Учим читать играючи.
Чудный литературный мир открывается ребенку буквально с самого рождения. Колыбельные, сказки, интересные истории, мультфильмы – все это окружает малыша с первых месяцев его жизни.
Но куда интереснее уметь самому читать книги, и сегодня мы поговорим о том, как помочь крохе освоить этот сложный навык.
Признаки готовности
Приверженцы теории раннего развития настаивают, что начинать обучать детей чтению необходимо буквально с первых лет жизни.
Но современные педиатры и неврологи не рекомендуют торопиться – в долгосрочной перспективе раннее чтение может понизить способности к обучению, ухудшить память и повлиять на интерес к познанию и миру в худшую сторону.
Однако родители вправе изучить предлагаемую информацию, оценить все преимущества и недостатки существующих методик и выбрать то, что им подходит.
Оптимальным возрастом начала обучения чтению считается 5-6 лет. К этому моменту дети обычно хорошо говорят, различают звуки, могут составлять развернутые длинные предложения и готовятся идти в школу.
Соответственно, первый признак готовности ребенка – достижение им указанного возраста.
Второй не менее важный признак – развитый фонематический слух. Если проще, то дошкольник может отличить слова, схожие по звучанию (например, дом–том, прут–пруд, лук–люк, лук–луг и т. п.).
Третий признак – малыш знает и умеет показать слова «вверх», «вниз», «право» и «лево». Это поможет вам в чтении книг, вы сможете голосом направлять ребенка в нужную сторону.
Четвертый признак – отсутствие логопедических проблем. В идеале ребенок должен хорошо выговаривать все звуки, особенно такие сложные, как «л» и «р». Если это не получается, самое время обратится к логопеду и получить упражнения для домашних тренировок.
Проблемы в логопедии в будущем отразятся не только на чтении, но и на письме. Этот момент важно вовремя отследить и скорректировать, особенно перед школой.
Еще несколько признаков, косвенно указывающих на готовность ребенка учиться читать: ему интересны книги, он хочет их рассматривать и понимать замысел автора не только с помощью иллюстраций, но и в виде текста.
Он любит слушать книги – здесь подходят и аудиоверсии, и чтение литературы родителями. Также малыш должен уметь пересказывать простые истории, которые произошли с ним или с членами семьи, чтобы смочь рассказать о прочитанном.
Методики
Существует несколько методик обучения чтению. Поговорим о них подробнее.
По Зайцеву
Эта методика существует уже более 30 лет и основывается на том, чтобы учить ребенка чтению, используя склады. Склады – это буквосочетания, с которых любой малыш учится говорить, в каждом из них присутствует не более 2 букв (например, «ка», «ма», «че» и т. п.).
Методика подходит и для раннего освоения чтения (считается, что она доступна для детей от 2 лет), и для более позднего развития.
Занятия проходят в игровом формате и длятся около 20 минут – этого времени достаточно для получения определенного навыка без потери концентрации внимания.
В наборе представлен 61 кубик, они отличаются по цветам, размерам, большие кубики обозначают твердые склады, а маленькие – мягкие.
Во время изучения родитель должен проговаривать или пропевать склады, чтобы малыш лучше их запоминал.
Преимуществ у методики много. Кроме достаточно непродолжительного времени занятия уроки можно проводить в любом месте, не ограничивая малыша в движении. Используются также зрительные, слуховые и тактильные каналы восприятия, что улучшает процесс обучения.
Подробнее о методике и правилах обучения можно узнать на сайте.
По Воскобовичу
Как и предыдущая методика, предложение Вячеслава Воскобовича строится на игровом формате обучения.
Самое простое пособие Воскобовича называется «Теремки». Кубики с нарисованными гласными буквами вкладываются в теремок с согласными буквами и получаются различные слоги. Сложив несколько теремков рядом, можно получить слово.
Еще одно пособие – «Коврограф Ларчик». Это игра, которая подходит детям с 2 лет и обеспечивает логическое, сенсорное и творческое развитие.
Также есть «Складушки» – книжка с картинками, песнями и персонажами сказок, состоящая из 22 страниц. При чтении и напевании песенок ребенок ознакамливается с буквами, слогами и в итоге учится читать.
С «Коврографом Ларчиком» можно придумать массу разнообразных игр. Коврограф представлен в виде сетки, а в наборе имеются веревки разных цветов, с помощью которых можно составлять фигуры и соединять слоги.
Например, автор предлагает такие игры с детьми: поделить веревки по клеткам (одну на 1 и 9 клеток, вторую на 2 и 8 клеток и т. д.), выложить разные линии из веревок, собрать грибы – один в одну клетку, два во вторую, три в третью, а дальше предложить ребенку самому составить логическую цепочку.
Эта система позволяет не только научиться читать, но также развить мелкую моторику, запомнить цвета, размеры, научиться классифицировать объекты, чертить, рисовать и фантазировать.
Обучение также проходит в игровом формате, что не даст ребенку заскучать, а родителю не придется монотонно объяснять все буквы и слоги.
По Доману
Любая мама, которая интересуется развитием своего ребенка, наверняка знакома с карточками Домана.
Гленн Доман – основатель нескольких методик развития малышей, начиная с младенчества. Им написано множество книг, одна из которых называется «Как научить ребенка читать» и переведена на русский язык.
Начинать заниматься можно буквально с первых месяцев жизни. В этом возрасте ребенку показываются карточки с изображением окружающих его предметов и живых организмов.
