Задания по математике вызывают тревогу, а порой даже панический ужас у каждого второго школьника — об этом говорит исследование Российской академии образования. Такие эмоции мешают не только решать задачи, но и в целом оперировать числами в обычной жизни. Как распознать математическую тревожность и помочь ребёнку избавиться от неё? Разбираемся со специалистом.
Что такое математическая тревожность
Математическая тревожность — это эмоциональное напряжение, беспокойство или даже страх, которые возникают при любом оперировании числами или другой математической информацией. Она может проявляться не только во время занятий в школе, но и в повседневных ситуациях, например когда нужно рассчитать, во сколько обойдётся покупка в магазине.
Так, при столкновении с математикой у человека резко путаются мысли и теряется фокус, запоминать информацию становится почти невозможно — из-за того, что все силы уходят на работу со стрессом и тревогой.
Как распознать математическую тревожность
Самый простой способ понять, есть ли у ребёнка математическая тревожность, — узнать, страшно ли ему выходить к доске или выполнять домашние задания. При решении каких-либо примеров, ожидании урока или контрольной он может ощущать:
- сильнейшее беспокойство;
- угрозу;
- приступы паники;
- учащённое сердцебиение;
- холодный пот;
- зуд на коже.
Иногда у детей даже проявляются вполне реальные симптомы болезни: поднимается температура или начинается расстройство желудка.
Человек с математической тревожностью всегда старается избегать ситуаций, в которых нужно взаимодействовать с цифрами и что-то посчитать.
Сейчас благодаря безналичной оплате можно не высчитывать сдачу в уме, но игнорирование проблемы в результате может негативно повлиять на достижения ребёнка и в других точных науках, а также привести к тому, что он совсем перестанет справляться со школьными заданиями.
Чаще всего по мере усложнения школьной программы растёт и страх. В результате даже способные ученики не выбирают дисциплины, связанные с математикой.
Но математика — это не только про умение считать, но и про развитие логического и критического мышления, поиск закономерностей и выявление причинно-следственных связей, тренировку памяти, внимательности и точности. Чтобы не лишать себя возможности прокачивать эти необходимые каждому метанавыки, важно победить математическую тревожность как можно раньше — иначе она так и продолжит негативно влиять на жизнь.
Почему появляется математическая тревожность
Стереотипы и негативные установки
Часто взрослые передают ребёнку своё негативное мнение о каком-либо предмете. Так, ещё до начала обучения в школе ребёнок слышит от родителей, как будет сложно и какими непостижимыми для изучения окажутся синусы, косинусы, логарифмы и интегралы.
Такие убеждения заранее настраивают детей на то, что они ничего не поймут.
Пробелы в знаниях и методика преподавания
Математика — наука цельная и последовательная. Это значит, что, если ученик пропустил одну тему, он, скорее всего, не сможет полностью разобраться в следующей. Пропасть и пробелы в знаниях будут только расти, а ребёнок постоянно будет бояться, что его спросит учитель, а он опозорится у доски или на экзамене.
Ещё тревожность растёт, когда школьник подозревает учителя, например:
- в незнании чего-либо;
- в разделении класса на «любимчиков» и «отстающих».
Если же ученик видит в учителе справедливого и компетентного наставника, уровень его стресса и тревоги существенно снижается, а интереса к предмету, наоборот, становится больше.
Как помочь ребёнку справиться с математической тревожностью
Укреплять и улучшать базовые знания
Чтобы избавиться от «страха цифр», с ними нужно подружиться. Начать можно с тех примеров и задач, которые ребёнку под силу уже сейчас.
А в дополнение к занятиям математикой стоит делать упражнения на развитие внимания и памяти. Это поможет снизить уровень математической тревожности, ведь любой материал будет усваиваться легче.
Не развивать «культуру неудач»
С одной стороны, страх ошибки помогает ответственно подходить к работе, проверять и перепроверять всё по несколько раз. С другой — заставляет всегда находиться в напряжении. В детском коллективе вероятность сделать ошибку вызывает сразу волну опасений:
- учитель поставит низкую оценку;
- одноклассники засмеют;
- родители расстроятся или накажут.
Задача родителей — не критиковать, а помочь разобраться и сделать акцент на том, что уже получается хорошо.
Необходимо объяснять ребёнку, что всегда есть шанс исправить ошибку — для этого мы и учимся. А ещё советовать пробовать сделать что-то ещё раз, а не опускать руки после первой неудачной попытки.
Замечать любые успехи
Положительное подкрепление — прекрасная почва для того, чтобы избавиться от тревожности и взрастить любовь к математике.
Отличный педагогический приём — создавать ситуации успеха. Например, можно решить за вечер не семь задач, а пять. И, не зацикливаясь на неудачах в решении сложных уравнений, сфокусироваться на закреплении алгоритма решения более простых.
Суть в том, чтобы переходить к сложному постепенно — так школьник обретёт уверенность и будет плавно наращивать знания.
Увлекать тем, что нравится
Ещё один способ подружиться с математикой — найти её в том, что ребёнок любит. На практике связь с математикой можно обнаружить практически у всего.
Например, многие фундаментальные принципы музыки, такие как ритм и интервалы, неразрывно связаны с математикой. Нужно только найти эту связь.