Образование

Корни Мер, Мир – как правильно их писать, как легко запомнить правило и грамотно объяснить эту орфограмму

Если после корня есть «а» – пишем «мир», если нет – «мер». Например: замирать – замереть.

Мер, Мир – по какому правилу они пишутся Корни Мер, Мир – как правильно их писать, как легко запомнить правило и грамотно объяснить эту орфограмму1

В слове с корнем «мир» пишется «и», если после него идет буква «а». Если ее нет – надо писать «е». Примеры: отмереть – отмирать, замереть – замирать.

Собственно, вот и все правило. Тем не менее, советую вам прочитать статью полностью, потому что я буду рассказывать, как правильно комментировать эту орфограмму в школе. А еще рассмотрю несколько «проблемных» случаев. В конце статьи по традиции предложу вам хорошие полезные материалы.

Что надо знать про корни «мер» и «мир»

В русском языке у этих корней есть особое название – «корни с чередующейся гласной». Давайте я вам один раз и навсегда объясню, что это значит.

В большинстве слов корни и другие морфемы (приставки, суффиксы) пишутся единообразно. То есть если мы в слове «корова» пишем корень «коров», то все другие слова с этим корнем мы будем писать так же. И получится «коровник», а не «каровник», «коровье», а не «каровье» и т. д.

Но бывают корни, в которых одна или несколько букв чередуются. То есть корень абсолютно один и тот же, слова родственные, но буквы разные. Например: замереть – замирать, положить – полагать, выдирать – выдергивать.

Чтобы писать эти корни правильно, надо знать про условия чередования. Самым распространенным условием является наличие буквы «а» после корня. Если она там есть, то мы пишем «и», а если ее нет – «е».

Можно ли проверять «мер», «мир» ударением

Нет, нельзя ни в коем случае. Вот смотрите, перед вами слово «отм…рать». Вы подбираете проверочное слово с ударным корнем – «мёртвый». И пишете «е» – «отмерать». Даже Ворд это слово подсвечивает как ошибку.

Корни с чередованием никогда не проверяются ударением. Проверять их можно только через условия чередования. Если выполняется одно условие – пишем одну букву, если другое – другую.

Как правильно объяснять орфограмму в этих корнях в школе

Если вы учитесь в школе, особенно внимательно прочитайте эту часть статьи.

Сразу обращаю внимание на важный момент. «А» после корня является суффиксом. Он всегда именно «вот такой», то есть никаких других букв в нем не будет. Теперь давайте разберем алгоритм объяснения.

Объясняем корень «мер»

Предположим, что вам встретилось слово «зам…р». Что вы должны с ним сделать?

  1. Написать с буквой «е».
  2. Поставить ударение. Оно будет падать на букву «а».
  3. Подчеркнуть «е» одной чертой. Тем самым вы показываете, что она в безударном положении и вы сомневаетесь в ее написании.
  4. Выделить корень. Им будет «мер».
  5. Написать в скобках после слова следующее объяснение: «нет а».
  6. Букву «а» выделить как суффикс (нарисуйте треугольничек), провести под ней две черточки.

Всё.

А вот шпаргалка для устного объяснения:

  1. В слове «замер» пропущен безударный гласный «е».
  2. В корне «мер».
  3. Пишем «е», потому что нет суффикса «а».

Произнесите этот текст еще раз мысленно, чтобы хорошо его запомнить.

Объясняем корень «мир»

Для примера возьмем словечко «зам…рать». Ваши действия при выполнении письменной работы:

  1. Написать слово с буквой «и».
  2. Поставить ударение. Оно падает на букву «а», которая после «р».
  3. Подчеркнуть «и» одной чертой. Мы аналогично в ней сомневаемся.
  4. Выделить корень «мир».
  5. Букву «а» выделить как суффикс, подчеркнуть двумя чертами.

В скобках теперь писать ничего не надо, потому что мы сделали объяснение непосредственно в слове.

На уроке при ответе у доски вы должны сказать следующее:

  1. В слове «замирать» пропущен безударный гласный «и».
  2. В корне «мир».
  3. Мы написали «е», потому что после корня есть «а».

Вот и все. Я думаю, это достаточно просто.

Как быть со словом «мирный» и другими подобными

Иногда у учеников возникает вопрос: “А вот слово «мирный». В нем корень «мир». Буквы «а» после него нет. А почему же мы там пишем «и»?”

Простое объяснение такое. Потому что на этот корень падает ударение. А гласная под ударением всегда пишется так, как слышится. У нас никогда не возникает сомнений в ее написании.

Более сложное объяснение следующее. «Мир» в слове «мирный» и «мир» в словах «замирать», «вымирать» – это не один и тот же корень.