В дальнейшем карточки усложняются. Их можно приобретать в магазинах или на маркетплейсах, а также изготавливать самостоятельно, используя материалы, находящиеся в свободном доступе в сети Интернет.
У методики есть и минусы: считается, что такой формат обучения способствует только механическому запоминанию слов, отталкиваясь от образов на картинке. К тому же перед прочтением конкретной книги родителю потребуется время на изготовление карточек со всеми встречающимися в ней словами.
Возможно, данный метод хорош в тандеме с каким-либо другим или в качестве подводящего этапа к слоговому чтению.
По Монтессори
Методика Марии Монтессори идет от обратного – малыш сначала пишет букву, а потом учится ее произносить.
В этом методе обучения используется большое количество раздаточных карточек с буквами, вырезанными или сделанными из разных тактильных поверхностей и материалов.
Ученик обводит пальцем букву, произносит звук, соответствующий ей, и пробует воспроизвести ее на бумаге.
От изучения гласных и согласных букв постепенно можно переходить к слогам и словам. Этот метод развивает умение анализировать, улучшает мелкую моторику и логическое мышление.
Как и предыдущие методики, данный метод обучения подходит для раннего старта и составлен в форме игры. Можно работать с разными материалами: например, вырезать букву из наждачной бумаги и попросить малыша нарисовать ее в тарелке с манной крупой.
Слоговое чтение
Отчасти эта методика используется Зайцевым, который предлагает начинать обучение со слогов.
Отличие в том, что сначала ученик знакомится с букварем, гласными и согласными буквами и звуками, далее составляет из них слоги, а уже потом слова и фразы.
Так учились мы, так учились наши родители. На сегодняшний день вы сможете найти в магазинах большое количество детских книг, адаптированных под данную методику.
Тексты в них написаны слогами, которые отделяются друг от друга дефисом, и это облегчает процесс чтения.
Освоить различные методики можно как самостоятельно (и родители здесь будут играть ключевую роль и выступать в качестве учителей), так и с помощью электронных ресурсов.
Например, существуют различные онлайн-школы и приложения для смартфонов, которые в игровой форме помогут малышу освоиться в мире букв и звуков и научиться читать.
Игры и упражнения
Дети быстро теряют интерес к любому обучению, поэтому в процессе родителям стоит проявлять смекалку, чтобы малыш улучшал свои результаты.
Если ребенок уже знает буквы и мало-мальски умеет читать по слогам, предложите ему прогуляться в парке и поизучать вывески. Да-да, наверняка вы и сами помните себя в таком возрасте, когда ходили и вслух читали названия улиц, магазинов и вывески у кинотеатров.
Подойдите к ларьку с мороженым и попросите малыша зачитать, какие вкусы предлагают в магазине. Сошлитесь на то, что плохо видите, и ваш ребенок обязательно захочет вам помочь.
Подумайте, какие персонажи из игр или мультфильмов нравятся вашему малышу. Возьмите пластмассовые яйца от «Киндера» по количеству букв в имени героя, сложите в каждое бумажку с одной буквой и попросите чадо отыскать имя, ведь герою срочно нужно попасть домой.
Также можно на карточке написать какой-то известный ребенку слог (например, «ма», «па», «ба») и попросить отыскать его в интересной книжке.
Пользуйтесь магнитными буквами, которые удобно расположить на холодильнике. Например, разместите буквы «А» и «У» и скажите, что они поссорились между собой, но их обязательно надо помирить. Пусть малыш переместит первую букву ко второй и прочитает, какой слог получился.
В магазинах можно найти различные пазлы с изображением животных или знакомых предметов, а внизу картинки будут написаны слоги. Пазл нужно собрать и по слогам прочитать слово. Такие картинки можно изготовить и самостоятельно, предложив ребенку самому выбрать, что вы будете рисовать.
Включайте фантазию на максимум и старайтесь придумывать интересные игры, которые позволят малышу освоить чтение и понять, что читать – это на самом деле очень весело.
Несколько игр и упражнений для того, чтобы научить ребенка читать «с нуля», предлагает Шамиль Ахмадуллин, автор множества пособий по детскому развитию:
Советы
Хвалите малыша за успехи и не акцентируйте внимание на неудачах. Скажите ему, что ошибаться – это нормально, ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Занимайтесь регулярно, но не делайте занятия слишком длительными – так утомитесь и вы, и ваш малыш.
Будьте терпеливы, ведь освоить такой навык – дело не одного дня и даже не одной недели. Придумайте поощрительную систему – новую игрушку, совместный поход в игровую комнату, просмотр любимого мультфильма, время за настольной игрой.
Сделайте график или таблицу успеха, которую разместите на видном месте, и вместе с ребенком отмечайте на ней различными значками удачи в обучении.
И последнее – не настаивайте, если у малыша нет настроения, он болеет или до слез отказывается сегодня заниматься. Будьте гибкими, предложите другой формат или вовсе на время переключите его внимание на другой вид деятельности. Слезы и протест – не лучшие соратники в обучении.
Заключение
Научить ребенка читать – дело непростое, требующее от родителей терпеливости, последовательности и постоянства.
Выбирайте методику, которая вам кажется наиболее близкой для вашего мировоззрения, хорошо понятна вам и малышу, и приступайте к занятиям.
Не бойтесь неудач и научите ребенка относится к ним с легкостью – этот навык пригодится ему в дальнейшем также остро, как и чтение.
Успехов, дорогие родители! Дорогу осилит идущий.