Необычный способ выйти из депрессии и улучшить эмоциональный фон.
В 12 лет я впервые испытала на себе такой метод лечения, как арт-терапия. После занятий я не только стала спокойнее и избавилась от стресса, но и заинтересовалась практическими направлениями психологии, в частности арт-терапией.
Люди, далекие от психологии, не понимают истинного значения арт-терапии и принимают ее за “простое рисование”. Другие же, когда узнают, что это форма психологической помощи, и вовсе отказываются иметь с ней дело, чтобы “мозгоправы” не лезли в душу.
А ведь заниматься арт-терапией можно не только с помощью кисти и красок. Да и специалист не всегда нужен, можно проводить лечение дома, выполняя несложные упражнения.
В связи с этим я спешу развеять всяческие мифы и рассказать, что же такое на самом деле арт-терапия.
Что такое арт-терапия
Арт-терапия – это способ исследования и лечения психоэмоционального состояния человека, основанный на самовыражении через искусство и творчество.
Она подходит всем, не имеет побочных эффектов или противопоказаний, как у таблеток, и ограничений по возрасту, полу и социальному статусу. А охват психологических заболеваний и отклонений, при борьбе с которыми помогает арт-терапия, необычайно широк.
Цель
В зависимости от проблемы, из-за которой человек принимается за лечение, можно выделить следующие цели:
- борьба с подавлением эмоций;
- избавление от негативных мыслей;
- диагностирование психического заболевания;
- контроль над определенным видом эмоций (например, управление гневом);
- уменьшение влияния фобий;
- решение конфликтов внутри семьи;
- приобретение и развитие коммуникативных и творческих навыков;
- повышение самооценки;
- улучшение настроения.
К целям лечения не относится фундаментальное изучение какого-либо вида искусства. Не надо быть талантливым художником или гончаром, чтобы пройти курс арт-терапии.
Функции
Арт-терапия – это универсальный метод лечения, так как он не только приводит к положительному результату, но и делает это мягко, не травмируя и не вызывая болезненных воспоминаний.
Терапия выполняет ряд функций.
- Одна из основных – коррекционная. Во время лечения нередко меняется взгляд на жизнь, уходят страхи и комплексы, появляется чувство контроля над эмоциями и мыслями. Происходит коррекция эмоционального состояния и поведения.
- Развивающая. В центре внимания находятся сильные стороны человека, во время терапии они развиваются и укрепляются, а также приобретаются новые навыки и умения.
- Метод лечения предполагает создание чего-то нового: песен, книг, картин, музыки. Это суть творческой функции. Отмечу, что простое написание книги или работа с коллажем не является арт-терапией. Только взаимосвязь с психологией и анализирование своего творчества можно назвать методом лечения.
- Психотерапевтическая функция отвечает за лечение в прямом смысле этого слова. Арт-терапию эффективно применяют при борьбе с серьезными психологическими проблемами.
- А если использовать арт-терапию не как основной, а как дополнительный метод, чтобы ускорить процесс лечения или корректировки, то это вспомогательная функция.
- Также с помощью искусства можно провести не лечение, а диагностику пациента, отсюда и диагностическая функция. Самый распространенный способ сбора информации о человеке посредством рисунков.
- Очищающая функция помогает высвободить негатив, избавить тело от напряжения, а голову от токсичных мыслей.
Область применения
Как я уже писала ранее, поле деятельности арт-терапии обширно, от серьезных психических патологий до обычного плохого настроения.
Основными показаниями для проведения данного вида лечения являются:
- каждодневный стресс;
- депрессия;
- эмоциональная нестабильность;
- наличие фобий и психологических травм;
- заниженная самооценка;
- замкнутость и подавление эмоций;
- отсутствие коммуникативных навыков;
- возрастные кризисы;
- семейные конфликты;
- задержка в развитии у детей.
Классификация арт-терапии
Область применения лечения искусством огромна, поэтому и видов лечения образовалось немало. К тому же искусство продолжает развиваться, и с каждым годом копилка пополняется все новыми методиками, позволяющими работать с проблемами личности.
