Раздельно, если можно вставить «вот»: «по вот этому».
Слово «по этому» надо писать раздельно, если в него можно вставить слово «вот»: «Я шел по этому берегу» – «Я шел по вот этому берегу».
«Поэтому» пишется слитно, если «вот» вставить нельзя или если можно заменить это слово словами «так что», «и в результате этого»: «Я устал, поэтому домашку делать не буду» – «Я устал, так что домашку делать не буду», «Я устал и в результате этого домашку делать не буду».
Это было простое объяснение, чтобы вы поняли.
Как надо объяснять в школе
Когда вы объясняете раздельное написание слов «по этому», надо сказать, что «по» – предлог, а «этому» – указательное местоимение.
Лайфхак
Как запомнить, что «этот» – указательное местоимение?
Жена говорит мужу: «Дай мне сюда кастрюлю». Он ей подносит кастрюлю, она такая: «Да не эту! Вон ту!» – и своим указательным пальцем указывает, какая ей нужна кастрюля.
Тот, этот – указательные местоимения.
Учитель может докопаться: «Докажи, что «по» – предлог, а «этому» – местоимение». Отвечать надо так: «Во-первых, предлог «по» можно употребить в вопросе к существительному. Например: Я не хожу по этому коридору – Я не хожу (по чему?) по коридору. Во-вторых, между предлогом «по» и словом «этому» можно поставить другое слово: по вот этому коридору».
Еще учитель может спросить, почему «этому» – местоимение. Вряд ли этот вопрос прозвучит, но если вас захотят завалить, то именно им и завалят.
Отвечайте так: «Этому – указательное местоимение, его можно заменить словом именной части речи, например прилагательным: по темному/мрачному/страшному/жуткому коридору».
Теперь разберем ситуацию со словом «поэтому». Например в предложении «Я ел, поэтому молчал». Вопросы к вам могут быть такие:
– Какая это часть речи?
– Местоименное наречие.
– Почему «местоименное»?
– Потому что не обозначает признак (как наречия «быстро», «медленно», «утром», «вечером»), а указывает на него: «поэтому» = из-за какой-то причины (спал, ел, умывался, читал и чего-то не сделал или наоборот сделал).
На этом допрос должен закончиться. Но если учитель будет упорствовать, вам придется объяснять, почему все-таки «по» и «этому» пишется слитно. В этом случае скажите, что «по» нельзя «отделить» от слова «этому» и использовать в вопросе к какому-нибудь существительному. Прямо этими словами и говорите, учитель поймет, что вы «в теме».
Как вам статья?