С 3 по 5 апреля в Военно-морском корпусе Петра Великого прошли показы одежды pret-a-porter «Дефиле на Неве», 6 апреля там же соcтоялся шоу-рум. В «Дефиле на Неве» приняли участие Таня Котегова, Лариса Погорецкая, Лилия Киселенко, Диана Голубкова, Клавдия Смирнова, Давид Кома, Людмила Мезенцева (Москва), Виктор Анисимов (Донецк), Татьяна Земскова&Алена Ворожбит (Киев), Любовь Воюш (Витебск), а также дебютанты Татьяна Котес (Минск), Леонид Алексеев (Санкт-Петербург), Станислав Лопаткин (Санкт-Петербург), Татьяна Мискевич (Москва), Елена Старикова (Пермь), Николай Морозов (Брест).
Мероприятие посетили Генеральный консул Украины Виктор Семенов и Вице-губернатор и и.о. председателя комитета по печати Ирина Потехина.
Первый день показов «Дефиле на Неве» начался с часа дебютантов. Свои коллекции показали молодые петербургские дизайнеры Станислав Лопаткин и Леонид Алексеев. Коллекция «Увертюра» Стаса Лопаткина (осень-зима 2003-2004). Маленькая девочка усыпала подиум лепестками цветов, по которым под оперную арию прошествовали модели. Розовый восход, золотой песок, тёмный шоколад, серость улиц в дождливую погоду — палитра Стаса Лопаткина. Вышивка и лампасы из кружева, шифоновые банты, завязанные под коленом, заниженная талия, аппликации, рюши и меховая отделка пальто, платьев, обуви. Крашеные шубы из кролика с капюшонами, меховые кардиганы и горжетки — все для «Женщины в расцвете лет, ведущей активный образ жизни».
Коллекция молодого дизайнера Леонида Алексеева под девизом «Любовь побеждает все» напомнила зрителям о лете, солнце и, соответственно, beach wear. Модели танцевали, слали воздушные поцелуи, демонстрируя легкомысленность и раскрепощенность. Некоторые из них гуляли по подиуму босиком, остальные — в золотистых сандалиях на платформе. Лето не за горами, поэтому самое время вспомнить о мини, купальниках, туниках. Основные цвета — бежевый, кремовый, золотистый, белый. Из аксессуаров особенно запомнилась сумочка с ручкой в форме вешалки. Поскольку Леонид Алексеев с 2000 года является дизайнером фирмы FOSP, мужская часть коллекции представляла собой вариации на тему классического костюма. Но с долей летней иронии — кто знает, что скрывает строгий костюм? Может быть, татуировки во всю спину? Рубашки с замысловатым узором, «для сильных духом людей, не чуждых развлечениям».
Открытие осеннего «Дефиле», дизайнер из Витебска Любовь Воюш представила коллекцию «Подвижная скульптура» (осень-зима 2003-2004). Коллекция отличается своим «гипер-конструктивизмом». Асимметрия кроя и декора, обилие прорезей на платьях и костюмах, самые неожиданные сочетания ремней и хлястиков, завязок, аппликаций и оборок, а также вязки. Дизайнер сочетает разные материалы — ручной трикотаж и кружево, шелк и кожу. Любовь Воюш делает одежду для повседневной жизни. Основными чертами коллекции сочетание мягких структур с ломкими, хрупкими материалами. По-прежнему актуально искусственное состаривание ткани: потертые цветочные орнаменты, выцветшие рисунки и мягкие брызги бежевых, серых, зеленоватых оттенков составили основной декоративный набор коллекции. Контрастность матовых и блестящих поверхностей, фактур и рельефов, выбеленные и припыленные орнаменты и рисунки, вышивка поверх фактурных полотен — это микс мужского кроя, женственных оборок, сложно сложенных конструкций. Гламур сочетается с необработанным рустикальным шиком.