Я думаю, из начальной школы вы помните, что однокоренные слова – это такие слова, у которых родственное значение. «Вода» и «водитель» – не однокоренные, потому что водитель с водой вообще никак не связан. Водитель «водит».

Вот точно так же никак не связаны между собой «мир» в слове «мирный» и «мир» в «вымирании».

Примеры слов с корнями «мер», «мир»

В этом блоке я приведу вразброс несколько слов с «мер» и «мир», а вы прочитайте их вслух и потренируйтесь объяснять правописание в каждом примере.

  1. Как вы думаете, почему вымерли динозавры?
  2. Эта ящерица замирает, чтобы вы ее не заметили и не поймали.
  3. Отмершие листья падают на землю.
  4. В этой игре каждый ребенок должен замереть на счет «три» и не двигаться.
  5. Иногда птицы в лесу как будто замирают на мгновение и воцаряется полная тишина.

Дополнительные материалы и полезные ссылки

Мы приближаемся к заключению и пробил час полезных материалов.

Если вам нужен хороший учебник по русскому, рекомендую этот – «Русский язык. Теория. 5-9 класс». В нем нет практики, только теория. Обратите внимание, с пятого по девятый класс. То есть в одной книжке собраны все правила русского языка, которые вам надо знать. И вообще вся теория, которую изучают дети за это время.

Если вы готовитесь к ЕГЭ и ищете для этого хорошие учебные пособия, то рекомендую вам скачать небольшой архив с четырьмя пособиями по русскому. Как раз для выпускников, которые готовятся к экзаменам. Пособия электронные, архив бесплатный. Для скачивания пришлите через эту страницу ваш электронный адрес, я вам на него перешлю архив. На вирусы я все проверял лично, документы чистые.

Если не можете заставить себя работать с упражнениями и не знаете, как еще закрепить свои знания, поищите в интернете онлайн-тренажеры по русскому. Я вам могу посоветовать бесплатные программы, которые были выпущены на сайте Викиум. Ссылка, которую я дал, перенаправит вас на общую страницу с тренажерами, прокрутите до серединки, и увидите там блок «Способность к работе с текстом» – это как раз то, что нужно. Эти тренажеры простые и при этом очень интересные, на них легко практиковаться.

Пробегитесь глазками по вот этим моим статьям, если вы часто делаете ошибки в письменных работах:

  1. Как быстро научиться писать грамотно. Когда прочитаете, обязательно выполните упражнение, в котором надо описать вид из окна. Оно простое и при этом действенное.
  2. Орфограмма – что это такое. Как раз о словах с пропущенными буквами. В этой статье вы найдете правильную схему их пошагового объяснения. Если будете следовать схеме – быстро повысите грамотность.
  3. Курсы по русскому языку. Я собрал в статье самые популярные курсы по русскому. Там много недорогих материалов, групповых интенсивов.

Еще у меня недавно вышли статьи про два других корня с чередованием: лож/лаг и бер/бир – в них тоже для объяснения надо смотреть на суффикс «а», поэтому вы эти темы сможете усвоить очень легко и быстро.

Последняя «полезность» – мои ролики по русскому. Они на ютубе в бесплатном доступе. Вот пример одного из видео, другие найдете сами по плейлистам.

Заключение

Уважаемые читатели, понятно ли вам, как правильно объяснять слова с корнями «мер» и «мир»? Сможете ли вы теперь правильно объяснять эту орфограмму в тетради и у доски?

Если остались какие-то вопросы – обязательно пишите их в комментариях. Я просматриваю комментарии в течение суток и всегда отвечаю.

Источник: vsvoemdome.ru

Похожие записи

Лабиринт – подробный обзор сайта и пошаговая инструкция для заказа книг

Перенос слова – как легко разобраться во всех правилах и переносить без ошибок

Распространенное предложение – объясняю, что это и как его не путать со сложным

Объясняю, что такое обстоятельство, и даю 9 главных типов обстоятельств

Второстепенные члены предложения – объясняю тему простыми словами

Как выучить немецкий язык максимально быстро – мой опыт и подборка полезных ресурсов

Что такое суффикс простым языком и как правильно находить суффиксы в словах

Пишете или пишите – как правильно пишется слово и как объяснять его на уроке русского языка

Что такое дополнение – объясняю так, чтобы вы поняли, учу отличать прямое дополнение от косвенного

Самые лучшие курсы китайского языка для начинающих и продвинутых

Главные члены предложения – объясняю про них все, что вам надо знать

Какие звуки русского языка согласные, как их определять и не путать

Ваш комментарий

98 − 90 =

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Новости от партнеров

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Прочитать подробнее