Показатели, по которым классифицируется арт-терапия:
- по вовлеченности в процесс;
- по количеству участников;
- по длительности лечения;
- по видам искусства.
По вовлеченности в процесс
У этого критерия есть две формы.
- Активная, или созидательная. Имеет прямую связь с творческой функцией, т. е. лечение происходит путем создания работы или предмета искусства. Так человек “высказывается” и наглядно показывает, что происходит с ним. После созидания происходит расшифровка того, что выдало подсознание. Активная форма более эффективна и применяется чаще.
- Пассивная, или наблюдательная. Возможно ее применение при легких недугах, например, если человек нервничает перед важным событием или переживает из-за недавнего негативного опыта.
В этом случае не надо создавать что-то свое, достаточно подобрать и изучить произведения искусства. Психолог, на основе ответов на вопросы “что понравилось”, “какие эмоции вызывает эта работа”, “что хотел сказать автор”, определяет, что чувствует пациент и как дальше проводить с ним сеансы.
По количеству участников
Различается индивидуальная и групповая терапия.
Первый вариант применяется, если пациент замкнутый, скрытный, недоверчивый или стеснительный человек, подвержен расстройству аутического спектра, социофоб или просто плохо ладит с другими людьми.
Специалист дает ему задание, а после совместно обсуждается и анализируется проделанная работа.
В отдельных случаях арт-терапевту не нужно разбирать вместе с пациентом его задание, так как результат говорит сам за себя. Например, ребенок сочинил сказку, где у главного героя нет друзей, что говорит о проблеме общения со сверстниками у юного пациента.
Групповая терапия проводится чаще. Участникам лечения предлагается погрузиться в творческую атмосферу, где они могут свободно выражать свои мысли и эмоции, создавать предметы искусства и обсуждать их. Арт-терапевт контролирует процесс.
Важно, чтобы пациенты не мешали друг другу творить и уважали личное пространство каждого.
Группы могут быть смешанными или делиться по определенным критериям:
- пол;
- возраст;
- вид искусства;
- проблема, с которой борется человек.
По длительности лечения
Когда у человека серьезные психологические проблемы и патологии, арт-терапевт составляет программу лечения сроком от пары месяцев до нескольких лет. Это долгосрочная терапия.
В противном случае, при поверхностной психологической коррекции и помощи, курс длится от одного дня до трех-четырех недель и называется краткосрочной терапией.
По видам искусства
Все виды творчества могут стать основой для арт-терапии. Благодаря такому разнообразию каждый индивидуально может выбрать свое направление.
Изотерапия. Для лечения используют рисунки и их интерпретации. Инструментами могут быть кисти и краски, фломастеры, карандаши, ручки или мелки. Тема может быть произвольной или какой-то определенной.
Я часто встречала людей, которые путали арт-терапию с изотерапией и считали, что это одно и тоже. Подобное происходит из-за популярности рисования как вида лечения.
Библиотерапия. Применяется не только чтение известных литературных произведений, но и другие формы взаимодействия с текстом. Например, переписывание концовки, анализ произведения, написание своего рассказа или сочинения.
Сказкотерапия. Ее нередко относят к разновидности библиотерапии. При лечении используют либо уже написанные сказки, либо собственного сочинения. Их анализируют и обсуждают, дописывают и переписывают, ставят спектакли. Дети во время сказкотерапии познают, что такое хорошо и как надо поступать.
Музыкотерапия. Вариаций использования музыки как средства лечения – три: прослушивание музыкальной композиции и ее последующее обсуждение, самостоятельная игра на музыкальном инструменте совместно с пением или без него, активные действия под музыку, например, игры.
Драматерапия. Создание театральных постановок и выступление с ними на публике. В отдельных случаях проводится не столь сложное действо, как постановка, а просто проигрывается ситуация, связанная с проблемой пациента.
Дэнстерапия. Танцы любых стилей дают возможность “почувствовать” собственное тело, повысить самооценку, раскрепоститься, избавиться от зажатости и стеснения, избавиться от комплексов. О других способах, помогающих полюбить себя, мы писали ранее.
