Фильмы и сериалы

Фестиваль актуального российского кино «Маяк» завершает свою работу

Второй фестиваль актуального российского кино "Маяк" сегодня завершает свою работу в Геленджике. Вечером назовут победителей двух конкурсов — полного и короткого метра. "РГ" заканчивает рассказ о шести дебютах из девяти конкурса полнометражных фильмов. Ранее мы писали о картинах "Папа умер в субботу" Заки Абдрахмановой, "Белый пароход" Инги Шепелевой и "Агния" Павлы Стратулат. Анализировали, в чем их сила, слабость и актуальность. Оставшиеся три дебюта — фильмы "На этой земле" Ренаты Джало, "Пепел и доломит" Томы Селивановой и "Вечная зима" Николая Ларионова.

Фестиваль актуального российского кино «Маяк» завершил свою работу

© Российская Газета

"На этой земле"

"На этой земле" — картина, которая начинается долгим пятиминутным планом. В селе, в XVIII веке, крестный ход. И первые минут двадцать фильма волей-неволей задаешься вопросом — зачем молодой девушке, самой младшей из режиссеров фильмов, представленных в конкурсе полного метра на фестивале, и XVIII век, и рассказ о простых людях в черно-белых красках, об их надеждах и суевериях, о добре и жестокости… Что ее в этом может привлечь? Чем увлечь тема? Не проще ли снимать кино о стримах в соцсетях, как делают многие ее ровесники?

С другой стороны, вспоминаешь, что этот же режиссер сняла документальный фильм не о своем ровеснике, а об именитом композиторе Леониде Десятникове "Ленечка", который был представлен в прошлом году на фестивале "Послание к человеку" и награжден там дипломом, и понимаешь, что есть в ней нечто, что не соответствует и ее возрасту, и общепринятому мнению о нем.

Картина "На этой земле" перекликается с фильмом "Жатва" режиссера Афины Рахель Цангари, который вошел в этом году в программу конкурса Венецианского кинофестиваля. Там тоже — о старинном поселении, о его добрых традициях и жестоких нравах, о поощрениях и наказаниях. И также рассказанное проецируется на весь мир в целом или наоборот. В фильме Ренаты Джало есть герой, который словно взят из фильмов Андрея Тарковского и перенесен в картину современного режиссера, как будто бы передана незримая эстафетная палочка. Но Рената рассказала на сессии вопросов и ответов после показа фильма, что Тарковского не смотрела. Можно ей верить или нет, но то, что среди жителей деревни, показанной в фильме "На своей земле", есть беглый каторжник, который сооружает крылья из стеблей камыша и пытается научиться на них летать — конечно же, вызывает у тех, кто постарше, ассоциации с "Андреем Рублевым", а для молодых людей возраста самой Ренаты может стать открытием.

Когда смотришь это кино, тебя словно накрывает некий морок. Вот ты уже словно в тесных избах и пристройках, смотришь сквозь нити, как прядут старушки, вслушиваешься в их разговор. И каждая говорит одно и то же, но со своей интонацией — шелест слухов, убеждений, умозаключений — формируется народное мнение. Две сестры — близнецы, но тут называются "двойнятки", одна "кушает" другую, потому что та заболела — язвы и раны покрыли ее тело. Значит, первая — во грехе, и что-то с ней не так, раз осталась здоровой. Сама она видит свой грех в том, что наблюдает за беглым героем, как тот пытается взлететь, и в этот час мечтает, надев его крылья, вырваться на свободу из мира, где она всегда виновата и должна слушаться старших и покоряться их воле. Выйти замуж, за кого они скажут, полностью принадлежать им, не позволяя себе ничего своего.

Как символ свободы в поселение приезжают скоморохи. В сценах с ними — одних из лучших в картине — появляется некое русское "джокерство", хотя на Руси шуты всегда назывались по-другому — Петрушками. Петрушки — это снова грех, ведь они во всем виноваты. И вот уже засуха и неурожай грозят жителям деревни, и зиму, похоже, не пережить. Одна надежда, что придет барин и поможет.

И вот уже едут-трясутся аристократы в скрипучей карете разобраться, что не так в этой деревеньке. Почему гниет на поле труп дворянки, что нужно сделать, чтобы народ не начал бунтовать и привлекать к себе внимание тех, кто выше? Аристократы в фильме показаны как некий коллективный запад, говоря языком новостей сегодняшнего дня. Режиссер в целом так подобрала лица артистов, что с них можно картины писать, но аристократические лица — это нечто особенное: невозможно отвести взгляд… Расхаживая в нарядных туфлях, надетых на белые чулочки, по деревенской грязи, баре пытаются понять свой народ или делают вид, что пытаются. Но более всего и им интересны самодельные крылья. Вот только решатся ли полететь сами?

Зрителю следует внимательно не только смотреть, но и слушать это кино — звук плетей перекликается с шепотом, скрипом, свистом, который возникает, когда крылья рассекают воздух… И в целом мелкие недочеты, которые по неопытности не проработала режиссер (не станем их даже упоминать), покажутся незначительными по сравнению с той работой, которую она проделала.

Что-то ей наверняка подсказал мастер — Алексей Учитель, что-то увидела сама, но в случае с Ренатой Джало мы наблюдаем талант, хватку и цепкий ум, умение ухватить главное так, словно режиссер и продюсер смешались в одном человеке и получилась такая картина, которую хочется сравнивать не только с Тарковским и Цангари, но и с работами других киномастеров. Автору этих строк пришло в голову сравнение с творчеством Алексея Германа-старшего, в том числе, и с его последним фильмом "Трудно быть Богом". И показалось, что Алексей Юрьевич при появлении фильма "На этой земле", который сняла 27-летняя девушка, где-то не на этой земле, но в облаках, довольно улыбнулся.

