Ученье – свет, а неученье – тьма. Так ли это?
Мечта многих родителей – самостоятельный ребенок, который без помощи взрослых выполняет все домашние задания и любит учиться. Но не всегда дети имеют мотивацию образовываться, поэтому сегодня мы поговорим о том, где ее искать и как научить ребенка учиться.
Советы
Мы подготовили для вас несколько советов, как повысить интерес ребенка к учебе.
Баланс
В первую очередь, важно соблюдать баланс между учебой и отдыхом. Если ребенок все свое время проводит за тетрадями и учебниками, то мотивация, разумеется, слабеет и постепенно сходит на нет.
Каждому родителю хочется, чтобы именно его ребенок был самым лучшим: самым умным, самым читающим, самым развитым, самостоятельнее и успешнее своих сверстников.
Но здесь важно ответить себе на вопрос: вы хотите видеть победы на разных олимпиадах и воспитываете вундеркинда или мечтаете, чтобы малыш учился с удовольствием и самостоятельно?
Установите четкое время, в которое ребенок выполняет домашние задания – например, с 15 до 17 часов. Оставшиеся часы он может посвятить собственным увлечениям, отдыху или приятному времяпрепровождению с семьей.
Вознаграждение
Мы, взрослые, испытываем сильнейшую мотивацию к труду, когда получаем приятное смс-оповещение о зачислении заработной платы и премии.
К тому же на работе у нас появляется возможность проявить себя, стать лучшим в своем деле, получить интересные бонусы (свой кабинет, парковочное место у офисного центра, дополнительные выходные дни).
Подобную систему мотивации можно использовать и с собственными детьми – и это не обязательно денежное стимулирование.
Предложите ребенку за хорошую успеваемость желаемый бонус: поход с друзьями в боулинг, покупку нового навороченного велосипеда или самоката, семейные выходные в соседнем городе или субботу, проведенную в аквапарке.
Психологи не рекомендуют использовать в качестве вознаграждения гаджеты – они будут отвлекать от учебы, забирая на себя все свободное время школьника и отвлекая его от поставленных в школе задач.
Разделение ответственности
Убирайте из собственного лексикона местоимение «мы»: «мы пошли в школу», «нам задали домашку», «мы провалили контрольную работу».
Это безобидное на первый взгляд «мы» тормозит сепарационный процесс ребенка от родителя и мешает ему становиться самостоятельным. К тому же, когда родитель говорит о школьных делах, используя данное местоимение, он как бы делит ответственность на двоих.
Не сделал домашнее задание – виноват и ребенок, и родитель. Не справился с контрольной работой – опять же, виноваты в этом оба. Школьник не чувствует своей ответственности и не понимает, где ее зона начинается и заканчивается.
Помните, что самостоятельности нельзя научить – ее можно только предоставить. Объясняйте сыну или дочери, что у вас есть работа – это ваша ответственность, вы с ней справляетесь, получаете за нее заработную плату, моральное удовлетворение от выполненных задач, имеете возможность расти в карьерном плане.
Тут как нельзя кстати подойдет ваш послужной список – например, несколько лет назад вы пришли на должность простого специалиста, а сейчас доросли до руководителя отделом с несколькими подчиненными.
А у сына или дочери работа – это школа. В качестве заработной платы выступают оценки и поощрительные меры со стороны родителей, есть возможность роста – перехода из класса в класс и улучшение своих знаний по различным дисциплинам.
Уроки ребенка – это только его ответственность. Жесткий контроль со стороны родителей не позволяет появиться самоконтролю у школьника.
Компьютерные технологии
Используйте современные компьютерные технологии, чтобы процесс обучения стал увлекательным и простым.
По возможности устанавливайте различные приложения с изучением «хромающей» дисциплины, предлагайте занятия с репетиторами в онлайн-школах и на онлайн-платформах.
Способы
Предлагаем вам несколько способов научить ребенка учиться и найти мотивацию для этого.
Ищите новые смыслы
Учиться ради хороших оценок и поступления в институт в будущем – так себе мотивация, будем откровенны. Подумайте, какими другими смыслами вы можете заинтересовать ребенка.
Например, он хочет быть блогером. И ему кажется, что для этого совсем не нужно образование, наличие хороших оценок или сданные ЕГЭ на 85+ баллов. Расскажите, что это не так.
Вы можете вместе с ребенком изучить профили интересных ему блогеров, узнать, какое образование они получили и как оно им помогло в дальнейшем. Многие современные спикеры имеют высшее образование, а также в детстве посещали спортивные или музыкальные школы.
Дайте малышу время. Допустим, он мечтает быть блогером. Не сопротивляйтесь, предложите условие: «Хорошо, ты хочешь быть известной личностью в медиа-пространстве. Давай мы поступим так: у тебя есть месяц, чтобы набрать 400 (или другое количество) подписчиков. Если набираешь – ты молодец, нет – то начинаешь уделять учебе большее количество времени».
Если у школьника не получилось, то дайте вторую попытку, а затем переходите к разговору, что блогерство – это тоже работа, для которой нужны определенные знания, и, например, если интегралы в ней не понадобятся, то нормы русского языка и правила построения устной и письменной речи очень нужны.
