Учимся выходить красиво из некрасивой ситуации.
Все мы хоть раз становились жертвами чужого хамства и неуважения. В таких ситуациях бывает очень сложно совладать с собой и достойно ответить наглецу. Как правило человек впадает в ступор, а когда приходит в себя, обидчика и след простыл. Приходится оставаться один на один со своим унижением. Читайте дальше и вы узнаете, как поставить человека на место красиво и остроумно. Я поделюсь с вами полезными советами и списком готовых фраз.
Почему нам бывает сложно дать отпор
Прежде чем перейти к практическим рекомендациям, давайте разберемся в истоках проблемы. Защищать свою репутацию и отстаивать собственные интересы – естественное поведение взрослого человека. Почему же некоторые люди, столкнувшись с вербальной агрессией, теряются и не могут дать отпор? Можно выделить 7 основных причин.
- Низкая самооценка и неуверенность в себе. Человек сомневается в своем моральном праве ответить на хамство. Он привык считать себя хуже других людей и не умеет отстаивать свое мнение.
- Замедленная реакция. Быстрота реакции обусловлена особенностями нервной системы. Люди, обладающие инертной нервной системой, реагируют на внешние стимулы с задержкой. Это представители двух типов темперамента – меланхолики и флегматики. Поэтому в словесных конфликтах они, как правило, проигрывают холерикам и сангвиникам.
- Страх столкнуться с агрессией. Реакция на грубость может быть непредсказуемой. Поэтому многие люди вжимают голову в плечи в ответ на оскорбления. Сами бить оппонента они не станут, а вот в его выдержке не уверены.
- Страх одиночества. Некоторым людям кажется, что если они резко ответят обидчику, их сочтут невоспитанными и некультурными. Мало кто хочет общаться с такими людьми. Поэтому боязнь остаться в одиночестве вынуждает их избегать конфликта и общаться, как ни в чем не бывало.
- Слишком строгие моральные нормы. Человек считает недопустимым повышать голос и произносить бранные слова. Поэтому оказывается безоружным перед менее принципиальным соперником.
Как распознать вербальную агрессию
Не всегда человек хамит в открытую. Часто хамство пытаются прикрыть заботой, участливостью, неравнодушием или даже замаскировать под комплимент. У некоторых людей это получается спонтанно. Они не стараются сознательно обидеть собеседника, а просто говорят, что им приходит на ум. Отсутствие такта и плохая эмпатия мешают им адекватно оценить реакцию на свои слова.
Вот несколько ярких примеров:
- Тебе очень идет эта кофточка! У моей бабушки была такая же.
- Ты разбираешься в квантовой физике? А с виду и не скажешь.
- Для девушки ты неплохо водишь автомобиль.
Очевидно, что все перечисленные фразы вызовут у собеседника досаду и раздражение. Они бестактны и невежливы, поэтому вполне могут считаться вербальной агрессией.
Как поставить человека на место: полезные рекомендации
Итак, давайте разберемся, как правильно реагировать на хамство и неуважение.
Оцените ситуацию
Прежде чем переходить к открытой конфронтации, убедитесь, что вы правильно поняли собеседника. Бывает, что человек произносит нейтральную фразу без какого-либо намека на агрессию, но она срабатывает как триггер и задевает болевые точки. Мы начинаем раздражаться, испытывать неприязнь к собеседнику и желание осадить его.
Например, коллега спрашивает у девушки размер одежды для пошива спортивной формы для корпоративной игры в волейбол. А девушка очень комплексует из-за своих неидеальных параметров и воспринимает его вопрос как издевку. Если она ответит грубо, то сама при этом окажется в роли агрессора.
Поэтому учитесь отличать реальное хамство от ваших собственных проекций. Это поможет вам не только реагировать адекватно в любых ситуациях, но и улучшит рефлексию. Еще один существенный плюс – окружающие не смогут прощупать ваши слабые точки и использовать их против вас.
Игнорируйте нападки
Самый простой способ борьбы с хамством – игнорирование. Но почему-то мало кто им пользуется. Людям кажется, что если они промолчат, то останутся оскорбленными и униженными, а обидчик будет праздновать победу.
