Образование

Главные члены предложения – объясняю про них все, что вам надо знать

Подлежащее и сказуемое.

Главные члены предложения – что это такое понятным языком Главные члены предложения – объясняю про них все, что вам надо знать1

Сегодня мы поговорим о главных членах предложения в русском языке. К ним относятся подлежащее и сказуемое. Давайте познакомимся с ними поближе, разберем лайфхаки, которые облегчат вам школьную жизнь.

Что значит «главные»

Их достаточно, чтобы выразить мысль: «Я читаю», «Мама отдыхает», «Кот мурлыкает».

Более того, достаточно даже одного из них. Например: «Ночь» – понятно, что на улице ночь. Или: «Грустно» – одним словом сказали о своем душевном состоянии.

А вот второстепенных членов без главных не может быть. Нельзя просто взять и сказать: «С утра». Нужно либо подлежащее в паре со сказуемым: «Я работаю с утра», либо только сказуемое: «Моросит с утра».

Про подлежащее

Оно нужно для того, чтобы называть то, о чем идет речь. Например: «На улице идет дождь». О чем тут идет речь? О дожде, поэтому дождь – подлежащее.

Сразу важный момент. Подлежащее – это не тот, кто совершает какое бы то ни было действие. А именно тот, о ком идет речь в предложении.

Смотрите, в чем разница. «Дом строится рабочими». Кто тут совершает действие? Рабочие. А о чем речь в предложении? О доме. Подлежащее тут именно дом, а рабочие – прямое дополнение.

Про сказуемое

Начнем с того, почему оно так названо. Ученые дали ему такое название, потому что оно «сказывает», «рассказывает» о подлежащем. Что мы узнаем о «рыбаке» в предложении «Рыбак очень устал»? Что он «устал». «Сказывает» нам это как раз сказуемое.

Сказуемые могут давать самую разную информацию. Например, сообщать нам о:

  1. Действии: «Я вспоминаю прошлое» (вспоминать).
  2. Состоянии человека или другого живого существа: «Мне плохо» (плохо).
  3. Состоянии неодушевленных предметов или окружающей среды: «Вечереет».
  4. Возрасте: «Мне пятнадцать» (пятнадцать).
  5. Умениях и навыках: «Я умею танцевать танго» (танцевать).

И о многом другом.

Что от них зависит

Это очень важный блок. Сейчас дам материал, а потом объясню, почему.

От подлежащего в каком бы то ни было предложении зависеть может только определение. Например: «Ночь» – «Темная ночь», «Мгла» – «Беспросветная мгла».

От сказуемых может зависеть только дополнение и обстоятельство: «Стучать» – «Стучать молотком» (косвенное дополнение) – «Стучать молотком весь день» (добавилось еще обстоятельство времени).

Знать это надо для двух целей:

  1. Чтобы сразу видеть, полное предложение или неполное.
  2. Чтобы правильно определять тип второстепенных членов.

Если у вас в предложении есть подлежащее и дополнение, то сразу делайте вывод: «предложение неполное». Потому что дополнение может зависеть только от сказуемого, а его у вас нет. Например: «Вода в трубах» – очевидная неполнота. А полный диалог будет таким:

– Что это булькает?
– Вода в трубах.

Аналогичная ситуация. Если есть сказуемое и определение – предложение тоже неполное: «Красный падает». Полный вариант такой:

– Флажки поставили нормально, не падают?
– Красный падает.

Теперь о типе второстепенных членов. Вот ребенок пришел на репетиторство ко мне, я ему дал разбирать предложение. Там было словосочетание «тайны природы». Он говорит: «тайны (чего?) природы – дополнение».

Не правильно. Дополнение может зависеть только от сказуемого. От подлежащего зависят только определения. Поэтому: «тайны (какие?) природы» – несогласованное определение.

Что значит «морфологизованные» и «неморфологизованные»

В школе вряд ли встретитесь с этими словами, но для олимпиад пригодится.

Морфологизованное подлежащее – это такое, к которому нельзя задать вопросы «Кто» или «Что». Сравните:

  1. Хомячок ест. Кто? Хомячок – морфологизованное подлежащее.
  2. Жить – Родине служить. Как тут задать вопрос «кто» или «что»? Никак. Задается только общий вопрос: «о чем говорится в предложении». Подлежащее неморфологизованное.

