова была прекрасная школа: он учился в школе-студии МХАТ. Именно однокурсники придумали поменять настоящее имя Борисова — Альберт на сценический псевдоним Олег.
Как нередко бывает с гениями, в Москве артисту места не нашлось — уехал в Киев, а уже оттуда в знаменитый Большой драматический в Ленинграде. Тридцать пять лет ему было — не мальчик! — когда он поступил в БДТ — великую театральную школу Георгия Александровича Товстоногова. А потом был МХАТ — главный театр страны, и Олег Николаевич Ефремов — один из самых знаменитых режиссеров.
Это — да, историческая, но и человеческая притча про бессилие сильного человека
Когда произошло знаменитое разделение МХАТа на два театра, Борисов остался с Ефремовым, отношения с которым, как я понимаю, всегда складывались непросто. Да и может ли быть иначе между двух гениев? Но актер понимал значимость Ефремова. И все время надеялся на то, что ролей сыграет больше. Да, был Астров. Была одна из лучших ролей Борисова — Ростовщик в "Кроткой" по Достоевскому в постановке Льва Додина. Но понятно, что такого уровня артист имел право на большее.
И был спектакль, про который точно можно сказать: "Кто видел — не забудет": "Павел I" Дмитрия Мережковского в театре тогда еще Советской Армии в постановке Леонида Хейфеца. Абсолютно никаким преувеличением не будет сказать, что Борисов играл эту роль гениально.
Это была постановка про русского царя? Да. Про царя — неудачника? Безусловно. Историческая драма? Вне сомнений. Но главное — во всяком случае, так теперь вспоминается — это была история про человека, который постоянно упирается в стену, бьется об нее, борется, но ничего поделать не может. Фигура Павла I — странная фигура в Российской истории, часто гонимая… Оправдывали ли ее Хейфец и Борисов? Отчасти. Но самое интересное — во всяком случае, для меня — не в этом. Это — да, историческая, но и человеческая притча про бессилие сильного человека, про рок и про судьбу. Театральное действо, которое заставляло каждого зрителя задуматься не только о конкретном персонаже, не только о коловращениях российской истории, но — главное — о себе самом, о своей сути, о своих метаниях и борьбе.
Запомнилась актерская и человеческая мощь Олега Борисова. На огромной сцене он не только не терялся — но постоянно приковывал к себе взгляд.
Замечу: эту роль играл смертельно больной человек. Олег Борисов шестнадцать лет жил с тем недугом, от которого умер… Об этом знали лишь самые близкие ему люди. Откуда брал силы этот человек? Теперь уже не спросишь… Можно только догадываться: талант — то есть желание и умение делать свое дело — мучителен, но, одновременно, и питателен для человека. Он даже позволяет отодвинуть смерть, увы, не навсегда, но все же…
Надо, надо, просто необходимо вспоминать ушедших артистов. Необходимо не только им, но и нам, живущим. Эта память позволяет четче определять критерии, не сбиться с того пути, которым идешь. Да и просто — память о гениях делает нас чуть-чуть выше, лучше.