Коллекция Дианы Голубковой «Принц и нищий» адресована зрелым женщинам. Модели с высокими прическам и массивными украшениями на шее дефилировали в длинных полупрозрачных юбках с завышенной талией с букетиками сухих цвето в нежных руках. Кружевные шарфы, пояса-цепи с бронзовыми медальонами — неизбежные аксессуары неброского шика. Легкие блузки, ниспадающие на одно плечо, рукав в три четверти, полупрозрачные вставки — все, что не кричит, а завлекает. Диана использовала специально обработанную джинсу с блестками, окрашенную в разные цвета. Джинсовый наряд для невесты — не новость, но и не тривиальность. Блеск тканей и украшений соединяется с простотой кроя и линий. Коллекция посвящена Петербургу, который, по словам модельера, «принц по рождению, но нищ по состоянию».
Футболки, шорты, удлиненные безрукавки на молнии, развевающиеся юбки — море, солнце, пляж — источники вдохновения Юрия Малашенко. Япония и японский джазмен вдохновили дизайнера на создание летней коллекции. Основные цвета — бежевый, песочный, голубой, цвет морской волны. Отдельно стоит сказать об аксессуарах. Это массивные бусы, пуговицы-запонки, кольца. Особенно запомнились куртка из тончайшие кружева, с россыпью цветов. Юрий Малашенко создает одежду «для продвинутой молодежи и женщины, которая хочет всегда быть молодой». Она носит короткие шортики и приталенные платья. Ее вкусы вполне традиционны, ее девиз — «женственность без агрессии». Нетрадиционные линии кроя, сборки, драпировки и разрезы сочетаются с выверенностью пропорций.
Закрывал первый день «Дефиле на Неве» Давид Кома, чья новая коллекция посвящена 300-летию Санкт-Петербурга. Единственный модельер, который вспомнил о празднике нашего города. От Давида ждали эпатажа. И не обманулись в ожиданиях. На пресс-конференции Давид признался, что хотел надеть на всех манекенщиц собачьи намордники. «Вы не представляете, как собачьи намордники идут людям. А если их приложить к красивым женским грудям, то получится великолепный лифчик», — рассказывает 18-летний Давид Кома. К счастью, он позволил девушкам предстать перед зрителями без этих двусмысленных аксессуаров. Но зато в полной боевой раскраске. Четко прослеживающийся образ женщины-вамп стал главным в коллекции «Ассамблея 703». Шикарные черные камзолы с золотыми пуговицами, черные же спортивные куртки с надписями 1703 и Peter I, супер-мини, галифе и гетры выше колен, туфли на высоченных зеленых каблуках, женское тело выставляется на показ. Но любую откровенную вещь можно превратить в носибельную. Коллекция Давида сделана, в основном, из ненатуральных тканей с добавлением эластана. Черный-черный пес Петербург и порочная «госпожа».
Под песни Верка Сердючка («Тихо шла, пирожок нашла…») манекенщицы пританцовывали, посылали воздушные поцелуи, прыгали по подиуму. Долой каменные лица — пусть на лицах играют весенние улыбки. Виктор Анисимов, показов которого всегда с нетерпением ждут в Питере, открыл второй день «Дефиле на Неве». На этот раз Анисимов вдохновился творчеством Казимира Малевича. Используя образы живописи знаменитого художника, модельер создал наиболее целостную, по мнению журналистов, коллекцию этого «Дефиле». Прямые цитаты — сумки, майки, футболки с аппликацией или принтами из наследия отца супрематизма, все цвета радуги, многослойность, обилие полосок. Особенно запомнились многослойные «ступенчатые» штаны из вельвета. Головной убор № 1 от Анисимова — тюбетейка. Вещи у модельера самостоятельны Можно примерить нежный белый свитер из кролика с черным крестом, дополнить сумкой на длинной лямке или безрукавку с надписью: «К. Малевич Мужик Гроб Лошадь» , и остаться серой мышкой нет ни малейшего шанса.
Обувь от Анисимова носят как на правой, так и на левой ноге, а брюки спококнйо можно надеть задом-наперед. Не удивляйтесь, встретив на улице человека в красном ботинке. Второй ботинок будет зеленый. И от этого кому-то обязательно станет веселее.