На самом деле любая нападка на вас – это вызов. У вас есть выбор – принять этот вызов или проигнорировать. Если вы отвечаете, то автоматически становитесь участником конфликта. А если нет, то человек остается один на один со своей агрессией и выглядит глупо.
Помните, что цель любого хама или тролля – выбить вас из равновесия и вызвать негативные эмоции. Если вы демонстрируете полное равнодушие, то агрессор терпит неудачу. В глазах окружающих он становится жалким и неприятным, а ваш образ наоборот приобретает силу.
Только игнорировать нужно тоже уметь красиво. Не вжимать испуганно голову в плечи, опустив взгляд, а гордо и уверенно смотреть вперед.
Посмейтесь над обидчиком
Еще один эффективный способ обезоружить обидчика – посмеяться над ним. Ведь человек и правда выглядит смешно, пытаясь самоутвердиться за чужой счет. Попробуйте в следующий раз молча усмехнуться в ответ на хамство и посмотреть на человека с удивлением и любопытством – как на диковинную зверушку. Опять же ваш взгляд должен выражать абсолютное спокойствие и уверенность.
Скорее всего хам почувствует себя неуютно и сам попытается быстрее замять тему. Или в панике начнет атаковать более грубо. А вы не сдавайтесь – гните свою линию. Рано или поздно ему придется отстать от вас.
Измените сценарий
Когда человек сознательно провоцирует вас на конфликт, он пытается навязать вам готовый сценарий развития событий. В острых ситуациях люди реагируют примерно одинаково: их провоцируют, они начинают оправдываться, затем атаковать в ответ – и так по кругу. Принимая правила игры, вы оказываетесь в заведомо невыгодной позиции.
Но вы можете сломать шаблон и переписать навязанный вам сценарий. Для этого нужно научиться действовать проактивно. В следующий раз, когда окажетесь в конфликтной ситуации, не поддавайтесь своим спонтанным реакциям. Сделайте что-то из ряда вон выходящее.
Приведу пример из книги Владимира Леви “Искусство быть другим”. Когда кто-то пытается задеть вас и вывести на конфликт, озабоченно посмотрите в сторону его уха и скажите: “Ой, а что это у тебя такое? Ужас какой! Тебе бы врачу показаться!” Пока человек будет приходить в себя, вы уже уйдете.
Метод “Купи слона”
Если кто-то слишком навязчиво пытается задеть вас, на каждую его фразу отвечайте репликами типа: “Ну, и?”, “И что дальше?”, “Ясно, и что?” Рано или поздно ему надоест распинаться перед вами и он отстанет.
Важно говорить максимально равнодушно и небрежно, чтобы человек не подумал, что вам действительно важны его объяснения.
Вербальное айкидо
Этот метод подойдет людям с хорошим самообладанием и подвешенным языком. Но он довольно рискованный. Вступая в перепалку с обидчиком, вы принимаете его правила игры и ввязываетесь в конфликт. Исход может быть непредсказуем.
Если вы уверены в своем красноречии, то можете попробовать словесно “уничтожить” обидчика. Соблюдайте несколько простых правил.
- Сдерживайте эмоции. Тот, кто первый перейдет на эмоциональную ругань, непременно потерпит поражение.
- Говорите спокойно, не повышайте голос. Ни в коем случае не показывайте сопернику, что ситуация вас задевает.
- Избегайте избитых фраз. Они звучат фальшиво и неоригинально. Уж если вы решили ругаться с кем-то, то делайте это красиво.
- Как только оппонент начнет грубо оскорблять вас, прекращайте конфронтацию. Он не сумел совладать с эмоциями, а значит победа на вашей стороне. Это будет очевидно всем свидетелям конфликта.
50 готовых фраз, чтобы поставить оппонента на место
Для тех, кто обладает замедленной реакцией и не силен в импровизации, я подготовила шпаргалку из 50 достойных ответов хаму. Пользуйтесь на здоровье!
- Ну давай, произнеси что-нибудь умное. Удиви меня.
- Вот тебе салфетка, вытри грязь со своих губ.
- Надо же, оказывается, все, что про тебя рассказывали – правда.
- Давай поиграем в игру “скройся с моих глаз”.
