ИТАР-ТАСС/ Александра Мудрац
90 лет сегодня празднует Владимир Дашкевич. Это имя кому-то может показаться незнакомым, но его музыку слышал каждый в нашей стране. Мелодии композитора сопровождают нас с самого детства и переносят в пространстве и времени. Например, помогают зайти в гости к сказке или отправляют в Лондон XIX века, прямиком на Бейкер-стрит. Кто помогал Дашкевичу сочинять музыку и что она такое в его понимании, выяснил корреспондент «Известий» Максим Прихода.
«В музыке есть только одно качество – это запоминаемость. Если музыка запоминается на один год – это ничего, если запоминается на десять – лучше, классика начинает запоминаться с 50 лет», – заметил Дашкевич.
Песня Бумбараша «Ходят кони» на музыку Дашкевича в легендарном одноименном советском фильме известна каждому.
«Фактически создали это жанр – высокая трагикомедия. Это было на Днепре и Юлик (Юлий Ким. Прим. РЕН ТВ) меня растолкал и стал петь «Ой, ходят кони над рекою. Ищут кони водопою!» Я ему сказал: «Юлик, здесь достаточно трех нот». И в течение несокльких минут эти три ноты записал», – вспоминает Дашкевич.
Музыкальная заставка телепередачи «В гостях у сказки» – тоже результат работы Дашкевича.
«Меня страшно раздолбалина худсовете за эту музыку, посчитав ее слишком инфантильной, негодной. Но она пошла в эфир. Она в общем 20 лет была заставкой в программе «В гостях у сказки». Ее попросил использовать Михаил Юзовский в фильме «Там на неведомых дорожках». И вот возникла эта песня», – заметил Дашкевич.
– Как часто вы ловили себя на ощущении, что вам кто-то транслирует что-то свыше?
– Довольно часто я это ощущал. Впечатление, что открывается дыра в пространстве и оттуда что-то идет, и ты не видишь того, кто это послал, – рассказал Дашкевич.
Главная тема к кинофильму «Собачье сердце» 1988 года тоже была написана Дашкевичем.
«Я не на стороне Преображенского, я на стороне Шарикова. Этого пса никто не заставлял быть человеком, он ни в чем не виноват. Там есть центральная сцена, которая очень важна, это когда Шариков подходит в зеркало и смотрится в него», – напомнил композитор.
– Как вам кажется, а на небесах музыка звучит?
– Понимаете, в какой-то степени можно считать, что эта музыка, собственно говоря, и есть то, что мы называем небесами!