Экономика

ГД расширила в I чтении антиотмывочные нормы на участников платформы цифрового рубля

Госдума приняла в первом чтении законопроект, которым предлагается распространить нормы закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" на кредитные организации — участников платформы цифрового рубля. Документ был инициирован группой депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым.

Госдума расширила антиотмывочные нормы на участников платформы цифрового рубля

© ТАСС

В частности, законопроектом предусматривается многоуровневая модель исполнения антиотмывочных требований, предусматривающая вовлечение как кредитных организаций — участников платформы, так и непосредственно оператора платформы (Банка России). Основной "противолегализационный" функционал будет возложен на оператора платформы (Банк России), в рамках которого за ним закрепляются основные обязанности на постоянной основе реализовывать меры, предусмотренные политикой платформы цифрового рубля, — специальным внутренним документом, регламентирующим "противолегализационную" политику на платформе. Кроме того, оператор платформы обязан назначать должностное лицо, ответственное за реализацию политики платформы цифрового рубля.

При приеме на обслуживание и при обслуживании пользователей платформы ЦБ сможет оценивать степень риска совершения ими подозрительных операций и относить каждого пользователя платформы (за исключением кредитных организаций) к одной из трех групп риска совершения подозрительных операций. Также ЦБ сможет применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и проверять наличие среди пользователей платформы организаций и физлиц, в отношении которых должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств.

Кроме того, ЦБ будет представлять в Росфинмониторинг сведения об операциях с цифровыми рублями, подлежащих обязательному контролю (перечень таких операций будет определяться соглашением между Банком России и Росфинмониторингом), а также сведения о подозрительных операциях (подозрительной деятельности).

Согласно проекту закона, ЦБ также будет сообщать Росфинмониторингу об операциях, приостановленных в соответствии с антиотмывочным законодательством, о случаях расторжения договора счета цифрового рубля с пользователем платформы, отнесенным оператором платформы к группе высокой степени риска совершения подозрительных операций.

По запросу Росфинмониторинга ЦБ должен будет отказаться от заключения договора счета цифрового рубля с юрлицом или индивидуальным предпринимателем, который отнесен в платформе "Знай своего клиента" к группе высокой степени (уровня) риска совершения им подозрительных операций, а также с лицами, в отношении которых в соответствии с законом должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

В законопроекте также прописаны случаи, в которых ЦБ обязан расторгнуть договор счета цифрового рубля с пользователем платформы. Банк России также будет обязан ежегодно представлять на рассмотрение Национального финансового совета отчет о деятельности оператора платформы по выполнению им на платформе функций в "противолегализационной" сфере.

Решения ЦБ можно будет обжаловать

Законопроект также устанавливает механизм обжалования принятых оператором платформы решений, аналогичный тому механизму, который действует в настоящее время в отношении кредитных организаций и некредитных финансовых организаций. Такой механизм предусматривает поэтапное обжалование принятого решения сначала на уровне оператора платформы, а затем при необходимости на уровне межведомственной комиссии, созданной при Банке России с участием Федеральной таможенной службы, уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей, а также присоединившихся к участию в рассмотрении таких вопросов общероссийских общественных организаций, союзов и ассоциаций кредитных организаций.

За участниками платформы (кредитными организациями) сохраняется требование о проведении идентификации клиентов — пользователей платформы, а также закрепляется обязанность передавать их идентификационные данные оператору платформы. Также проект документа предусматривает новый вид обязательного контроля для кредитных организаций — участников платформы цифрового рубля, обусловленный совершением операций по зачислению и списанию денежных средств на счет (со счета) цифрового рубля и соответственно списанием и зачислением таких средств с банковского счета или электронного кошелька (на банковский счет или электронный кошелек) клиента.

Помимо этого, законопроектом вносится корреспондирующее изменение в закон "О банках и банковской деятельности", допускающее отзыв Банком России у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций в связи с неоднократным в течение года нарушением участником платформы антиотмывочных требований.

В случае принятия законопроект вступит в силу с 1 января 2025 года.

Источник: finance.rambler.ru

Похожие записи

Названа причина взлета цен на красную икру в России

Минфин США призвал европейские банки усилить контроль за обходом санкций

Банк России сократит продажу юаней

В компании TBNG заявили о поступлении газа из РФ в Европу через Турцию

Издержки судоходства на обход Красного моря оценили

В России назвали долю расчетов в нацвалютах со Средней Азией

Кабмин направит 17,5 млрд рублей на льготное кредитование для аграриев

Аналитики оценили продолжительность шоколадного кризиса

США предложили G7 выпустить гособлигации на замороженные активы России

Эксперт заявил, что западные компании мечтают вернуться в РФ

Ключевая ставка: для чего она нужна и на что влияет

Биржевые цены на бензин выросли

Ваш комментарий

36 + = 38

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Новости от партнеров

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Прочитать подробнее