Северный образ жизни ассоциируется у киевского дуэта дизайнеров Алена Ворожбит & Татьяна Земскова с рыболовством. По их словам, рабочим названием коллекции было: «Чукча идёт с рыбалки». А нерабочим — Fish(ka). Женственность, желание утеплиться и при этом остаться элегантной. Рыба — древний символ счастья и богатства. Сезонность коллекции абсолютно традиционная: зима/лето. У нас пока обновляют гардероб сезон в сезон, а в продвинутом мире — на полгода вперед. Ворожбит и Земскова совмещают несовместимое. Кто знает, возможно, у этого хода большое будущее… Помимо сезонности, нетривиальность сочетаний прослеживается и в подборе материалов. Шёлк и мех, фатин и трикотаж. О чукчах напоминали дополняющие почти все платья квадратные капюшоны с опушкой. На прозрачное вечернее платье — трикотажную кофту, на уши — меховые наушники — и вперед, никакой мороз не страшен. Изюминка коллекции — яркие нижние юбки с кринолином (кивок на 50-е годы). У сарафана, украшенного коричневыми «огурцами» — тяжелые широкие бретельки из кожи и бирюзовая нижняя юбка. Тема милитари (накладные карманы и обилие ремней) — основная тенденция. Основные цвета — коричневый, черный, кремовый, розовый, золотистый, белый. Карманы — это то, что должно быть у каждой девушки. Например, шесть на бежевой короткой юбке, по одному на каждой складке.
Скелет рыбы на трикотаже — основная «фишка» коллекции.
Модели, которые показала Лена Старикова (Пермь) — достойный результат качественной и кропотливой работы. От коллекции Стариковой веет теплотой. Этому способствует цветовая гамма — все оттенки коричневого, бежевого и кремового. При достаточно простой фактуре все модели выглядят изысканно. Это достигается благодаря приталенному и удлиненному силуэту. Особенно красивы плащи с вышивкой и аппликациями в виде маленьких машинок и силуэтами девушек, словно вырезанных из книги «Шейте сами» или разноцветных стрекоз. Среди характерных деталей коллекции можно отметить кожаные ремни, используемые исключительно в декоративных целях. И снова карманы, одна из тенденций нового сезона (брюках, пиджаках и блузках). В Металлические кнопки дизайнер рассыпает по подолу юбки. Они имеют прямую связь с серебристым оттенком такни. В этом сезоне он в фаворе не только у нас, но и, к примеру, у Dolce&Gabbana. Серебро Лены Стариковой мерцает в шарфах, воздушных нижних юбках, вышивке, и самой ткани. Еще одна любимая деталь Лены — капюшон. Наиболее часто встречающаяся длина юбки у Стариковой — до колен или чуть ниже, силуэт — свободный. И снова нижние юбки, кокетливо выглядывающие из-под плаща при каждом шаге. Лена планирует выпускать также детские коллекции. В 2002 году на Днях высокой моды в Калининграде Старикова получила первую премию именно в этой номинации.
Коллекция Gipsy Kings Ларисы Погорецкой триумфально завершила второй день «Дефиле на Неве». Перед началом публике было представлено впечатляющее слайд-шоу из фотографий Анатолия Бесинбаева. На большом экране сменяли друг друга модели и гости мастерской Погорецкой, заснятые в самых неожиданных позах. Это возможность понаблюдать за примеркой словно сквозь замочную скважину. Кадры на экране динамично сменялись, напоминая модный видео-клип. После этого на время погас свет в зале и ритмичная жесткая музыка сменилась плавной нежной мелодией. Над подиумом кружился густой дым. Появлявшиеся девушки в высоких шляпах-цилиндрах и длинных плащах-платьях с глубоким v-образным вырезом напоминали героинь черно-белого кино. Богемные барышни с едва оголенной грудью и демонстрировали черные балахоны, чуть не достающие до пола, двухслойные юбки и сарафаны поверх рубашек. Необычно смотрелись остроконечные капюшоны, вызывавшие ассоциации со средневековыми ведьмами. На блузках свободно болтались подтяжки защитного цвета (наверное, прилетевшие сюда из коллекции Pearl harbor), которые отлично сочетались с сумками через плечо на длинных широких ремнях. Дизайнер стягивает девушек в корсеты, хотя это и несовместимо с понятием о gypsies (цыганах). Платье невесты было вполне в духе коллекции, где смешение стилей рождало необычные образы и странные ассоциации. Вместо фаты Погорецкая использует капюшон, а позади плыл длинный шлейф из ткани, которую словно небрежно скрепили в нескольких местах булавками. Шоу прошло на «ура».
