Пальцы, палочки, карточки, таблицы – что из этого поможет научить ребенка считать? Давайте узнаем.
Математика – одна из самых сложных наук, знакомство с которой у многих детей происходит только в школе.
Современный подход к системе обучения требует, чтобы первоклассник к началу учебного года уже знал цифры, умел считать, вычитать и складывать их.
Сегодня мы поговорим о том, как научить ребенка считать, какие методики обучения существуют и как с помощью веселых игр и упражнений помочь малышу освоиться в мире цифр.
Когда пора учить
Считается, что начинать обучение счету можно в возрасте 4-5 лет. В этот промежуток дети обычно активно интересуются цифрами, моут установить закономерности между ними и уже производить простые арифметические расчеты, например, «на столе одно яблоко и во фруктовой корзине еще одно яблоко, сколько всего?».
Некоторые дети проявляют способности и раньше – в 3 года. Отталкивайтесь от собственного малыша, наличия у него интереса и желания познать мир цифр.
Этапы обучения
Все обучение можно разделить на этапы, переходящие от самого простого к сложному.
Мир цифр и чисел
Первостепенно необходимо познакомить малыша с цифрами и числами. Это проще и удобнее всего сделать с помощью пальцев.
Есть две руки, на каждой по пять пальцев, в сумме их 10. Это первая базовая ступень и освоение счета до 10. Вы можете поиграть в игры, называя каждый пальчик, а потом устроить им встречу. Выглянул один пальчик, выглянули еще два, а первый уже ушел домой (спрятался).
Также можно использовать счетные палочки и обучающие карточки, принцип обучения схож с «пальчиковым» методом.
Наглядные примеры
Абстрактные цифры дошкольнику довольно сложно понять, поэтому используйте наглядные примеры. На столе одно яблоко, у тебя один мяч, покажи «класс» – сколько пальчиков выглядывает?
Начинайте с маленьких величин, постепенно увеличивая количество изученных цифр. Рассматривайте, как выглядят цифры, как они пишутся, проговаривайте, что каждая цифра меньше или больше другой.
Например, 2 – это больше одного (опять же, используйте наглядные примеры, фрукты, пальчики, палочки), а 3 – меньше четырех и т. п.
Счет вслух
Первоначально все дети считают вслух, проговаривая цифры и операции, совершаемые с ними.
Позвольте ребенку это делать, ведь так задействуются сразу несколько систем: он одновременно смотрит на предметы, проговаривает цифры, прослушивает их и физически перекладывает или трогает предмет, обозначающий цифру.
Счет в уме
Высший навык – уметь считать в уме, «про себя». Эта опция зачастую недоступна маленьким детям, но дошкольники в 5-6 лет уже вполне могут ею похвастаться.
Не спешите переходить сразу к этой стадии, пусть ребенок освоится в мире цифр, научится простейшим операциям с ними и разберется в счете до 10, 20 и до 100.
Методики
Существует несколько методик, которые призваны помочь родителям и учителям обучить детей счету. Давайте поговорим о них подробнее.
Опора на состав числа
Эта методика предполагает обучение составу цифры. Например, 6 состоит из 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3.
При вычислительных действиях ею также можно пользоваться, однако не все дети способны сразу понять систему.
К примеру, для того, чтобы узнать сумму 8 и 6, надо первую цифру дополнить до 10 (8 и 2 – это 10), а из второй вычесть такое же число (6 — 2 = 4). Затем полученные числа (10 и 4) складываются и получается сумма 8 и 6.
Что можно сделать, чтобы помочь малышу освоить эту методику?
- Играть с шариками, бусинами, пуговицами, кубиками, деталями конструктора и прочими предметами, раскладывая их в разные кучки.
- Играть в расселение дома: старый дом признан аварийным, жильцам предложили новые дома, теперь их необходимо расселить. Например, в доме 1 могут жить 5 человек: сначала в него заехал 1, потом приехали оставшиеся 4 человека. Или заселились двое, осталось поселить еще троих и т. п.
- Игра по типу «Домино». Нарисуйте квадратик, в котором поставьте 1-2 точки. Предложите ребенку дополнить рисунок необходимым количеством точек, чтобы получилось загаданное вами число.
Такая методика позволяет детям довольно быстро производить вычислительные операции с числами, что поможет им быстро адаптироваться к урокам математики в начальной школе.
Таблицы
Этот метод подходит не всем детям, он основывается на заучивании таблиц сложения, вычитания и умножения. Можно использовать и таблицы Шульте, которые развивают у ребенка периферическое зрение и внимательность.
Их вы можете найти в интернете, распечатать и учить вместе с ребенком.
Также данную систему хорошо дополнят различные прибаутки, например, перед прогулкой вы можете сказать: «Пятью пять – двадцать пять, а мы идем гулять».
Старайтесь использовать их в повседневной жизни – так чадо быстрее запомнит числа («Шестью восемь – 48, в окна к нам стучится осень», «Семь на семь – 49, иди ко мне, носки наденем», «Два на 9 – 18, будем мыться собираться» и т. п.).
Вы можете привлечь к придумыванию числовых рифм и ребенка – это не только полезно с точки зрения математики, но и отлично развивает воображение и память.
Монтессори
Мария Монтессори предлагает обучать детей счету, используя разнообразный материал, отличающийся друг от друга фактурой, размером, цветом и формами.
Вы можете использовать и подручный материал – монеты, камушки, цветные кубики или брусочки и т. д.
Метод Монтессори основан на задействовании нескольких органов чувств, ведущая роль при этом отдается тактильным ощущениям.
Доман
Доман для обучения детей счету предлагает использовать карточки, на которых нанесены крупные красные точки.
