МОСКВА, 15 января. /ТАСС/. Российский рынок легковых автомобилей может вырасти до 1,2-1,4 млн штук — примерно на 13-32%, считают опрошенные ТАСС эксперты.
К главным факторам, которые могут привести к таким результатам, эксперты отнесли перезапуск локальных производственных площадок, снижение ключевой ставки и, соответственно, ставок по автокредитам, а также стабильность курса.
Видео дня
Рынок новых автомобилей в России в 2023 году показал рост относительно более слабого 2022 года. Так, по данным аналитического агентства «Автостат», продажи новых легковых машин за 2023 год выросли почти на 70%, достигнув 1,059 млн единиц. Почти аналогичные результаты привел и Минпромторг РФ: по подсчетам министерства, в РФ было продано 1,056 млн легковых автомобилей, что на 62% больше, чем в 2022 году. При этом продажи новых автомобилей всех сегментов превысили 1,3 млн штук.
Большинство озвученных прогнозов предполагает сохранение динамики роста продаж автомобилей и в наступившем 2024 году. В Ассоциации европейского бизнеса, например, ожидают, что продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России могут вырасти в 2024 году на 15%, до 1,3 млн штук. Базовый прогноз «Автостата» предполагает рост продаж только легковых машин на 18%, до 1,25 млн, а согласно оптимистичному прогнозу — на 32% (до 1,4 млн).
Картина авторынка
В течение первых двух месяцев 2024 года дилеры прогнозируют сохранение стабильного уровня интереса покупателей, рассказал ТАСС директор розничных продаж автомобильной группы «Авилон» Илья Петров. Говоря о вероятных объемах рынка в целом, он отметил, что в текущих условиях «можно ожидать 1,25-1,4 млн проданных автомобилей по итогам 2024 года».
Аналогичного прогноза придерживаются и в группе компаний «Автоспеццентр»: как отметил генеральный директор Андрей Терлюкевич, продажи автомобилей в 2024 году продолжат расти — потенциал у рынка есть. «Мой прогноз — 1,2-1,4 млн (легковые и LCV) по итогам 2024 при сохранении статус-кво», — поделился своим мнением эксперт. Генеральный директор группы компаний «Автодом» Андрей Ольховский видит рынок чуть более скромным — 1,2-1,25 млн штук. Однако «с датой, когда Банк России примет решение опускать ключевую ставку, будут меняться и объемы продаж», подчеркнул он.
Гораздо более оптимистичный прогноз сделал директор по продукту сервиса «Авто.ру» Вячеслав Никонов. По его словам, в новом году китайские бренды продолжат расширять свое присутствие в России и вести дальнейшее развитие дилерской сети. Также планируется вновь запустить производство на некоторых заводах, отметил эксперт, однако четкая картина того, какие именно бренды придут на смену европейским и корейским, пока не ясна.
«Рост на 10-15% можно считать базовым сценарием. Перезапуск локальных производственных площадок и снижение ставок по автокредитам могут привести к увеличению продаж до 1,5 млн новых автомобилей», — считает Никонов.
О том, что ключевая ставка оказывает сильное влияние на продажи автомобилей, напомнил член совета директоров ГК «Петровский» Вячеслав Жигалов, добавив: чем скорее она начнет снижаться, тем более позитивные прогнозы можно строить. Тем не менее эксперт ожидает, что при стабильной экономической ситуации в этом году можно рассчитывать на показатели рынка в 1,2-1,3 млн авто.
Негативные факторы для рынка
Однако не все эксперты надеются на улучшение ситуации на автомобильном рынке в 2024 году — наоборот, она будет хуже, чем в 2023 году, считает обозреватель автомобильного портала «Дром» Сергей Арбузов.
«Для такого прогноза есть несколько причин. В 2023 году реализовался отложенный спрос, который копился в течение нескольких лет. В 2019 году причиной низкого спроса стал рост цен на автомобили, вызванный дефицитом моделей некитайских брендов. В 2020 году высокие цены были связаны с пандемийными ограничениями, а в 2022 году — с событиями на Украине. В 2024 году фактор отложенного спроса уже не будет оказывать такого сильного влияния на продажи, как в 2023 году», — объяснил он.
В наступивший год дилеры входят с большими запасами машин на складах. В декабре 2023 года об этом также сообщало издание РБК со ссылкой на исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова, который говорил, что около 175 тыс. нераспроданных китайских автомобилей скопилось у автодилеров и дистрибьютеров.
«В ноябре — декабре 2023 года практически все крупные зарубежные бренды предлагали прямые скидки — без оформления трейд-ина и кредита. Для некоторых моделей прямые скидки достигали 500 тыс. рублей. С дилерами, которые не предлагали скидок, можно было на месте договориться о снижении стоимости автомобиля на 100-200 тыс. рублей», — констатирует Арбузов. В I квартале 2024 года для поддержания спроса дилеры будут со скидками распродавать автомобили 2022 и 2023 годов выпуска, скопившееся на складах, уверен он.
Цены не будут снижены
В чем эксперты единогласны — так это в том, что предпосылок к снижению цен на автомобили пока нет.
Скорее более реалистичным сценарием будут дальнейшие предложения дилеров по программам поддержки и финансовых инструментов для клиентов, отмечает Терлюкевич. А по мнению Петрова из «Авилона», есть вероятность, что рост цен в наступившем году продолжится. «Но резких и существенных изменений пока не предвидится. В течение года стоимость новых автомобилей может расти в пределах 3% каждые 3 месяца», — прогнозирует он.
Китайское укрепление и параллельный импорт
Еще один тренд развития российского авторынка, который отмечают аналитики, — это дальнейшее укрепление позиций китайских брендов. Как отметил Арбузов, по результатам 2023 года количество автомобилей из КНР превысило половину всех проданных в России машин, в 2024 году их доля будет только расти. Однако, по его мнению, «потенциал к устойчивому росту сохранили только два крупных игрока — Geely и Haval», а у самого популярного в РФ китайского бренда Chery (а также его «дочек») в IV квартале 2023 года наметился застой, который может перерасти в спад продаж.
Тем не менее со стороны китайского автопрома далеко не все марки «пришли» в Россию и еще не все из пришедших развернулись на полную мощность, считает Жигалов из «Петровского». По прогнозу «Авилона», например, доля китайских брендов в 2024 году может достичь 60-65%. Показатели при этом зависят от планов автопроизводителей по поставкам и выводу новых моделей и обновленных версий на рынок, а также от объемов параллельного импорта. Но, как отмечает Никонов из «Авто. ру», схема ввоза автомобилей по альтернативным каналам перестала быть привлекательной с октября 2023 года, «поэтому спектр брендов в этом году будет расширяться не так экспоненциально».
Вместе с тем, как и другие эксперты, он ожидает большое число премьер от китайских автомобильных компаний, поскольку цикл обновления продукции у них очень высокий. «По сравнению с уровнем 2023 года объемы поставок автомобилей по данной схеме на рынок в целом вероятнее всего будут ниже. При этом отмечу, что спрос клиентов на параллельный импорт сохраняется», — подчеркнул Петров. В самом «Авилоне», в частности, ожидается появление новинок по брендам Volkswagen и BMW.