"Вечная зима"

Продюсерское перевоплощение и крик души. Успешный продюсер Николай Ларионов решил стать режиссером и автором сценария в одном лице и написал-снял картину "Вечная зима". Написал очень актуально — так, словно ориентировался на творчество Мартина Макдонаха, в частности, на фильм — оскаровский номинант "Банши Инишерина", при этом, решив развернуть кино в сторону зрителя и использовать российские национальные особенности. Место действия — Урал, город, разделенный на две части, одна из которых напоминает Европу, другая — Азию.

Александр Робак играет отца, который учит жить своего сына: нужно уметь драться, прежде всего. А уж потом — машину водить, "картофан" чистить, мусор выбрасывать… Тут же подвернулся случай продемонстрировать главное умение. Подозрительные типы на лестничной площадке. И пошло-закрутилось, одно за другое, око за око, зуб за зуб… Мороз по коже от "Вечной зимы" идет потому, что мы видим в картине родителей, которые переживают травмы и смерть своих сыновей. Это если выйти сразу на актуальное обобщение.

Александр Робак и Юлия Марченко — оба претенденты на призы за лучшие актерские работы, причем не только на кинофестивале "Маяк" в этом году. Сергей Грузинов, сыгравший сына, сразу же обращает на себя повышенное внимание. Для него эта картина — переход на новый уровень в недавно начавшейся карьере. Однако слабость фильма состоит в том, что продюсеров бывших не бывает, и, перейдя в категорию "таланта", Николай Ларионов не смог до конца себя отпустить. В фильме считываются все смыслы, в том числе и библейский, когда несчастный отец, из которого, казалось бы, утекла вся душа, "не узнал" своих и сына обидчиков.

Но не хватает режиссерского "сумасшествия" и "парения" над темой — слишком крепко стоит на ногах продюсер, что-то мешает ему "воспарить". Он проговаривает в фильме все до последнего слова. "Сильным легко быть. Любить сложно" — например, эту фразу, о которой зритель уже давно догадался. Поэтому, совет: при просмотре фильма (в прокате картина с 31 октября) фантазию не отключать, додумывать что-то свое. Слышишь в фильме фразу: "Когда же закончится эта зима?", подставь свои значения последнего слова.

"Пепел и доломит"

Сила картины Томы Селивановой — в ее умении быть режиссером, несмотря на молодость, и в выбранной теме. Недаром, картину отобрали на фестиваль в Роттердаме, где и показали в январе этого года. Тема — исследование корней. Бельгиец и русская девушка, которая стремится стать иностранкой и живет уже не в родной стране, приезжают в Россию, чтобы узнать и понять себя благодаря своим предкам. С одной стороны, хочется сказать режиссеру большое спасибо за то, что снова подняла тему лагерей и репрессий, что нетипично их показала. С другой, фильм (и в этом его слабость) страдает от болезни под названием "вторичность".

Такое впечатление, что автор раз пять пересмотрела фильм "Француз" Андрея Смирнова, "забрала" оттуда главного героя — актера Антона Риваля и попыталась снять кино направления "от 30-летней" — для своих ровесников на память.

Второй фильм, которым "вдохновлялась" (скажем так) автор, — "Волнами" Сергея Кальварского-младшего. Дебют, который можно посмотреть, а потом закрыть глаза и отдельно прослушать, поскольку его герой собирает звуки. Герои картины "Пепел и доломит" — девушка-режиссер и ее спутник, друг-любовник композитор, который помогает "собрать звуки" для ее фильма. Самая большая ошибка автора в том, что она не удержалась от соблазна снять в главной роли саму себя. И это, говоря на современном языке, — "киноселфи", совсем не тот уровень, который продемонстрировала нам, скажем, режиссер Кира Муратова, снимая картину "Короткие встречи", где играет главную женскую роль, а в главной мужской — Владимир Высоцкий.

Самолюбование и невозможность отстраниться от себя любимой перекрывают всю силу и актуальность этой картины, заставляя не верить автору, хотя и принимать тот факт, что она одарена. Однако, об этих чувствах можно забыть, если принять во внимание тот факт, что о периоде репрессий, о потере поколений практически не говорят в сегодняшнем кино. И каждое высказывание — столь ценное, что похоже на редкий кристалл доломита, необычайно привлекательный как для коллекционера, так и для музея в любой точке земного шара.

Источник: kino.rambler.ru

Похожие записи

Стивену Спилбергу понравился сериал «Медведь»

Фильм про Майлза Моралеса выйдет после «Человека-паука 4» с Томом Холландом

Стала известна дата выхода сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» на ТВ

Стала известна прибыль Жоры Крыжовникова от сериала «Слово пацана»

По легендарной игре The Sims снимут фильм. Что уже известно

Кустурица снимет фильм по роману Достоевского

Прокатчики надеются на успех в российском прокате драмы о Рудольфо Валентино

Variety: фильм «Наруто» снимет режиссер «Шан-Чи и легенда десяти колец» Креттон

Кузьма Сапрыкин становится «Оперативной памятью» Андрея Смолякова

Вышел новый трейлер мистических «Наблюдателей» с Дакотой Фаннинг

«Летучий корабль», «Космонавт», «Дева и дракон» и еще 13 фильмов марта

Завершились съёмки экранизации Until Dawn от режиссёра «Шазама!»

Ваш комментарий

− 2 = 1

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Новости от партнеров

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Прочитать подробнее