Третий день «Дефиле» открыли дебютантки Татьяна Котес (Минск) и Татьяна Мискевич (Москва). Представленные коллекции были абсолютно разными.
Татьяна Котес по образованию живописец, и это заметно. Она с особой точностью подбирает цвета и фактуры для новой коллекции «Идиллия». Оливковые шортики, желто-зеленые платья, длинные жилетки, многослойные шарфы-воротники казались сшитыми из гобелена. Рисунок ткани классический и женственный — геометрические узоры, цветы и полосы. Модельер, как правило, не работает с кожей, но в этой коллекции было представлено несколько вещей из этого материала. Строгие пиджаки, замшевые штаны с карманами высоко на бедрах и плащи, вместительные сумки на коротких ручках расшиты цветами из кожи, так же, как и некоторые платья. Изюминка коллекции — авторская обувь в той же «гобеленовой» манере.
У Татьяны Мискевич — однозначное милитари. Она назвала свою коллекцию «Воздушная тревога». Это вызвало определенные ассоциации. Мода чутко отражает изменения, происходящие в обществе. Как считает Татьяна, если в мире неспокойно, то и одежда должна быть агрессивной, противостоящей внешней нестабильности. Мискевич попыталась совместить роскошь дорогих тканей (шелка, бархата, атласа) с удобством и многофункциональностью военной формы. Роскошное вечернее платье, перехваченное на талии несколькими ремнями, дополнялось чулками в крупную сеточку.
Экстравагантные босоножки продолжались голенищами высоких сапог, с карманами у бедра. Блузки в сине-зеленую полоску напоминали сложенные парашюты. Рукава снимались , мужские куртки и длинные свитера удачно сочетались с узкими серыми брюками с полосами на боку. Обилие заклепок и ремней, характерное для милитари, не осталось незамеченным публикой.
«Королева трикотажа» Клавдия Смирнова в этом году отмечает 30-летие своей деятельности в моде. Она показала на «Дефиле» коллекцию «Признание в любви». Оно адресовано, по словам Клавдии, «городу, 20-м годам и людям, которые жили тогда». Показ начался с пения учеников Академии молодых певцов под руководством Ларисы Гергиевой. Изысканные девушки на подиуме пели и выглядели очень красиво. Однако это была только увертюра. Показ шел под фонограмму. Чёрно-белая полоска, расширяющаяся книзу, вырез щелью, тщательно уложенные кудри, красная помада. Белые свободные брюки, маленькие полосатые шорты, небольшое белое платье, скрепленное блестящими заклёпками по бокам. Вездесущее этой весной сочетание чёрного и белого разбавлялось цветом морской волны, оттенками охры, жёлтого и кирпичного. Были использованы ткани с рисунком. Завершалась коллекция традиционными вечерними платьями, черными и голубыми, с заниженной талией (в стиле 20-х г).