- Помнишь, я говорил, что ты классный? Я соврал.
- Можно попросить тебя закрыть рот? А то тут как-то неприятно пахнет.
- Помнишь, я интересовался твоим мнением? Вот и я не могу вспомнить.
- Все люди иногда говорят ерунду, но ты пользуешься этой опцией слишком часто.
- Как отменить подписку на твои глупости?
- У тебя впереди еще вся жизнь, чтобы сквернословить. Может, возьмешь сегодня выходной?
- Подожди, пока умные люди договорят, а потом вставляй свои глупости.
- Ты кажешься намного умнее, когда молчишь.
- Мир не без дураков. Спасибо, что помог мне это осознать.
- И это все, на что ты способен?
- Ты не боишься, что тебя кто-то услышит? С такими взглядами лучше вообще не открывать рот.
- Очень интересная точка зрения. Но неверная.
- Чем я заслужил столь пристальное внимание к своей персоне?
- Похоже, у тебя сегодня плохой день. Сочувствую.
- Ой, я прослушал. Повтори еще разок.
- Если я скажу, что буду скучать по тебе, ты уйдешь быстрее?
- Даже лечить зубы приятнее, чем говорить с тобой.
- Сарказм – это не твое. Лучше не позорься.
- Видел бы ты свое лицо, сразу понял бы, почему мне так смешно.
- Похоже, общение с глупцами – это моя карма. Видимо, я сильно согрешил в прошлой жизни.
- Я бы тебя ударил, но не бью убогих.
- Говорят, люди произошли от обезьян. А ты чего ждешь?
- Если бы ты бегал вместо того, чтобы болтать глупости, то не был бы таким толстым.
- Доставь мне удовольствие – закрой дверь с той стороны.
- Закрой на минутку глаза и постарайся отыскать свой мозг.
- Неужели твоя жизнь настолько скучна, что ты настойчиво лезешь в мою?
- Предлагаю сделать вид, что мы не знаем друг друга, и разойтись.
- Подожди 5 секунд, мне нужно мысленно послать тебя к черту.
- Я отказываюсь отвечать без своего адвоката.
- Люблю наблюдать, как кто-то выпендривается. Продолжай!
- Людям, которым приходится терпеть тебя каждый день, нужно поставить памятник.
- С закрытым ртом ты намного симпатичнее.
- Ты убил 5 минут моего времени. Где я могу получить компенсацию?
- Молчание тебя очень украшает.
- Хотел придумать остроумный ответ, но понял, что ты все равно его не поймешь.
- Можешь не повторять второй раз, я тебя прекрасно слышу. Просто мне все равно.
- Извини, мне некогда. Запиши свои претензии на бумаге и передай моей секретарше.
- Глупость заразна, поэтому я лучше буду держаться от тебя подальше.
- Как долго ты репетировал свою пламенную речь?
- Шутка не смешная, но твое выражение лица это компенсирует.
- А ты не пробовал думать? Попробуй, это не больно.
- Знаешь, что самое прекрасное в общении с тобой? Момент, когда ты замолкаешь.
- Дай Бог тебе здоровья. И побольше ума.
- Я не владею языком абсурда, извини.
- Оскорбление от глупца – лучший комплимент!
- Меня называли и похуже.
Напоследок хочу рассказать вам случай, произошедший с английским писателем Марком Твеном. Однажды его пригласили на званый ужин, где присутствовал весь свет английской аристократии. Там писатель встретил даму, которая испытывала явную неприязнь к нему.
– Прекрасно выглядите, – сказал ей Твен.
– К сожалению, не могу сказать о вас того же, – дерзко ответила дама.
– А вы сделайте, как я – соврите! – парировал писатель.
Думаю, нам всем можно у него поучиться. Красиво и тонко поставить хама на место – целое искусство, которым он владел на высшем уровне.
Заключение
Теперь вы знаете, как красиво и остроумно поставить человека на место, когда он нарушает ваши границы. Желаю вам как можно реже попадать в ситуации, в которых эти знания могут вам пригодиться.
Делитесь своими вариантами остроумных фраз в комментариях. Читайте также нашу статью Как перестать быть жертвой.