Считать в уме любые примеры? Легко!
Царица наук – математика – сложно дается большинству школьников. Дети испытывают трудности с вычислительными операциями, а многим трудно быстро и правильно сосчитать пример в уме.
Сегодня мы поговорим о том, как научить ребенка считать в уме, в каком возрасте этому нужно обучать и каким методикам следовать.
В каком возрасте
Оптимальным возрастом для освоения устного счета считается 5-7 лет ребенка. В это время его мозг и психика дозревают до нужного уровня, а самое главное – у дошкольника появляется интерес к цифрам и возможным действиям с ними.
В игровом формате стимулировать интерес к точной науке можно уже с 3-4-летнего возраста. Используйте различные игры, кубики и пирамидки, вырезайте цифры из тактильных материалов (например, наждачная бумага, гофрированный картон и т. п.).
Этапы обучения
Чтобы научить ребенка считать в уме, важно использовать последовательные методы.
Числа
Начните с азов – познакомьте малыша с цифрами, расскажите о том, что каждая цифра символизирует определенное количество предметов.
Например, на прогулке покажите, что под деревом сидит одна кошка, в песочнице сделано два куличика, на площадке есть три качели и т. д.
Используйте обучающие карточки для малышей, связывайте цифры с любимыми героями из мультфильмов и сказок – три медведя, два глаза у экскаватора Капу, три богатыря. Посчитайте пальцы на руке, освойте счет до 5, а затем усложните задачу, предложив считать до 10.
Опора на примеры
В возрасте 3-4 лет важно проводить обучение в игровом формате, опираясь на наглядные примеры. Считайте все вокруг: кубики, детали пирамиды, элементы пазла или конструктора, машины, птиц.
Когда ребенок освоит счет до 5, предложите ему разобраться в простых действиях с числами – сложением и вычитанием. Предлагайте игры: расскажи, сколько будет машин в этом гараже, если мы добавим сюда еще одну; если на ветке сидело 3 птицы, а потом две из них улетели, сколько птиц на ветке осталось?
Пусть ребенок считает вслух, используя свои пальцы, например, – этот этап очень важен для освоения устного счета.
Счет вслух
Когда предыдущий этап стал получаться у малыша легко и быстро, можно переходить к новому уровню – считать вслух без наглядных примеров перед глазами.
Например, по дороге в сад или в гости к бабушкам и дедушкам предлагать сосчитать простые примеры: «Сколько будет 1 + 2, сколько будет 3 – 1» и т. п.
Старайтесь довести это умение до автоматизма без использования счетных палочек или собственных пальцев.
Счет в уме
И последний этап обучения, к которому мы и стремимся, – научиться решать примеры в уме.
Первое время малыш может проговаривать свои действия, постепенно переводя это действие в устный счет. Об этом поговорим подробнее ниже.
Способы
Есть несколько способов обучить ребенка устному счету.
Состав числа
Один из способов – умение раскладывать любое число на составляющие. Например, 7 состоит из 1 и 6, 2 и 5 или 3 и 4.
При вычислительных операциях можно пользоваться правилом состава числа. При сложении 8 и 6 первое число дополнить до 10 (8 + 2 = 10), а из второго вычесть добавочное (6 – 2 = 4), а затем сложить 10 и 4 и получить в сумме то же число, что и при сложении 8 и 6.
Освоить это правило можно с помощью различных игр: раскладывание мелких предметов по блюдцам или кучкам, расселение жильцов в нарисованный дом, раскрашивание кружочков до задуманного числа, дорисовывание точек до заданного числа (такая игра называется «Домино»).
Вычислительные приемы
Также для быстрого устного счета полезно пользоваться вычислительными приемами.
- Присчитывание – актуальный способ для небольших чисел. Например, чтобы посчитать, сколько будет 5 + 3, необходимо к 5 три раза прибавить по 1.
- Перепрыгивание – напишите в ряд числа от 0 до 10, рассказав ребенку, что при сложении, например, 7 и 2 ему необходимо сделать два прыжка вправо от цифры 7, а при решении примера 9 – 4 – четыре прыжка влево.
- Частичное присчитывание – такой способ помогает быстрее решать примеры с двузначными числами: 38 + 7 = 38 + 2 + 5.
Тренируйтесь с помощью таких приемов каждый день, уделяя им около 5 минут времени, чтобы навык быстро и легко закрепился у малыша.
Использование популярных методик
При обучении устному счету можно придерживаться методик известных специалистов и педагогов.
Мария Монтессори создала методику развития детей с помощью разнообразных материалов, воздействующих на тактильные ощущения. Можно использовать камни, кубики, монетки, цветные бруски. Педагог объясняла успешность своей методики подключением тактильности, из-за чего развитие ребенка идет быстрее.
Американский врач Гленн Доман при обучении ребенка счету предлагал использовать карточки с разным количеством красных точек на них. Начинать рекомендуется с изучения счета до 10, а затем переходить к освоению простых математических операций.
Сергей Поляков, автор методики раннего обучения детей, предлагает также изучать счет структурно – познакомиться с цифрами от 0 до 10, научиться их складывать и вычитать, а затем переходить к изучению двузначных чисел.