Куклотерапия. Используется прежде всего при работе с детьми. В кукольном театре обыгрывается какая-то проблемная ситуация, где участвуют любимые персонажи мультфильмов или сказок. Иногда пациенту дается задание создать оригинальную куклу из подручных материалов.
Песочная терапия. Пациенту выдается ящик не более 10 сантиметров в высоту и около полуметра в длину и ширину. В нем находится главный рабочий материал – песок. Кроме того, предоставляется вода, если человек захочет работать с мокрым песком, и формы для создания фигурок.
Сознание выдает какие-то образы, и человек воспроизводит их на песке. На протяжении всего процесса проводится беседа с арт-терапевтом, который следит, что создает обследуемый, как он это делает, что разрушает и меняет в своей работе.
Глинотерапия. Подходит для тех, кто еще не может прямо рассказать о своих проблемах, чувствах и переживаниях. В этом методе слова заменяются ассоциациями, символами и образами из глины.
Фототерапия. Можно пользоваться готовыми работами или создавать авторские снимки. Они обсуждаются, классифицируются по группам, пациенты сочиняют истории к отдельным фотографиям или к серии снимков, проводят выставки, создают инсталляции и коллажи.
Последний вариант творческой деятельности иногда выделяют в отдельный метод – коллажирование.
Тканевая терапия. Как и с фотографиями, пациент создает композиции, инсталляции и коллажи, но только при помощи различных лоскутков ткани.
Мандалотерапия. Пациенты работают с мандалами, т. е. особыми геометрическими фигурами, создаваемыми в буддизме и индуизме во время религиозных практик. Мандалы раскрашивают, воспроизводят по памяти с помощью рисования на песке или карандашом, плетут из нитей.
Цветотерапия. В психотерапевтических целях используются цветовые сочетания и образы. Психолог наблюдает, как пациенты выбирают цвета, у каждого из которых есть своя характеристика, а после анализирует их выбор.
Арт-терапия с метафорическими ассоциативными картами (МАК). Ассоциативные карты – это изображения людей, природы, животных, сюрреалистических образов и слов. Они помогают определить подсознательные мысли и чувства, разобраться, в каком направлении двигаться психологу, чтобы продолжить лечение.
Кинотерапия. Одна из “ленивых” вариаций арт-терапии. Занятие проходит за просмотром фильмов или отдельных видеороликов на конкретную тему, выбранную психологом. При обсуждении просмотренного материала часто происходит переосмысление жизненных ценностей.
Бумагопластика. Можно применять любые виды искусства данного направления: квиллинг, оригами, аппликация, торцевание из гофрированной бумаги и т. д. Техники в большинстве своем монотонны и требуют усидчивости.
Арт-терапия для разных возрастов
Прежде чем остановиться на одном методе лечения, нужно учесть цель лечения, интересы пациента и его особенности. Одним из важных критериев отбора психологической техники является возраст.
Для дошкольников
Арт-терапия часто используется воспитателями в детском саду, чтобы понять ребенка и помочь ему построить отношения со сверстниками, быть самим собой и развить творческие способности.
Для того чтобы найти общий язык с малышами, арт-терапевты используют “волшебство”, которое сопровождает сказки, юмор, персонажей и образы, создаваемые детьми. Активно применяется изотерапия, сказкотерапия и глинотерапия.
Ребенок одновременно расслабляется, развивает координацию и аккуратность, улучшает восприятие, совершенствует логику и воображение, а также улучшает память.
Арт-терапия помогает и детям с задержкой развития и разными психическими нарушениями. Для них это шанс выразить свои эмоции и мысли посредством рисования, лепки или музыки.
Для подростков
В период так называемого “трудного возраста” нередко используют арт-терапию.
Нереализованный потенциал, озлобленность, зажатость, скрытность, комплексы, низкая самооценка – все это частые причины обращения к психологу.
После прохождения курса арт-терапии большинство девушек и парней вместе с освобождением от негатива приобретают цель в жизни, уверенность в себе и умение общаться с противоположным полом. Для них также будет интересна статья Как найти свое призвание.
