Дети

Как научить ребенка считать в уме — подробная инструкция и опыт мам

Считать в уме любые примеры? Легко!

Как научить ребенка считать в уме Как научить ребенка считать в уме - подробная инструкция и опыт мам1

Царица наук – математика – сложно дается большинству школьников. Дети испытывают трудности с вычислительными операциями, а многим трудно быстро и правильно сосчитать пример в уме.

Сегодня мы поговорим о том, как научить ребенка считать в уме, в каком возрасте этому нужно обучать и каким методикам следовать.

В каком возрасте

Оптимальным возрастом для освоения устного счета считается 5-7 лет ребенка. В это время его мозг и психика дозревают до нужного уровня, а самое главное – у дошкольника появляется интерес к цифрам и возможным действиям с ними.

В игровом формате стимулировать интерес к точной науке можно уже с 3-4-летнего возраста. Используйте различные игры, кубики и пирамидки, вырезайте цифры из тактильных материалов (например, наждачная бумага, гофрированный картон и т. п.).

Этапы обучения

Чтобы научить ребенка считать в уме, важно использовать последовательные методы.

Числа

Начните с азов – познакомьте малыша с цифрами, расскажите о том, что каждая цифра символизирует определенное количество предметов.

Например, на прогулке покажите, что под деревом сидит одна кошка, в песочнице сделано два куличика, на площадке есть три качели и т. д.

Используйте обучающие карточки для малышей, связывайте цифры с любимыми героями из мультфильмов и сказок – три медведя, два глаза у экскаватора Капу, три богатыря. Посчитайте пальцы на руке, освойте счет до 5, а затем усложните задачу, предложив считать до 10.

Опора на примеры

В возрасте 3-4 лет важно проводить обучение в игровом формате, опираясь на наглядные примеры. Считайте все вокруг: кубики, детали пирамиды, элементы пазла или конструктора, машины, птиц.

Когда ребенок освоит счет до 5, предложите ему разобраться в простых действиях с числами – сложением и вычитанием. Предлагайте игры: расскажи, сколько будет машин в этом гараже, если мы добавим сюда еще одну; если на ветке сидело 3 птицы, а потом две из них улетели, сколько птиц на ветке осталось?

Пусть ребенок считает вслух, используя свои пальцы, например, – этот этап очень важен для освоения устного счета.

Счет вслух

Когда предыдущий этап стал получаться у малыша легко и быстро, можно переходить к новому уровню – считать вслух без наглядных примеров перед глазами.

Например, по дороге в сад или в гости к бабушкам и дедушкам предлагать сосчитать простые примеры: «Сколько будет 1 + 2, сколько будет 3 – 1» и т. п.

Старайтесь довести это умение до автоматизма без использования счетных палочек или собственных пальцев.

Счет в уме

И последний этап обучения, к которому мы и стремимся, – научиться решать примеры в уме.

Первое время малыш может проговаривать свои действия, постепенно переводя это действие в устный счет. Об этом поговорим подробнее ниже.

Способы

Есть несколько способов обучить ребенка устному счету.

Состав числа

Один из способов – умение раскладывать любое число на составляющие. Например, 7 состоит из 1 и 6, 2 и 5 или 3 и 4.

При вычислительных операциях можно пользоваться правилом состава числа. При сложении 8 и 6 первое число дополнить до 10 (8 + 2 = 10), а из второго вычесть добавочное (6 – 2 = 4), а затем сложить 10 и 4 и получить в сумме то же число, что и при сложении 8 и 6.

Освоить это правило можно с помощью различных игр: раскладывание мелких предметов по блюдцам или кучкам, расселение жильцов в нарисованный дом, раскрашивание кружочков до задуманного числа, дорисовывание точек до заданного числа (такая игра называется «Домино»).

Вычислительные приемы

Также для быстрого устного счета полезно пользоваться вычислительными приемами.

  1. Присчитывание – актуальный способ для небольших чисел. Например, чтобы посчитать, сколько будет 5 + 3, необходимо к 5 три раза прибавить по 1.
  2. Перепрыгивание – напишите в ряд числа от 0 до 10, рассказав ребенку, что при сложении, например, 7 и 2 ему необходимо сделать два прыжка вправо от цифры 7, а при решении примера 9 – 4 – четыре прыжка влево.
  3. Частичное присчитывание – такой способ помогает быстрее решать примеры с двузначными числами: 38 + 7 = 38 + 2 + 5.

Тренируйтесь с помощью таких приемов каждый день, уделяя им около 5 минут времени, чтобы навык быстро и легко закрепился у малыша.

Использование популярных методик

При обучении устному счету можно придерживаться методик известных специалистов и педагогов.

Мария Монтессори создала методику развития детей с помощью разнообразных материалов, воздействующих на тактильные ощущения. Можно использовать камни, кубики, монетки, цветные бруски. Педагог объясняла успешность своей методики подключением тактильности, из-за чего развитие ребенка идет быстрее.

Американский врач Гленн Доман при обучении ребенка счету предлагал использовать карточки с разным количеством красных точек на них. Начинать рекомендуется с изучения счета до 10, а затем переходить к освоению простых математических операций.

Сергей Поляков, автор методики раннего обучения детей, предлагает также изучать счет структурно – познакомиться с цифрами от 0 до 10, научиться их складывать и вычитать, а затем переходить к изучению двузначных чисел.

До 5-летнего возраста используйте кубики и коробку, играйте в игру, в которой коробка – это дом, а кубики – жильцы и гости, которые живут в нем, приезжают навестить кого-то или уезжают в путешествие.

Старые способы

Есть несколько способов, которые на сегодняшний день считаются устаревшими.