До 5-летнего возраста используйте кубики и коробку, играйте в игру, в которой коробка – это дом, а кубики – жильцы и гости, которые живут в нем, приезжают навестить кого-то или уезжают в путешествие.
Старые способы
Есть несколько способов, которые на сегодняшний день считаются устаревшими.
Счет на пальцах или на счетных палочках
Этот этап допустим в самом начале изучения. Через некоторое время постепенно предлагайте ребенку убрать помощь пальцев или палочек (например, один пример посчитать на пальцах, а второй вслух, не используя дополнительных инструментов).
По линейке
Этот способ также подходит для изучения чисел и первых опытов совершения операций с ними. Затем от него нужно отходить, поскольку он тормозит развитие логического мышления и памяти.
Счет по 1
И вновь данный способ допустим в самом начале изучения мира цифр и возможных операций с ними, но при освоении двузначных чисел может затормозить счет. Представьте, сколько времени потребуется, чтобы вычислить 23 + 15, если разложить второе слагаемое на пятнадцать единичек.
Описанные способы подходят для ознакомления с математическими операциями, но в дальнейшем от них стоит уходить и пользоваться ими только при возникновении сложностей.
Игры
Освоить и отработать навык устного счета можно с помощью различных игр.
Дошкольный возраст
Дошколятам можно предлагать считать какие-нибудь предметы по дороге домой или в сад, на прогулке, в магазине или торговом центре.
Например, можно посоревноваться, кто больше найдет и посчитает красных предметов – машин, домов, элементов одежды на прохожих и т. п.
Также можно поиграть в магазин, соорудив из подручных предметов кассу и предложив купить родителю какие-то товары. Задача ребенка-кассира – правильно посчитать сумму покупки и сдать сдачу.
Во время рисования вы можете попросить малыша нарисовать два цветочка, закрасить трех птиц, изобразить одно солнце и одно облако.
Можно поиграть в игру «Хлопни в ладоши». Суть игры в следующем: вы называете разные словосочетания, а задача ребенка – хлопнуть в ладоши на том, которое содержит числительное. Например, красные цветы, разноцветные матрешки, две машины, синий трактор, один апельсин и т. д.
Вы можете изготовить цифры из тактильных материалов – вырезать из гофрированного картона, наждачной бумаги, намазать цифру клеем и наклеить на нее блестки. Малыш с закрытыми глазами на ощупь должен угадать, какая цифра перед ним. Такая игра развивает ребенка и учит получать информацию с помощью осязания.
Школьный возраст
В школьном возрасте играть в вышеописанные игры уже может быть неинтересно, тогда вы можете подключать более сложные игры.
Предложите ребенку назвать все известные числа, в которых есть определенная цифра (например, 1 – 1, 10, 11, 12…).
Поиграйте в «Четное-нечетное», определив в правилах, что при назывании вами четного числа ребенок делает одно действие (хлопает в ладоши), а при нечетном числе – другое (прыгает, топает ногами).
Можно также попросить отгадать загаданное вами число с помощью наводящих вопросов. Например, вы загадываете число 12. Ребенок спрашивает: «Это число двузначное?», «Оно делится на 2?», «Оно меньше 20?», «Оно больше 10?» и т. д.
Также можно потренироваться на таблице Шульте – это таблица, в которой представлено 25 чисел в случайной последовательности. Задача ребенка – быстро и правильно найти все цифры, начиная с 1.
Советы
Родители, которые учат своего ребенка устному счету, должны придерживаться следующих правил.
- Длительность занятий не должна превышать 10-15 минут, сами занятия можно проводить 1-2 раза в день. После них желательно переключить внимание малыша на другое занятие – выйти на прогулку, побегать, попрыгать.
- Дошкольникам подходят занятия в игровой форме – в таком виде им проще усвоить предлагаемый материал, занятия становятся интересными и увлекают малыша.
- Ориентируйтесь на уровень подготовки ребенка. Если малышу слишком легко, усложняйте примеры. И наоборот – если задание никак не поддается сыну или дочери, то сделайте шаг назад, дав несколько примеров попроще.
- Сделайте доску почета, на которой отмечайте успехи малыша. Предлагайте мотивационные занятия за освоение какой-либо темы – поход в игровую комнату, поездка в парк развлечений, киновечер с вкусностями.
- Повторяйте изученный материал. Изучить – половина дела, необходимо периодически возвращаться к тому, что уже пройдено, чтобы закрепить изученное.
- Придерживайтесь одной системы, которую вы выбрали. Необходимо, чтобы она соответствовала вашим взглядам и была подобрана в соответствии с возрастом ребенка.
Еще несколько советов для родителей детей, изучающих устный счет, подготовил Шамиль Ахмадуллин, автор многочисленных пособий по детскому развитию:
Заключение
Научить ребенка считать в уме – дело непростое, требующее системности подхода и терпимости родителя. Регулярно занимайтесь, используйте различные игры для обучения и закрепляйте ранее изученный материал – и тогда устный счет покорится вашему малышу.