Прыгаем как зайчики.
Любая физическая активность полезна для здоровья как взрослых, так и детей.
Некоторые дети начинают прыгать самостоятельно уже в 2-3 года, другим же требуется небольшая помощь со стороны родителей.
При прыжках важно помнить о правилах техники безопасности, чтобы избежать возможных травм и нанесения вреда развивающемуся опорно-двигательному аппарату.
Сегодня поговорим о том, как научить ребенка прыгать, в каком возрасте можно начинать обучение и познакомимся с веселыми играми, которые закрепляют навык отталкиваться от поверхности.
Возраст
Многие специалисты считают, что до 3-летнего возраста не нужно позволять ребенку прыгать на твердой поверхности самостоятельно, аргументируя свою позицию тем, что позвоночник малыша еще не готов к такой нагрузке.
Однако начинать имитировать прыжки можно примерно с 1,5 лет жизни малыша, используя для этого мягкие поверхности – кровать, диван или фитбол.
В возрасте до 3 лет дети прыгают с опорой на какой-то предмет или держатся за руки родителей. В это время можно использовать батут, но необходимо следить за временем – 10 минут будет достаточно для веселой и активной нагрузки.
С малышами удобно прыгать на фитболе, который фиксируется другим взрослым или удерживается ногами и упирается в неподвижный предмет – кровать или диван.
При прыжках на мяче взрослый крепко держит ребенка за руки, фиксируя запястный сустав.
Также рекомендуем перед началом выполнения подобных физических упражнений получить одобрение педиатра и ортопеда.
Подготовка
Для прыжков важно уметь удерживать баланс собственного тела и иметь сильные мышцы ног. Немаловажную роль играет и правильная осанка, оберегающая от получения проблем со спиной.
В качестве подготовительного мероприятия можно использовать известное всем с детства упражнение «Велосипед»: малыш лежит на спине, а родитель поочередно сгибает его ножки к животу, изображая езду на двухколесном транспорте.
Также можно устраивать конкурсы, разложив на полу веревку, по которой нужно пройти ровно и максимально быстро, или ходить по бревнам (в начале страхуйте ребенка, придерживая его за руки).
Координацию развивают и такие упражнения, как стояние на одной ноге – вторую ногу нужно согнуть в колене и удерживать ее на весу, балансируя в воздухе на одной опоре. Здесь также можно добавить элемент соревнования и разыграть какой-то интересный приз, чтобы повысить вовлеченность малыша в упражнение.
Разминайте стопы: это может быть обычный массаж, сделанный родителем, в котором мягко разглаживаются пальцы, внешний и внутренний своды стопы малыша, а также его пятка.
Можно ходить по разным неровным поверхностям – песку, камням, ортопедическим коврикам, катать ногой массажный мячик или удерживать пальцами ног небольшой предмет.
Все эти упражнения направлены на развитие координации ребенка, умение контролировать свое положение тела и улучшение работы ног. Занятия можно проводить в любое свободное время и после того, как малыш научится прыгать.
Обязательно хвалите ребенка за его успехи, побуждайте к занятиям, и вскоре вы сможете перейти к следующему этапу – освоению прыжков на обеих ногах.
Учим прыгать
Чтобы научить ребенка прыгать, вам нужно включиться в процесс и продемонстрировать на себе, как выглядит данное упражнение.
Пример
Покажите малышу, что нужно сделать, чтобы оторваться от поверхности вверх и приземлиться обратно, не испытывая дискомфорта в конечностях.
Встаньте на пол, поставьте стопы ровно, немного согните ноги в коленях и оттолкнитесь вверх, затем приземлитесь на ноги, контролируя, чтобы колени все так же были немного согнуты.
Не демонстрируйте слишком высоких прыжков – на первом этапе ребенку достаточно понять принцип действия, чтобы он освоил прыжки и затем самостоятельно регулировал их высоту.
Помочь малышу можно и немного по-другому: используйте для этого фитбол, зафиксированный вашими ногами, уприте его в мебель (чтобы вам было удобно, вы можете сесть на кровать или диван и подкатить мяч к себе).
Крепко держите ребенка за руки, фиксируя запястье, или возьмитесь немного выше локтей. Самостоятельно попружиньте малыша несколько раз, чтобы он понял принцип движений, а затем он сам будет отталкиваться от поверхности.
Такое упражнение достаточно делать в течение нескольких минут ежедневно, чтобы ребенок научился прыгать.
Самое главное условие: ребенок должен находится в хорошем настроении и быть здоровым, чтобы получать от процесса удовольствие и заряд положительных эмоций.
Вместе веселее
Прыгайте вместе – для начала можно посетить батутный центр, если вашему ребенку уже исполнилось 3-4 года.
Там вы вместе научитесь прыгать, сможете объяснить ребенку принцип движений: встать ровно, опустить руки вдоль тела, выпрямить спину. Для прыжка нужно немного присесть и оттолкнуться от поверхности, а затем приземлиться на полусогнутые ноги.
