К нему можно задать два вопроса: «Какой?» и «Что делающий?».
Причастие – это часть речи, которая отвечает на два вопроса: «Какой?» и «Что делающий?». Например: мальчик (какой? что делающий?) играющий на скрипке. А вот к слову «игривая (натура)» можно задать только вопрос «какая?», поэтому игривый – прилагательное. К глаголу «играть» задается тоже только один вопрос – «что делать?», а к деепричастию «играя (на скрипке)» – вопросы «как?», «что делая?».
То есть причастие совмещает в себе признаки и прилагательного и глагола. Обозначает и признак, и в то же время действие. Например: читающий, играющий, поющий – он вроде бы и «какой», то есть описывается признак, и в то же время «делающий что-то» – дается указание на действие.
Что надо говорить о причастии вашей учительнице
Вот тут есть проблема. Определение причастия в разных учебниках не совсем одинаковое. Н. М. Шанский считает, что причастие – самостоятельная часть речи, а В. В. Бабайцева – что это форма глагола.
Если у вас учебник русского от В. В. Бабайцевой и называется «Русский язык. Теория. 5-9 класс», говорите, что причастие – форма глагола. Если учебник Ладыженской (синенький, с гжелью, там и теория, и упражнения, учебник для каждого класса свой), надо говорить, что причастие – самостоятельная часть речи.
Дальше, вне зависимости от учебника, вы будете говорить: «обозначает признак предмета по действию, совмещает признаки глагола (вид, время, залог) и признаки прилагательного (род, склонение)». Чтобы запомнить их, придумайте себе какое-нибудь бестолковое выражение типа «ВоВа ЗаРоС» – вид, время, залог, род, склонение.
Виды причастий – вот тут все срезаются
В видах причастий все путаются. Вспоминаем нашу фразу «ВоВа ЗаРоС» и разбираем по ней каждый тип причастия.
По Виду причастия могут быть совершенного и несовершенного вида. Если вид Совершенный, в вопросе к причастию будет буква С. Запомните: С – Совершенный:
- Прочитавший (книгу) – «Какой?», «Что Сделавший?» – Совершенного вида.
- Читавший (книгу) – «Какой?», «Что делавший?» – несовершенного, нет буквы «с» в вопросе.
По Времени: настоящего и прошедшего времени. Будущего нет:
- Танцующая (балерина) – «Какая?», «Что делающая?» – настоящего времени. То есть она вот сейчас передо мной танцует.
- Танцевавшая – «Какая?», «Что делавшая?» – прошедшего времени. Уже не танцует.
По залогу: действительные и страдательные. Действительные – которые сами совершают действие. Страдательные – которые «страдают», то есть над ними совершается действие, кто-то что-то с ними делает.
- Играющий (мальчик) – «Какой?», «Что делающий?» – действительного залога. Понятное дело, что он сам играет.
- Сыгранная (пьеса) – «Какая?», «Что сделанная?», «С которой что сделали?» – страдательного залога. С ней что сделали? Сыграли. Понятно, что она сама себя сыграть не могла.
- Построенный дом – «Какой?», «Что сделанный?», «С которым что сделали?» – страдательного залога. С ним что сделали? Построили. Он сам себя не построит.
Вопросы типа «Что сделанный?» не надо произносить на уроке. На уроке надо спрашивать «С которым что сделали?». «Что сделанный» – это для ваших мозгов, чтобы они быстрее все поняли и не тупили.
По роду: мужского, женского, среднего рода:
- [Он] пьющий – «Какой?», «Что делающий?» – мужского рода.
- [Она] пьющая – «Какая?», «Что делающая?» – женского рода.
- [Оно] пьющее – «Какое?», «Что делающее?» – среднего рода.
Склонение – это изменение по числам и падежам. Причастие можно просклонять, то есть прогнать по всем падежам и числам. Сделаем это с причастием «спящий»:
- Именительный падеж (какой? какие?): спящий, спящие.
- Родительный (нет какого? каких?): спящего, спящих.
- Дательный (даю какому? каким?): спящему, спящим.
- Винительный (виню какого? каких?): спящего, спящих.
- Творительный (творю с каким? с какими?): со спящим, со спящими.
- Предложный (предложение о каком? о каких?): о спящем, о спящих.
Путаете порядок падежей? Запоминалочка: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». Иван – Именительный, Родил – Родительный, Девчонку – Дательный, Велел – Винительный, Тащить – Творительный, Пеленку – предложный.
Еще два слова о действительных причастиях
Действительные причастия могут быть возвратными/невозвратными, переходными/непереходными.
Возвратное – это когда есть -ся:
- Воспроизводящаяся (дорожка) – «Какая?», «Что делающая?» – возвратное, с -ся.
- Воспроизводящее (устройство) – «Какое?», «Что делающее?» – невозвратное, без -ся.
Переходное – когда есть (или может быть) зависимое существительное в винительном падеже без предлога. Например, причастие «изучающий» – переходное, потому что при нем может быть прямое дополнение в винительном падеже без предлога: изучающий биологию.
Возвратность и переходность – это признаки только действительных причастий, у страдательных их не может быть в принципе.
Пример характеристики причастия
Для закрепления. Характеризую причастие «Проигранный (бой)» по нашей схеме: ВоВа ЗаРоС:
- Вид: бой (что Сделанный? с которым что Сделали?) проигранный – совершенного вида.
- Время: бой (с которым что сделали [в прошлом]?) проиграли, он уже давно проигранный – прошедшего времени.
- Залог: бой (с которым что сделали?) проиграли, он проигранный – страдательный залог. Он сам себя не мог проиграть. И выиграть тоже.
- Род: бой (он какой?) проигранный – мужского рода.
- Склоняется: проигранный бой, проигранного боя, проигранному бою, проигранные бои, проигранных боев, проигранным боям и так далее по всем падежам.
- Категорий возвратности и переходности нет, потому что страдательное.
Всё. Есть вопросы – пишите в комментариях. И не забывайте нашу прикольную фразу «Вова зарос». Завтра напишу статью про причастный оборот.
Всем хороших оценок, высоких баллов на ЕГЭ.
P. S. Мое видео про причастия.