Чем больше малыш будет разучивать, тем легче ему это будет даваться.
Содержание
- Игры-запоминалки
- Игры-запоминалки
- Игры-запоминалки
- Разговаривайте с крохой с самого рождения, рассказывайте ему об окружающем мире, пойте песенки и проговаривайте потешки.
- Оказываясь в новом месте, на прогулке или в гостях, обращайте внимание ребенка на новый объект. Покажите его, расскажите, как он двигается, звучит, дайте его потрогать… Например: «Это кошечка, она любит молочко и мяукает, вот так — мяу-мяу!»
- С 7-месячным малышом можно поиграть в прятки: возьмите игрушку и покажите ему, после чего запрячьте ее под лежащий перед ним платок и попросите найти.
- Уже в 8 месяцев ребенок увлеченно рассматривает книжки с картинками, а в 9 — играет в пальчиковые игры. Смело предлагайте ему подобные забавы.
Детскую память можно и нужно развивать! Об этом неустанно твердят педагоги и ученые: мозг ребенка растет до 7 лет, и к этому времени детишки уже способны узнать и запомнить массу информации. Чем больше малыш будет разучивать, тем легче ему это будет даваться. И тем проще ему будет заниматься в школе и вузе.
Поэтому так важно тренировать память у детей, причем делать это можно чуть ли не с пеленок…
С рождения до года
Уже к 3-4 месяцам младенец способен запоминать важные для него образы. А в полгода может узнавать предметы, лица людей. У него формируются первые страхи: например, малыш может заплакать при виде тетеньки в белом халате, потому что та испугал его на медосмотре.
Задание родителям:
1-3 года
В этом возрасте малыши особенно хорошо запоминают различные действия и движения и стремятся их повторить. С ними можно и нужно играть в подвижные игры, танцевать, лепить, рисовать, перебирать фасоль, горох, крупу, играть на игрушечных музыкальных инструментах. Так активно развивается двигательная память.
Игры-запоминалки
Говорите с ребенком обо всем происходящем: где были, что ели, кого видели на прогулке, как играли с игрушками. Разгадывайте загадки и учите стишки. Много читайте и поясняйте смысл новых слов, а после прочтения обсуждайте главных героев и события из сказки.
Много читайте и поясняйте смысл новых слов, а после прочтения обсуждайте главных героев и события из сказки.
«Найди предмет!» Нужно склеить несколько спичечных коробков. Затем на глазах у малыша положите в один из них пуговицу или бусинку и со словами «фокус-покус» накройте все платком. После этого пусть кроха уберет платок и отыщет спрятанный предмет.
«Что пропало?» На стол положите 3 игрушки: пусть малыш запомнит их и отвернется. Уберите одну из них, а ребенок пусть повернется и угадает, что пропало. Вариант более сложный — менять игрушки местами. Ребенок должен вспомнить, как игрушки лежали сначала.
«Вспомнить все». Покажите ребенку несколько картинок, потом спрячьте их и попросите вспомнить, что было нарисовано. Начинать можно с 1-2 картинок.
3-6 лет
В это время память развивается наиболее активно. Малыш как губка впитывает информацию. Он осмысленно ставит перед собой задачу что-то запомнить — например, выучить песенку к утреннику. Но самостоятельно он еще не может этого сделать, надо помочь ему фразами: «Давай-ка прочитаем еще раз», «Повторяй за мной».
Кстати, именно в этом возрасте советуют начинать изучение иностранного языка.
Игры-запоминалки
Больше общайтесь с ребенком и тренируйте его тактильную память — пусть он прикасается к разным предметам и запоминает ощущения.
«Волшебные слова». Надо придумать 7-10 пар слов, связанных по смыслу: тело — нога, река — рыбка, яблоко — груша и т.д. Повторите несколько раз, выделяя пары интонацией. Потом называйте ребенку первые слова пар, а вторые пусть вспомнит сам.
«Магазин». Отправьте ребенка в «магазин», чтобы купить хлеб, кефир, картошку (всего 10 продуктов). А затем превратитесь в продавца: пусть маленький покупатель вспомнит как можно больше слов.
«Узнай предмет!» Надо завязать малышу глаза и поочередно класть ему в руку различные вещи. Пусть догадается, что это за предмет. После 3-5 исследований попросите назвать предметы в том порядке, в каком он их трогал.
6-9 лет
В младших классах наша память проходит первое серьезное испытание. Не делайте ребенку замечаний вроде: «Как можно не запомнить? Тебе же объясняли в школе!» Повторите лучше еще раз домашнее задание.
Игры-запоминалки
Учите с ребенком скороговорки: они развивают дикцию и улучшают память.
«Фото на память». Ребенку надо заглянуть в шкаф и «сфотографировать» все вещи на одной из полок. После чего пусть закроет глаза и назовет все, что смог запомнить.
«Цифровая путаница». Напишите произвольный ряд цифр — например, 2, 1, 5, 7, 9, 8. Пусть ребенок их запомнит, а затем закроет глаза. Его задача — назвать цифры в верном порядке и ответить на вопросы вроде «Сколько получится, если сложить последние две цифры?», «Какая цифра находится слева от 5?»
Не делайте ребенку замечаний вроде: «Как можно не запомнить? Тебе же объясняли в школе!»
«Бездонный мешок». Чем больше участников в игре, тем лучше. Взрослый начинает: «Я положил в мешок яблоки». Один из игроков повторяет фразу и добавляет что-то от себя: «Я положил в мешок яблоки. И сливы». Следующий повторяет всю фразу и добавляет уже свое слово и т.д., пока кто-нибудь не ошибется.
«Какой, какая, какое?» Придумайте и напишите несколько известных предметов обихода или еды («стакан», «картошка», «дневник» и т.д.). Пусть ребенок для каждого придумает определение («стакан стеклянный», «картошка вкусная» и т.д.). Потом выпишите определения на листе бумаги и посмотрите, удастся ли ребенку написать рядом исходные слова.
«Переодевалки» В эту игру интереснее играть втроем или даже впятером. Все запоминают облик ведущего, после чего он выходит за дверь и, например, надевает другие носки или расстегивает пуговицу на рубашке. Задача участников игры — угадать, что изменилось.
Как видите, делать зарядку для памяти не так уж и сложно! Так мы не просто учим ребенка запоминать — мы развиваем его мышление, внимание, интеллект, творческие способности.