Счет на пальцах или на счетных палочках

Этот этап допустим в самом начале изучения. Через некоторое время постепенно предлагайте ребенку убрать помощь пальцев или палочек (например, один пример посчитать на пальцах, а второй вслух, не используя дополнительных инструментов).

По линейке

Этот способ также подходит для изучения чисел и первых опытов совершения операций с ними. Затем от него нужно отходить, поскольку он тормозит развитие логического мышления и памяти.

Счет по 1

И вновь данный способ допустим в самом начале изучения мира цифр и возможных операций с ними, но при освоении двузначных чисел может затормозить счет. Представьте, сколько времени потребуется, чтобы вычислить 23 + 15, если разложить второе слагаемое на пятнадцать единичек.

Описанные способы подходят для ознакомления с математическими операциями, но в дальнейшем от них стоит уходить и пользоваться ими только при возникновении сложностей.

Игры

Освоить и отработать навык устного счета можно с помощью различных игр.

Дошкольный возраст

Дошколятам можно предлагать считать какие-нибудь предметы по дороге домой или в сад, на прогулке, в магазине или торговом центре.

Например, можно посоревноваться, кто больше найдет и посчитает красных предметов – машин, домов, элементов одежды на прохожих и т. п.

Также можно поиграть в магазин, соорудив из подручных предметов кассу и предложив купить родителю какие-то товары. Задача ребенка-кассира – правильно посчитать сумму покупки и сдать сдачу.

Во время рисования вы можете попросить малыша нарисовать два цветочка, закрасить трех птиц, изобразить одно солнце и одно облако.

Можно поиграть в игру «Хлопни в ладоши». Суть игры в следующем: вы называете разные словосочетания, а задача ребенка – хлопнуть в ладоши на том, которое содержит числительное. Например, красные цветы, разноцветные матрешки, две машины, синий трактор, один апельсин и т. д.

Вы можете изготовить цифры из тактильных материалов – вырезать из гофрированного картона, наждачной бумаги, намазать цифру клеем и наклеить на нее блестки. Малыш с закрытыми глазами на ощупь должен угадать, какая цифра перед ним. Такая игра развивает ребенка и учит получать информацию с помощью осязания.

Школьный возраст

В школьном возрасте играть в вышеописанные игры уже может быть неинтересно, тогда вы можете подключать более сложные игры.

Предложите ребенку назвать все известные числа, в которых есть определенная цифра (например, 1 – 1, 10, 11, 12…).

Поиграйте в «Четное-нечетное», определив в правилах, что при назывании вами четного числа ребенок делает одно действие (хлопает в ладоши), а при нечетном числе – другое (прыгает, топает ногами).

Можно также попросить отгадать загаданное вами число с помощью наводящих вопросов. Например, вы загадываете число 12. Ребенок спрашивает: «Это число двузначное?», «Оно делится на 2?», «Оно меньше 20?», «Оно больше 10?» и т. д.

Также можно потренироваться на таблице Шульте – это таблица, в которой представлено 25 чисел в случайной последовательности. Задача ребенка – быстро и правильно найти все цифры, начиная с 1.

Советы

Родители, которые учат своего ребенка устному счету, должны придерживаться следующих правил.

  1. Длительность занятий не должна превышать 10-15 минут, сами занятия можно проводить 1-2 раза в день. После них желательно переключить внимание малыша на другое занятие – выйти на прогулку, побегать, попрыгать.
  2. Дошкольникам подходят занятия в игровой форме – в таком виде им проще усвоить предлагаемый материал, занятия становятся интересными и увлекают малыша.
  3. Ориентируйтесь на уровень подготовки ребенка. Если малышу слишком легко, усложняйте примеры. И наоборот – если задание никак не поддается сыну или дочери, то сделайте шаг назад, дав несколько примеров попроще.
  4. Сделайте доску почета, на которой отмечайте успехи малыша. Предлагайте мотивационные занятия за освоение какой-либо темы – поход в игровую комнату, поездка в парк развлечений, киновечер с вкусностями.
  5. Повторяйте изученный материал. Изучить – половина дела, необходимо периодически возвращаться к тому, что уже пройдено, чтобы закрепить изученное.
  6. Придерживайтесь одной системы, которую вы выбрали. Необходимо, чтобы она соответствовала вашим взглядам и была подобрана в соответствии с возрастом ребенка.

Еще несколько советов для родителей детей, изучающих устный счет, подготовил Шамиль Ахмадуллин, автор многочисленных пособий по детскому развитию:

Заключение

Научить ребенка считать в уме – дело непростое, требующее системности подхода и терпимости родителя. Регулярно занимайтесь, используйте различные игры для обучения и закрепляйте ранее изученный материал – и тогда устный счет покорится вашему малышу.

Источник: vsvoemdome.ru

Похожие записи

Вэллинги Semper: правила первого прикорма

Гинекологи поддержали обязательную психологическую консультацию перед абортом

Диетолог назвала преступниками родителей, экспериментирующих с питанием младенцев

Названы опасности запущенного диатеза у ребенка

Будущие родители смогут определить риски заболеваний у ребенка

Цирк нашего детства – грандиозная премьера в парке Сказка!

Когда ЕГЭ по географии в 2022 году

Хирург рассказал о влиянии детского ожирения на взрослую жизнь человека

Психолог Кошкна рассказала, как избавить ребенка от телефонной зависимости

Какой балл нужен для поступления на бюджет после 9 класса

С какого числа начинаются зимние каникулы 2019-2020

«За городом» или «загородом» — как пишется правильно

Ваш комментарий

− 1 = 1

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Новости от партнеров

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Прочитать подробнее