Если посторонний человек попадет за кулисы балетного театра и послушает, что говорят вокруг, ему может показаться, что люди в театре общаются между собой на другом, только им понятном языке.
Если посторонний человек попадет за кулисы балетного театра, посидит на репетиции, зайдет в костюмерную или гримцех, посмотрит на подготовку сцены к спектаклю и послушает, что говорят вокруг, ему может показаться, что люди в театре общаются между собой на другом, только им понятном языке.
"Монты опять тещу где попало кинули" — можно услышать за кулисами.
"Монты" — так сокращенно называют монтировщиков сцены, а "теща" — это большой железный груз, которым придавливают нижний край кулис, чтобы тот не колыхался. Этот груз постоянно попадается под ноги, и об него очень часто спотыкаются, потому и "теща".
Балерины делают "кичку" и танцуют в "пальцах", которые нужно сначала "разбить" молотком. На класс ходят "точить носок", торопятся на "спект", а после веселятся на "проставах".
"Кичка" — это прическа балерины. Волосы, собранные на затылке и убранные в специальную сетку. Но чаще все-таки мы называем такую прическу "пучок". Если стрижка короткая, то вместо пучка используются накладки. Выйти на сцену в спектакле классического репертуара ("Лебединое озеро", "Спящая красавица" и т.п.) без "пучка" нельзя — это не сценично. Балерины танцуют без пучка только в тех балетах, где это допустимо, обычно — это современные постановки.
"Пальцы" — это пуанты. "Разбить пальцы" значит размять их под ногу и в буквальном смысле разбить молотком в тех местах, где силой рук этого не сделать.
"Точить носок" значит оттачивать мастерство.
"Спект" как можно догадаться — спектакль.
"Простава" — это слово существует в лексиконе многих людей, особенно творческих профессий. Это значит, что кто-то из артистов "проставляется" (выставляет бутылку, угощает друзей) за свою новую партию в спектакле. Это театральная традиция, которую очень почитают "старики", и они обычно очень настоятельно призывают молодых артистов следовать традициям.
Балерины бывают "шагастые" и имеют "иксовые" ноги. На репетициях педагог может попросить поднять "заднюю" ногу выше, а "переднюю" не "заваливать". Еще необходимо "подобрать хвост" и не "проседать в бедре".
"Шаг" балерины — это уровень растяжки, высота, на которую она может поднять ногу.
"Иксовые ноги", "икс" в ногах — это когда колени прогибаются в сторону икры намного сильнее, чем у человека, не занимающегося балетом. У художественных гимнасток тоже бывает "икс" в ногах.
"Задняя нога", "передняя нога" — у артистов балета вообще много определений для двух ног. И "опорная" (на которую переносят основной вес при выполнении движения), и "толчковая" (которой толкаются, делая какой-нибудь прыжок, например), и "рабочая" (которой выполняют основное движение в то время, как другая нога "опорная"). "Задняя нога" — это та, что поднимается или отводится назад, за спину. А "передняя", соответственно, поднимается перед собой, вперед.
"Завал" — это неправильная постановка стопы, при которой происходит завал на большие пальцы ног.
"Подобрать хвост" — это не собрать волосы резинкой, а подтянуть попу.
"Проседать в бедре" значит выпустить бедро из правильного положения, тем самым нарушив целостность позы.
Если у балерины хорошая "птичка" — это красиво. Если "птичка" не достаточно красивая, нужно "сломать подъем".
"Птичка" — это особое положение стопы в вытянутом состоянии. "Сломать подъем" стопы значит сделать его больше. Большой подъем — большой плюс для танцовщика. "Ломают" его, конечно, не буквально, а путем тренировки и особых упражнений.
Еще существует формулировка "стоять у воды". Обычно так говорят о балерине, чья карьера не сложилась, и она во всех спектаклях танцует в последней линии кордебалета, у самой задней кулисы, где часто изображен водоем, как в "Лебедином озере", например.
Еще артисты балета очень довольны, если во время танца им удалось "поймать стояк".
"Поймать стояк" — это значит устоять на одной ноге максимально долго. Это особое мастерство, а не что-то там такое.
Еще балетные частенько любят повторять присказку "Тяжела и неказиста жизнь балетного артиста" или самое любимое: "Класс для бездарных, грим для уродов".
"Балетный класс" — ежедневный тренинг артистов балета, который иногда очень хочется пропустить.
"Грим для уродов", конечно, шутка. Просто иногда грим — это трудоемкий процесс, который отнимает много времени и доставляет дискомфорт коже. Сейчас полноценный макияж с использованием театрального грима делают только те артисты, которым нужно перевоплотиться в какого-нибудь персонажа. Тогда используются и накладные носы, и всевозможные хитрости, выполняемые профессиональными гримерами. Те, кто танцует "человека", обходятся обычным макияжем, просто делают его поярче и клеят накладные ресницы (девушки).
"Забыл порядок, переходи на шене" — совет-шутка на все времена. "Шене" — это такое движение, которое смотрится эффектно, занимает место на сцене и им можно заполнить музыку, если вдруг танцовщик во время танца забыл порядок движений. Такое редко, но случается. Все мы люди.
Вот такой краткий словарь балетного сленга, который поможет быть "в теме".