Если после корня есть «а» – пишем «и». Если нет «а» – пишем е. Например: забирать – заберу.
Если у вас в слове корень «бер» или «бир», то надо смотреть, какая буква после корня. Если после корня «а», то в корне пишется «и», если нет «а» – «е». Например: забирать – заберу, отбирать – отберу.
Бер-бир – это так называемые корни с чередованием. То есть гласная в них «чередуется». В одном и том же корне может быть или «и», или «е». Выбор гласной зависит от условий чередования – как раз от того, есть буква «а» после корня или ее нет.
Давайте знакомиться с этой орфограммой подробнее.
Как объяснять орфограмму в корнях бер-бир
Какое бы вам ни попалось слово, принцип объяснения везде одинаковый. Давайте рассмотрим его на двух примерах – на слове «разбирать» и на слове «разберу». Общее правило объяснения можете посмотреть вот в этом моем видеоролике про орфограмму.
Пример со словом «разбирать»
Итак, вот вы стоите у доски, переписываете текст из учебника. В этом тексте вам встречается слово «разб…рать». Вы должны написать его с буквой «и». И сказать следующее:
- Что? Буква «и».
- Где? В корне «бир». Однокоренные слова: отбирать, перебирать, выбирать.
- Почему? Потому что после корня «бир» есть суффикс «а».
А графически вот это объяснение надо оформить следующим образом. Под буквой «и» вы проводите одну черту, под буквой «а» – две. Это показывает, что в букве «и» вы сомневаетесь, а буква «а» подтверждает правильность ее написания.
Кроме этого надо выделить морфемы. То есть «дугой» выделить корень «бир» и «треугольничком» – суффикс «а». Никакие дополнительные пояснения не нужны, вашему учителю этого будет достаточно.
Пример со словом «разберу»
В этом слове вы напишете в корне букву «е», а вслух проговорите следующее:
- Что? Буква «е».
- Где? В корне «бер». Однокоренные слова: отберу, переберу, выберу.
- Почему? После корня «бер» нет суффикса «а».
Графическое оформление будет таким. Одной чертой подчеркиваем «е», рисуем «дугу» над корнем «бер». А рядом со словом в скобочках пишем «(нет а)». И «а» подчеркиваем двумя чертами, а над ней рисуем «треугольничек», чтобы показать, что это суффикс.
На заметку
Поймите, что это надо не вашему учителю, а вам. Если вы вот так графически будете объяснять каждую орфограмму и проговаривать вслух правило, то вы доведете правописание корней бер/бир до автоматизма. И никогда не будете делать ошибок.
Как объяснить чередование «е» и «и»
Не надо его никак объяснять. Потому что вы все равно не объясните. Причина чередования находится в далеком-далеком прошлом, когда наш с вами язык формировался и развивался. На основании древних особенностей русского языка в одних словах мы пишем «е», а в других – «и».
Поймите, что суффикс «а» – не причина чередования. Это просто способ легко запомнить правило.
В школе никто не будет вас просить обосновывать чередование бер/бир с точки зрения истории языка. Потому что учителя сами не всегда могут его обосновать. Это вопрос для профессиональных филологов, профессоров и академиков. А не для школьных учителей и не для вас.
Примеры слов с корнями бер-бир
Я рекомендую вам произнести каждый пример вслух. И устно объяснить правописание букв «е» и «и». Так вам будет намного проще запомнить правило.
Итак, десять примеров:
- Я заберу детей из садика в пять.
- Мы выбираем Президента.
- Вы долго будете выбирать очки для плавания?
- Убирайтесь!
- Приберись дома, чтобы было чисто.
- Отбери картофелины, которые еще не начали гнить.
- Как правильно подбирать проверочные слова?
- Забирайте все, мне ничего не жаль!
- Переберите все носки.
- Набираем номерок.
Можете даже сами продолжить этот список. Слов с бер/бир в русском языке тьма.
О чем надо помнить
О том, что есть очень много похожих корней. И я вам рекомендую запоминать их все одновременно. Например:
- Мер/мир: замирать – замереть.
- Дер/дир: выдирать – выдеру.
- Тер/тир: вытирать – вытереть
- Пер/пир: отпирать – отпереть.
- Жег/жиг: зажигать – зажечь.
- Стел/стил: постелить – выстилать
На все эти шесть корней действует то же самое правило, что и на бер/бир. Есть «а» после корня – пишем «и». Нет «а» – пишем «е».
Это ведь фантастически просто, согласны?
Полезные материалы по теме
В этом блоке я хочу вам предложить пару-тройку полезностей. Они пригодятся всем, кто учит русский. Но особенно – ученикам, которые готовятся сдавать ЕГЭ, ОГЭ или писать ВПР.
Оставьте мне ваш электронный адрес на этой странице. Я на него сброшу ZIP-архив, а в этом архиве вас будут ждать четыре очень хороших электронных пособия по русскому. Они написаны как раз для учеников. Там все объясняется простыми словами, там есть таблицы и схемы для запоминания. Учиться по этим пособиям – одно удовольствие.
Попробуйте позаниматься на онлайн-тренажерах по русскому языку. Ссылка, которую я дал, ведет на тренажеры с платформы Викиум. Они там полностью бесплатные. Все тренажеры размещены на одной странице, чтобы быстрее найти нужные, перейдите в «Способность к работе с текстом».
Мне самому эти программки очень нравятся, потому что на них можно заниматься, даже пока едешь в автобусе. И это более увлекательно, чем просто решать упражнения.
Еще на Викиуме есть курс «Идеальный русский». За него уже надо будет заплатить денежку, но стоит он всего 890 рублей. В крупных городах это один час занятия с репетитором.
В курсе хорошо объясняется теория, а для практики есть три тренажера. Обращаю внимание, тренажеры в курсе «уникальные», то есть на общей странице с тренажерами Викиума их нет. Посмотрите, может быть, вас заинтересует.
И последнее – несколько моих статей:
- Как стать грамотным. Я даю в этой статье практические рекомендации и конкретные «указания к действиям», которые помогут вам в короткий срок выработать автоматическое грамотное письмо.
- Что такое орфограмма – даю понятное определение слову, учу работать с орфограммами. И рассказываю про свою первую двойку по русскому – мне ее поставили как раз за то, что я списал текст и не объяснил орфограммы.
- Что такое пунктуация – об основных правилах расстановки знаков препинания в тексте.
- Что такое орфография – даю определение этому разделу языкознания и советы по его быстрому освоению.
Полезный совет
Если вы делаете упражнение по русскому, видите слово с пропущенной буквой и не знаете, как его объяснить – гуглите. В гугле можно найти ответы на все вопросы. Обязательно узнайте, как объясняется нужная орфограмма и постарайтесь ее запомнить.
Если вы будете вот так заставлять себя искать правила, то со временем сформируете очень системное представление об орфографии и пунктуации. И сможете «автоматически» писать правильно. Вы будете как бы чувствовать, что вот эта буква или этот знак – правильные. Это очень круто.
Заключение
Наш разговор про корни бер/бир подошел к концу. Остались ли у вас какие-то вопросы? Поняли ли вы, как правильно надо объяснять буквы в этих корнях? Пригодились ли вам дополнительные материалы, которые я приводил по ходу статьи?
Буду ждать от вас обратной связи.