Для молодежи и зрелых людей
Несложные задачи, которые ставит арт-терапевт, помогают оценить психоэмоциональное состояние пациента, выявить и устранить проблемы, а заодно улучшить самочувствие.
Частые причины обращения взрослых за арт-терапевтической помощью:
- шаткое эмоциональное состояние (затяжная грусть, неконтролируемые обиды, гнев или страх, чувство стыда);
- психические расстройства;
- неудовлетворенность жизнью;
- низкая самооценка;
- проблемы внутри семьи;
- зависимости: алкоголизм, наркомания, азартные игры и т. д.
В особую группу объединяют беременных женщин, которых пугает неизвестность перед родами и последующей жизнью в качестве мамы. Арт-терапевт мягко и ненавязчиво помогает им побороть депрессию. Подробнее о том, как справиться с депрессией, можете прочитать в нашей предыдущей статье.
Для пенсионеров
Творчество помогает обрести силы и желание продолжать жить. Пенсионеры не только с пользой проводят свободное время, но и сохраняют интеллектуальную и эмоциональную стабильность.
Среди пожилых людей пользуются популярностью:
- рукоделие;
- пение;
- рисование;
- танцы.
Арт-терапия на дому
Арт-терапией не обязательно заниматься с психологом. Любой человек может использовать несложные методики самостоятельно. Однако присутствие арт-терапевта делает лечение эффективнее.
Итак, простые задания для арт-терапии на дому.
Прощайте, страхи
Как вы видите свои страхи? Слепите их из пластилина, глины или теста. Придайте каждой фигурке образ монстра или придумайте иное олицетворение своей проблемы. Выскажите ей все, что хотите: покричите, вылейте весь негатив, сомните в руках. А после сделайте из этого же материала что-то позитивное.
Притча
Найдите притчу, которая придется вам по душе. Внимательно прочтите ее и выпишите слова, затронувшие вас. Когда список будет готов, отберите 6-7 слов и составьте из них предложение. Это то, что говорит вам ваше подсознание.
Барашек в бутылке
Упражнение для детей и подростков. Попросите ребенка нарисовать барана в бутылке. Когда рисунок будет готов, задайте ему вопросы:
- Как его зовут?
- Есть ли у него друзья?
- Может ли он выбраться из бутылки?
- Хочет ли он этого?
- Помогает ли ему кто-то?
Это упражнение помогает выявить проблемы самооценки, социализации и коммуникации у детей.
Литература
Для тех, кто хочет знать больше, полезным будет окунуться в мир литературы.
Электронные книги
- Александр Копытин, Елена Свистовская. Арт-терапия детей и подростков. Первая в России книга, где собраны принципы и методы лечения. Работа полезна не только практикующим психологам, но и тем, кто просто интересуется данной тематикой.
- Ирина Сусанина. Введение в арт-терапию. В данной работе вы узнаете об истории становления арт-терапии, положении на сегодняшний день, а также о различных формах и техниках данного лечения.
- Виктория Колягина. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников. Книга раскрывает тему эмоционального развития детей и описывает процесс арт-терапевтической и арт-педагогической работы.
- Копытин Александр, Постальчук Ольга, МакКлин Корри. Арт-терапия женских проблем. Сборник работ отечественных и зарубежных арт-терапевтов. Приведены примеры психологических проблем, из-за которых женщины обращаются за арт-терапевтической помощью, и методы лечения.
- Копытин Александр, Постальчук Ольга, МакКлин Корри. Практическая арт-терапия. Лечение, реабилитация, тренинг. Описание истории становления арт-терапии в России. Включены варианты методик арт-терапевтической работы, сочетающие в себе все направления искусства.
- Алехандро Ходоровски. Психомагия. Воображение как основа жизни. При прочтении книги Алехандро Ходоровски вы с головой окунетесь в “беседу” с творческим и мудрым человеком, обладающим большим багажом знаний и огромным жизненным опытом. Он покажет, как искусство влияет на жизнь человека.