Меняйтесь ролями
Дети заточены на то, чтобы взрослеть. Взросление – это опыт, и он не всегда приятный. Порой приходится сталкиваться с ошибками, из которых можно сделать определенные выводы и постараться впредь их не допускать.
Вы можете попросить ребенка объяснить вам какую-то тему, в которой он разбирается. Или предложить ему «подтянуть» по одному предмету школьного друга, разъяснив ему трудности, с которыми он столкнулся.
Так ребенок почувствует, что он кое в чем разбирается, у него есть определенный багаж знаний, и мотивация изучать новое повысится.
Предоставьте самостоятельность
Вместе с ребенком сядьте и продумайте условия тайм-менеджмента. Определите, сколько времени есть на выполнение домашнего задания, какое количество уроков нужно успеть сделать, как эти уроки можно разбить на более мелкие задачи.
Предложите начинать с самого сложного – пока школьник еще не устал и имеет хоть какую-то мотивацию. Как только он разберется со сложной задачей, можно переходить к простым заданиям – их выполнять легче и приятнее.
Ставьте таймер вместе с ребенком, чтобы он знал, сколько времени у него есть.
После выполнения сложного задания можно сделать небольшой перерыв – вместе потанцевать, побегать, обняться и сказать несколько приятных ободряющих слов. Посмотреть, насколько правильно выполнено задание, акцентируя внимание на успехах, а не на ошибках.
Доска успеха
Сделайте доску успеха, использовав ватман или магнитную доску. Отмечайте положительные моменты яркими стикерами или веселыми смайликами.
Проговаривайте, в чем именно ваш ребенок постарался: «Ты такой молодец, выучил доклад, потратил свое время, поборол стеснительность и рассказал его на уроке! Смотри, учительница тоже оценила и поставила тебе пятерку! Я тобой так горжусь!».
Отмечайте и неудачи: «А вот химия, смотри, страдает. Что ты можешь сделать, чтобы исправить положение?». Дайте ребенку самому придумать несколько вариантов (позаниматься подольше, попросить помощи у учителя, посмотреть обучающий ролик в интернете по теме, посетить репетитора и окончательно разобраться в сложной теме).
Поиск мотивации: советы родителям
Да, мы знаем, как сложно признать, что ребенок – это отдельная личность, которая может быть совсем не похожа на вас.
Но для успешного развития и становления личности ребенка необходимо вовремя его отпустить – дать возможность быть самостоятельным и нести ответственность за свои действия или бездействия.
Уделяйте ребенку качественное время. Пусть это будут 10-15-20 минут, но каждый день, в течение которых вы занимаетесь тем, что хочет делать ребенок, не отвлекаясь на рабочие чаты и пролистывания лент в социальных сетях.
Когда школьник получает внимание от родителя, ему уже нет смысла получать его с помощью совместного выполнения домашних заданий до ночи или проблем с неуспеваемостью.
Вы также можете придумать ритуал, который будет проводиться каждый раз перед началом выполнения домашних заданий.
Это может быть какая-то подбадривающая фраза, например: «Давай, мой герой, вперед! У тебя все получится, я в тебя верю!». Или в качестве ритуала может быть выбрана какая-то последовательность действий: выпить стакан воды, обняться с родителем, зажечь настольную лампу или ароматическую свечу.
Во время выполнения домашней работы старайтесь не отвлекать дитя: не предлагайте ему сделать перерыв на обед или ужин, не шумите, позвольте погрузиться в задания.
Оборудуйте ему рабочее место, пусть малыш сам выберет понравившиеся стул, стол, лампу, купит тетради и пенал с изображениями любимых героев из мультфильмов.
Давайте почувствовать себя самостоятельным человеком. Скажите, что все домашние задания можно разбить на несколько небольших частей. И пока он выполняет одну из них, вы займетесь полезным делом: приготовите ужин, пропылесосите, разгрузите стиральную машину.
Обязательно подкрепляйте свои слова мотивационными фразами, например, «ты уже можешь сделать это сам (-а), я в тебя верю, у тебя все получится».
Если ребенок просит у вас помощи, не спешите делать задание за него. Задавайте наводящие вопросы: «А ты сам (-а) как думаешь? А что говорил учитель? Попробуй другим способом решить задачу».
Бывает так, что как бы ни старался ребенок, у него не получается решить сложный пример или задачу. Поговорите с учителем, обращаясь уважительно и упоминая о его большом опыте.
Попросите помощи у педагога, спросите, может быть, есть возможность изменить подход к вашему ребенку – пересадить ближе, объяснить материал после уроков, дать интересное задание по этой теме.
Заключение
Чтобы научить ребенка учиться, необходимо найти мотивацию к обучению, определить способности вашего школьника, отбросить собственные стереотипы и желание видеть своего ребенка лучшим из лучших.
Давайте школьнику почувствовать себя самостоятельным, уделяйте ему качественное время с вами, акцентируйте внимание на успехах и не думайте, что школьные оценки как-то определяют личность человека.
Даже всемирно известные люди в школе были двоечниками – а вдруг ваш ребенок тоже гений? Терпения и удачи вам, дорогие родители!