Сначала вы можете придерживать ребенка за руки, а затем пробовать отпускать его, давая возможность самостоятельно воспроизводить все необходимые действия.
Когда малыш освоит навык прыжков на пружинящих поверхностях (кровати, фитболе, батуте), можно переходить к прыжкам на твердой поверхности (на полу).
Техники
Все прыжки можно поделить на несколько видов: вперед, на одной ноге и спрыгивания.
Вперед
Покажите технику на собственном примере – этот вид прыжков довольно сложный, поскольку нужно одновременно совершить отталкивание от поверхности вперед и вверх.
Тренироваться можно сначала на пружинящих поверхностях, а затем пробовать воспроизводить прыжок на полу.
Помните о технике безопасности – ноги должны находиться в полусогнутом состоянии, чтобы при приземлении не травмировать коленные суставы.
На одной ноге
Этот вид прыжков требует высокой координации, поэтому важно тренироваться удерживать равновесие (здесь помогут хождения по веревке или брусьям, упражнения на балансире или массажных полусферах).
Для начала попробуйте вместе с ребенком просто постоять на одной ноге в течение нескольких секунд, а затем поменять опорную ногу. Можно помогать себе руками, удерживая баланс тела.
Далее покажите малышу, как нужно оттолкнуться одной ногой и приземлиться на нее же или на другую – сначала нога опускается на носок, а затем ставится всей стопой на поверхность.
Добавляйте различные игры в процесс обучения, чтобы прыгать было легко и интересно.
Спрыгивания
Спрыгивать можно с разных возвышений – для начала попробуйте спускаться прыжками с лестницы (только делайте это на последних ступеньках, чтобы обезопасить малыша от травм) или преодолевать таким образом бордюры на улице.
Для спрыгивания не нужно слишком сильно отталкиваться вверх – нужно просто одновременно спрыгнуть двумя ногами и приземлиться на них.
Показывайте собственным примером и проговаривайте пошагово ваши действия – ребенок с легкостью повторит за вами.
Игры
Обучение прыжкам также можно строить на играх, которые заинтересуют малыша и удержат его внимание.
Подражание
Самое простое, что вы можете предложить ребенку, – это попросить его продемонстрировать, как прыгают те или иные животные.
Предложите сегодня вечером попрыгать вместе, как зайчики, лягушки или кенгуру.
Вы можете посмотреть мультфильм с такими животными или видеоролик в интернете с настоящими животными, а затем попробовать воспроизвести увиденное в домашних условиях.
Хватай меня
Чтобы добавить спортивного интереса в ваши занятия, можно разместить над головой ребенка игрушку, мячик или любой другой предмет и попросить малыша схватить его в прыжке.
Старайтесь держать игрушку не слишком высоко, чтобы малышу хватило сил допрыгнуть до нее. В процессе обязательно хвалите ребенка и дайте ему насладиться пойманным предметом, поиграть с ним. После этого упражнение можно повторить.
Также можно разложить по комнате несколько игрушек и поставить в центр корзину, а затем попросить собрать игрушки в нее, но при условии – добраться до игрушек нужно с помощью прыжков.
Лягушата
Такая игра подходит как для одного ребенка, так и для нескольких детей.
Соорудите из подручных материалов «болотца» – положите плоские обручи или сделайте круг или квадрат из цветных карандашей или малярного скотча.
Ребенок становится «лягушкой», которой нужно запрыгнуть в «болотце», а затем выпрыгнуть из него.
Можно добавить соревновательный момент: выигрывает в игре та «лягушка», которая смогла попасть в центр «болотца» и не нарушить его границ.
Полоса препятствий
Развивать координацию можно с помощью полосы препятствий.
Сделайте ее в домашних условиях из подручных материалов: поставьте стул, под которым нужно проползти, положите веревку (по ней надо пройти), нарисуйте на цветной бумаге круги, в которые нужно запрыгнуть.
Фантазируйте, усложняйте препятствия, играйте на время и точность выполнения всех условий.
В возрасте 5-6 лет такие игры можно усложнять: прыгая, ребенок должен обернуться вокруг своей оси, двигаться на одной или обеих ногах, перепрыгивать через препятствие, во время прыжка хлопать и т. д.
Советы
Во время обучения можно проговаривать различные стихи и потешки, которые не только разнообразят ваши тренировки, но и научат чувству ритма и разовьют память малыша.
Для обучения выбирайте безопасные места, где нет риска удариться об угол стола или другой мебели или упасть с высоты. Придерживайте малыша за руки, если есть опасность падения.
Проводите занятия только при хорошем самочувствии ребенка и переносите тренировку, если у малыша нет настроения или он устал.
Чтобы укрепить мышцы ребенка, можно добавлять в ежедневные занятия различные упражнения, пример таких представлен в видеоролике:
Заключение
Чтобы научить ребенка прыгать, нужно развивать мышцы спины, живота и рук, тренировать умение удерживать баланс и проводить обучение в игровом формате.