Эта методика подходит для начала обучения, когда малыш должен усвоить счет до 10. В дальнейшем карточки можно использовать и для изучения вычислительных операций, таких как вычитание и сложение.
Поляков
Поляков предлагает использовать наглядные материалы: например, взять коробку и 10 кубиков. С ними необходимо изучить все цифры от 0 до 9, а потом освоить такие понятия, как сложение и вычитание.
Вы можете обучать малыша в игровом формате, представив, что коробка – это дом, а кубики – это жильцы. К жильцам могут приходить гости и уходить от них, кто-то из членов семьи может уйти в детский сад или на работу, а кто-то может появиться и остаться навсегда.
Когда этот этап освоен, можно приступать к изучению двузначных чисел, также используя кубики или другой наглядный материал.
Ментальная арифметика
Все большую популярность среди родителей набирает такая методика обучения счету, как ментальная арифметика. На сегодняшний день существуют онлайн-курсы и развивающие центры, которые активно обучают детей счету с ее помощью.
Во время обучения задействуются оба полушария головного мозга, из-за чего многие родители замечают у своих детей качественный скачок в развитии.
Обучают детей с помощью специальных счет, затем переходят к изучению счета «про себя» и не забывают делать акцент на развитии внимания, памяти и логики.
Игры и упражнения
Независимо от того, какую систему обучения вы выбрали, занятия можно и нужно проводить в игровой форме и подкреплять полученные знания увлекательными упражнениями.
Сосчитай
Эта игра подходит для детей младшего и среднего возраста. Она не потребует от вас усилий, а малыш сможет соединить умственную и физическую активность, не воспринимая игру как скучный урок.
На прогулке, по пути в сад или на развивающие занятия, в магазине или торговом центре предложите малышу что-нибудь посчитать. Например, сколько красных машин проедет мимо, сколько сосисок в упаковке, из какого количества вагонов состоит поезд для детей в торговом центре и т. д.
Магазин
Наверняка вы в своем детстве тоже любили играть в магазин, используя в качестве валюты листья деревьев или фантики. Давайте предложим поиграть и собственным детям.
Придумайте, какой магазин будет у вас, что в нем будет продаваться, сделайте ценники, кассовый аппарат, валюту. Ребенок может быть как покупателем, так и продавцом.
Если малыш встанет за кассу, то его задача – правильно подсчитать стоимость покупки и дать верную сдачу, а как покупатель он обязан дать кассиру нужное количество денег.
Хлопни в ладоши
В эту игру вы можете сыграть практически везде – в пробке, в очереди к врачу, пока едете в лифте.
Правила следующие: малыш должен хлопнуть в ладоши, как только услышит словосочетание с цифрой (большое зеркало, черная машина, три конфеты, рыжие волосы, одна мама и т. п.).
Вы можете попробовать запутать ребенка, спрашивая, точно ли не было цифр и чисел в предыдущей фразе, или усложнить задачу, попросив хлопать соответствующее цифре количество раз.
Кубики в коробке
Игра по методике Полякова, которую можно использовать независимо от выбранного вами способа обучения.
Коробка все также может быть домиком, а кубики – жильцами, которые то принимают гостей, то уезжают по делам, то дружат соседями.
На ощупь
Упражнение, созвучное методу Монтессори, в котором активно включаются органы осязания.
Из неоднородной поверхности нужно вырезать цифры от 0 до 9 (гофрированный картон, мягкая бумага, наждачка и т. п.).
Малыш с закрытыми глазами должен угадать предложенную ему цифру, предварительно ощупав ее.
В подобную игру можно играть без применения дополнительных предметов – нарисуйте на спине чада цифру, а он должен угадать, что вы нарисовали.
Чего не хватает
Вам потребуются цифры от 0 до 9, которые на ровной поверхности необходимо разложить перед ребенком. В самом начале рекомендуется раскладывать от меньшего к большему, в дальнейшем допускается хаотичное расположение.
Дитя отворачивается или закрывает глаза, вы убираете какую-то цифру и предлагаете ему угадать, какую цифру вы спрятали.
Еще несколько упражнений для устного счета можно найти в видео от Шамиля Ахмадуллина, автора множества развивающих пособий для детей:
Тренажеры
В век Интернета можно использовать в качестве помощника и онлайн-тренажеры.
Например, на планшет или смартфон вы можете установить приложения («Математика: устный счет», «Математика и логика для детей 5-10 лет», «Веселая математика для детей»), которые в интересном формате предлагают детям изучать счет и вычислительные операции.
Советы
Изучите существующие методики обучения счету и выберете ту, которая вам кажется наиболее оптимальной в соответствии с возрастом ребенка.
Помните, что дошкольникам сложно концентрировать внимание, поэтому старайтесь фиксировать время занятия (утром, днем или вечером) и не делать его слишком продолжительным (достаточно 10-15 минут).
После занятия с ребенком желательно поиграть в активные игры, выйти на прогулку или другим способом переключить его внимание на физическую активность.
Акцентируйте внимание на успехах, обязательно хвалите малыша за его достижения и не ругайте за неудачи. Можно придумать поощрительную систему – например, за неделю регулярных занятий пообещайте (и выполните обещание!) совместный поход в игровую комнату.
Мотивируйте ребенка – сделайте таблицу успехов, в которой вы будете отмечать радостными смайликами, яркими цветами или другими символами дни, когда урок прошел успешно и малыш усвоил материал.
Запаситесь терпением и пониманием. Все сразу может не получиться, на какой-то теме придется «посидеть», что-то усвоится быстрее. Будьте гибкими и помните, что Москва не сразу строилась.
Заключение
Научить ребенка считать – задача не из легких. Но выбор методики, систематические и регулярные занятия, закрепление успехов обязательно дадут свои плоды, и царица наук однажды покорится вашему ребенку. Удачи!