- Александр Копытин. Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса. Важнейшая часть работы психологов – это помощь людям, пострадавшим от травматического стресса. И в этой книге описываются методики для помощи пациентам с данным недугом.
- Вера Радостная. Арт-терапия с объектами, или Постановки на предметах. Новое направление или измененное старое? В этой работе вы узнаете об арт-терапии с объектами или «Постановкам на предметах», а также прочтете немало интересных примеров.
- Александр Копытин, Джордж Платтс. Руководство по фототерапии. Фотографии – инструменты арт-терапии. Какие есть упражнения? Какие формы работы с фотографией? Каких результатов можно добиться? Читайте – и узнаете!
- Виктория Кокоренко. Арт-терапия: своим голосом. Оригинальные арт-технологии, представленные в книге, будут полезны арт-терапевтам, психологам, психотерапевтам и читателям, которые заинтересованы в саморазвитии.
Печатные книги
- Наталья Жигамонт. Цвета и чувства. Ассоциативные метафорические карты в арт-терапии. Комплект включает 50 ассоциативных карт для активной художественно-творческой деятельности и методичку с инструкцией по применению и заданиями.
- Елена Тарарина. Практикум по арт-терапии в работе с детьми. Бывший практикующий психолог-консультант с одиннадцатилетним стажем делится собственным уникальным опытом работы с детьми. В книге описаны сферы активного использования современной арт-терапии.
- Елена Тарарина. Глубинная арт-терапия. Практики трансформаций. Читатели могут познакомиться с методиками и техниками работы с пациентами. Все примеры, приведенные автором, опробованы в реальной жизни.
- Алина Калакуцкая. Арт-терапия в работе с детьми и взрослыми. Для арт-терапии нужны лишь время и материалы для творчества. Все методы лечения можно проводить как с арт-терапевтом, так и самостоятельно у себя дома.
- Елена Тарарина. Супервизия в арт-терапии. Автор описывает сложные случаи из своего опыта работы психологом. Главная мысль книги: “Когда пытаешься помочь, не навреди”.
- Кожохина, Копытин, Уханова. Экологический и средовой подходы в арт-терапии. Это первый русскоязычный сборник, научно-практические дисциплины (экопсихология, экотерапия, экология здоровья) тесно связаны с арт-терапией. Кроме того, в книге описана специфика работы с людьми, страдающими от различных форм зависимости.
- Джудит Рубин. Искусство арт-терапии. Легкий и деликатный подход, здравый смысл, эмоциональное и увлеченное лечение, направленность основного внимания на решение проблем пациентов – вот на чем основывается работа Джудит Рубин.
- Копытин, Корт. Техники ландшафтной арт-терапии. Книга является сборником современных методик арт-терапии, связанных с ландшафтными объектами. Описываются арт-терапевтические занятия и их результаты.
- Огнеслава Белояр. Тайные символы Велеса. Арт-терапия. Это не просто книга, а книга-раскраска. В ней вы найдете символы Велеса – одного из языческих богов Древней Руси. Также прочитаете рассказ о других языческих богах древних славян и рекомендации по работе с рисунками во время арт-терапии.
- Дэвид Вудроф. Точка за точкой. Арт-терапия. Рисование как ничто другое отвлекает от забот и проблем. А коллекция рисунков по точкам, которую вы увидите в этой книге, позволит вам достичь чувства удовлетворения и умиротворения.
Заключение
Арт-терапия доказывает, что искусство – это не только красиво, но еще и полезно. Недаром во все времена ценилось творчество. Оно не только повышает настроение, но и развивает навыки и способности, помогает бороться с психологическими проблемами и измениться в лучшую сторону.
Многое из того, что я написала, взято из личного опыта. Например, упражнение “Барашек в бутылке” применялось психологом, который работал со мной более десяти лет назад, когда я была подростком.
Есть ли у вас похожие истории? Расскажите, занимались ли вы творчеством с медицинской целью? А если не было подобного опыта, поделитесь, какой метод арт-терапии привлекает вас больше всего.