Новая коллекция Людмилы Мезенцевой, посвященная зиме 2004, — «Одноактная песня с припевом». Людмила, как дуэт Ворожбит и Земсковой и Татьяна Мискевич, связала моду и войну — это «игра в войнушку». Женщина в трудные времена воспринимает окружающую действительность особенно остро. Именно поэтому ее героиня надевает на себя плащ-палатку и идет вслед за своим мужчиной. Основные цвета коллекции — синий, черный, , серый, коричневый и зеленый, переходящий в хаки. На ногах у манекенщиц были балетные тапочки. Модельер объяснила это тем, что такая обувь подчеркивает театральность происходящего на подиуме. Многие модели выполнены с использованием парчи. Сложный геометрический узор на ткани периодически повторялся. Женщина, играя в войнушку, не подчеркивает достоинства своей фигуры, а выбирает то, что удобно и обязательно обладает большим количеством карманов. Карманы есть везде: на груди, сзади, по бокам, а на синем платье невесты — даже на спине повыше лопаток. Но романтичные юбки до колен, длинные платья, цветочные узоры и синее мини в крупный горох примиряют нас с действительностью. Юбки часто надеты поверх брюк, а у темно-зеленого платья длинные рукава перетекают в подол. Мужские костюмы казались своеобразным вариантом женских — тот же плащ-палатка, выглядывающий из-под пиджака и обилие карманов (плюс большие карманы). Очень интересной деталью стали браслеты из ткани, расшитой бисером и жемчугом. Людмила Мезенцева определила стиль своей одежды как замысловатый. И это правда.
Еще один дебютант «Дефиле на Неве» — Николай Морозов (Брест). Появился он внезапно, за несколько дней до начала показов, сам нашел информацию о «Дефиле» в Интернете и связался с организаторами. 30-летний дизайнер уже в течение 5 лет создает полные сезонные коллекции, которые представлены на международных выставках Москвы и Петербурга. А предприятию Николая Морозова уже более 10 лет. За эти годы оно приобрело большую известность. Поставки продукции «Nickolia Morozov осуществляются на территорию Республики Беларусь, России, Украины, а также странах Европы: Польши, Франции. Коллекцию, показанную на «Дефиле», дизайнер не будет продавать в Питере, она поедет во Францию. Только в конце весны модельер привезет к нам другую линию. На подиуме стоял роскошный старинный диван с небрежно разбросанными бархатными подушками, и красные вазы. Но все это так и не было задействовано, а было просто фоном. Зрители увидели коммерческую коллекцию, почти каждая модель которой была украшена «леопардовым» рисунком. Кожаные жакеты, льняные блузки, легкие юбки, брюки золотого цвета, усыпанные пайетками. Цвета — голубой, бежевый, зеленый, желтый. Женщин Николай Морозов одел в просторные вещи, а мужчин нарядил в обтягивающие. В основном Николай использует лен с добавками хлопка, вискозы или органзы, а дизайн ткани создает придумывает. В одном полотне может быть использовано 5-6 цветов. Особенно запомнилась обувь — веселая, с длинными загнутыми носами.
Традиционно показы «Дефиле на Неве» завершила Татьяна Котегова (Pret-a-porter de luxe «Весна-лето 2003»). Сначала зазвучало жесткое техно. Вышедшая было на подиум манекенщица закричала в мегафон, что это не ее музыка. «Включите мою музыку!», — потребовала красавица. И ее требование было выполнено. Зазвучала нежная, убаюкивающая мелодия. И шоу началось. Эта коллекция, что неожиданно, спортивная. Но не для тех женщин, что занимаются спортом, а «лишь планируют, как хорошо было бы бегать по утрам в парке или тренироваться в спортивном зале рядом с домом». Но при этом выглядят идеально. Для таких редких созданий — коллекция Татьяны Котеговой. Спортивная коллекция предлагает новый взгляд на спортивный силуэт полуприлегающий, из дорогой ткани (шелк, шерсть). Традиционные цвета Котеговой — черный и белый — дополнились бежевым, коричневым и необыкновенно насыщенным бирюзовым.
К новому сезону Татьяна предлагает легкие пальто, бархатные и шелковые пиджаки, сочетание футболки с элегантной юбкой, комбинезоны из набивного шелка, платья-майки. Необычность и элитарность нарядов от Котеговой подчеркивает особая ткань. Иллюзия «поношенности» достигается сложным технологическим процессом. Качественный шелк отправляют в китайскую деревню. Там на ткань наносят минеральную грязь, высушивают, затем полотнища промываются в реке, опять расстилаются прямо на земле и обрабатываются растертым корнем некого растения. В результате получается двусторонняя черно-коричневая материя. Секрет изготовления ткани строго хранится в деревне, и даже сама модельер не знает всех деталей сложного процесса.