Аналогично со сказуемым. Оно будет морфологизованным, если к нему можно задать вопрос, как к глаголу: что делает, что сделает, что делали и пр. Сравните:

  1. Я люблю читать книги. Я (что делаю?) люблю читать – морфологизованное сказуемое, с вопросами все окей.
  2. Мой брат учитель. Вопрос «что делаю» задать уже нельзя. Приходится выкручиваться с общим вопросом: «Что говорится о подлежащем» (то есть обо мне) – «учитель». Неморфологизованное сказуемое.

Как их правильно подчеркивать

Подлежащее всегда подчеркивается одной ровной чертой, без «разрывов», сказуемое – двумя.

У подлежащего нет «типов», поэтому под ним мы ничего не пишем. А под сказуемыми надо обязательно написать их тип: простое глагольное, составное глагольное или составное именное:

Подчеркиваю подлежащее и сказуемое

Над ними надо писать части речи, которыми они выражены. Например, я – это местоимение, учить – глагол, учитель – существительное.

Главные члены – не словосочетания

Словосочетания никогда не выражают законченной мысли. А подлежащее со сказуемым сразу образуют предложение, начинают выражать законченную мысль. Поэтому они не являются словосочетаниями.

Еще один момент, который вам поможет запомнить разницу. В словосочетании вопрос можно задать только от главного слова к зависимому, не наоборот. А от сказуемого, по идее, можно задать вопрос к подлежащему: Рабочие (что делают?) строят. Строят (кто?) рабочие.

Сказуемое и подлежащее как бы оба главные члены и сложно определить, кто из них главнее.

Полезные материалы по теме

Очень вам советую прочитать статьи про односоставные предложения. Я там даю много примеров и всегда их комментирую. Эти статьи помогут вам лучше различать подлежащее и сказуемое, правильно задавать к ним вопросы:

  1. Односоставные предложения (общая статья).
  2. Назывные.
  3. Определенно-личные.
  4. Неопределенно-личные.
  5. Безличные.

Еще рекомендую статью про словосочетание и сложное предложение.

Подпишитесь на рассылку блога. Вам на почту каждую неделю будут приходить наши лучшие статьи по русскому языку. Они небольшие, читаются обычно за три-четыре минуты, написаны простым языком (ну, я старался как мог, упрощал всеми силами).

Если у вас проблемы с русским, загляните в мои подборки с курсами. Они помогут вам эффективно готовиться к контрольным работам, ВПР и экзаменам:

  1. Подготовка к ВПР.
  2. Курсы подготовки к ОГЭ.
  3. Курсы подготовки к ЕГЭ.
  4. Общие курсы по русскому для школьников, взрослых людей, а также иностранцев.

Напишите, пожалуйста, как вам статья. Сумел ли я объяснить вам, что такое главные члены предложения, была ли информация в статье полезной. Если написано плохо, сложно, если вы устали и русский вам уже опротивел – скажите об этом тоже.

Спасибо.

Источник: vsvoemdome.ru

Похожие записи

Как пишется слово Ввиду – когда его надо писать слитно, а когда раздельно, и как легко запомнить

Заберу или забиру – как надо писать слово и как понять правило раз и навсегда

Бактерии – кто это такие, какие признаки их отличают от других организмов и что про них надо знать

Что такое степени сравнения прилагательных – объясняю простым языком

Что такое историзмы – даю понятное определение, объясняю функции историзмов в тексте

Что такое метафора – объясняю простым языком и привожу понятные примеры

Никто или некто – в каких случаях надо писать через «е», а в каких через «и»

Как пишется поэтому – самое простое объяснение и советы для школьников

Основа слова – что это такое, какая она бывает и как ее правильно выделить в слове

Когда «пожалуйста» выделяется запятыми – как легко понять правило и не путаться

Что такое частица – даю понятное определение, учу находить и правильно подчеркивать частицы

Редуценты – что это за организмы и какую роль они играют в биогеоценозе

Ваш комментарий

+ 43 = 53

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Новости от партнеров

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Прочитать подробнее