Они обозначают количество или порядок при счете.
Числительные – это одна из самостоятельных частей речи. Самостоятельная – то есть к ней легко можно задать вопрос и у нее есть значение. Значений у числительных два: либо количество предметов, либо их порядок (последовательность) при счете.
Если речь о количестве, то вопрос будет «сколько»: «Сколько у тебя карандашей?» – «Двадцать».
Если речь о порядке, то вопрос будет «какой?»: «Какой у тебя номер» – «Пятый». «Какими мы выступаем?» – «Третьими».
3 типа числительных по строению
Простые. Состоят только из одного слова, и в этом слове один корень: два, десять, сорок, сто, четвертый.
Сложные. Слово одно, но корней в нем несколько: двадцать, восемьдесят, пятнадцатый.
Как запомнить, сколько букв «н» писать
Смотрите, «дцать» – это десять. В слове «одиннадцать» пишется две буквы «н», потому что «один» кладется «на десять»: один + на + дцать = одиннадцать.
А в слове «тринадцать» одна «н», потому что три + на + дцать = тринадцать.
Составные. Когда несколько слов. И без разницы, сколько в них корней. Например: сорок пять, двадцать восемь, двести сорок первый.
Для учеников 8-9 классов любого уровня подготовки.
Морфологические признаки числительных
Разберемся сначала с количественными – теми, которые отвечают на вопрос «сколько». У них есть только падеж:
- Именительный: десять волчат.
- Родительный: десяти волчат.
- Дательный: десяти волчатам.
- Винительный: десять волчат.
- Творительный: десятью волчатами.
- Предложный: десяти волчатах.
Если вы не различаете падежи, путаете их порядок – прочитайте мою статью о косвенных падежах, я там даю несколько классных запоминалочек. Или посмотрите вот это видео, оно тоже мое:
Но.
Есть еще числительные «один» и «два». У них есть род, сравните: один мальчик, одна девочка, одно создание; два мальчика, две девочки, два создания.
У числительного «два» в женском роде появляется к тому же число: «три парня», «три девушки», но «два парня», «две девушки».
Порядковые числительные имеют те же непостоянные признаки, что и имена прилагательные, то есть род, число и падеж:
- Род: пятый выступающий, пятая наследница, пятое затмение.
- Число: седьмой номер, седьмые номера.
- Падеж: четвертый выпускник, четвертого выпускника и пр.
Актуально для учеников всех возрастов.
Собирательные числительные
Это такие, которые обозначают количество каких-то предметов как одно целое, показывают их единство. Например: «семеро козлят» – сразу представляется одна козлиная семья.
В выражениях типа «семеро одного не ждут», «трое против одного» тоже чувствуется некое единение этих троих и семерых, их превосходство над «одним».
Эти числительные появляются благодаря двум суффиксам: -ой- и -ер-. Примеры: четв-ер-о, дв-ой-э (двое).
Оба, обе – тоже собирательные числительные.
Дробные числительные
Они обозначают количество не целых предметов, а их частей. Например: «одна вторая» – то есть поделили на две части и взяли одну из них.
При этом может быть не отдельная часть, а сколько-то целых вместе с ней: «четыре целых пять десятых», «десять целых восемь сотых».
Когда вы письменно называете дробные числа, никаких запятых нет.
Полтора, полтораста – тоже относятся к дробным.
Какие числительные обозначают примерное количество
Если мы не знаем точное количество, то надо сначала назвать существительное, а потом количественное числительное.
Сравните:
- У меня сорок человек в классе! – четко и ясно, 40 человек.
- У меня в классе человек сорок (если не больше) – то есть я точно не знаю, но приблизительно 40 человек.
Синтаксическая роль числительных
Порядковые почти всегда являются определениями: «Передайте пятому выступающему, что …» – выступающему (какому?) пятому – это согласованное определение.
Но иногда они могут быть сказуемыми: «… что он будет третьим». Быть третьим – составное именное сказуемое.
Статья про сказуемые, на которую я ссылаюсь, небольшая, но я там учу различать все три типа сказуемых и правильно разбирать каждый из них. Если у вас с этим проблема – обязательно посмотрите. И скачайте оттуда мою схему, которую я старательно рисовал в Паинте.
Количественные числительные и существительные являются одним членом предложения. Смотрите: «Десять мальчиков играют в футбол» – (кто?) десять мальчиков. Это подлежащее. «Я передал информацию трем учителям» – передал (кому?) трем учителям – это косвенное дополнение.
То есть оторвать количественное числительное от существительного нельзя. Они образуют неделимое словосочетание. «Мальчиков» не может быть подлежащим, «десять» – тоже ни то ни сё.
Про 789 солдат
Сегодняшний текст подошел к концу, и я хочу, чтобы вы подписались на обновления. Объясняю почему.
У меня была практика в школе. Я детям [ну, как, детям, восьмой класс] сказал: «789 солдат – поставьте в творительный падеж. (С кем?) с 789 солдатами».
Чего они только с этим словом не делали. Как только не изворачивали. Весь класс склонял, и отличники и двоечники – ни один правильную форму не назвал.
Поэтому про склонение числительных будет отдельная статья.