Фильмы и сериалы

Марианна Киреева представила на ММКФ «странную драму» о Фридрихе Эрмлере

На 46-м ММКФ состоялась премьера фильма Марианны Киреевой "Улыбнись!". Это докудрама — биография выдающегося отечественного режиссера Фридриха Эрмлера (1898-1967). Но работа во всех смыслах игровая: с ироничной интонацией рассказана серьезная история. Фильм был показан в программе "Арт-кор" и планируется к выходу в онлайн-кинотеатре START. И сообщим читателям "РГ" первым, что именно эта картина откроет новый фестиваль документального кино "ОЗА" — мы писали о том, что он будет проходить с 23 по 26 мая.

Марианна Киреева представила на ММКФ «странную драму» о Фридрихе Эрмлере

© Российская газета

Корреспондент "РГ" побеседовал с режиссером Марианной Киреевой о взаимосвязях режиссуры и киноведения, о проекте мечты и о том, что спасает в сложные времена.

После показа Марианна Петровна соглашается поговорить, и каждый ее ответ — всерьез, но и с доброй иронией, с улыбкой. Совсем как ее фильм, который не подпадает под прямые жанровые определения. На сайте фестиваля его назвали "докудрамой", но сама режиссер склоняется к определению "странная драма".

На днях стало известно, что в Третьяковской галерее приостанавливается программа авторских кинопоказов. А ведь именно там прошлым летом показали фильм Наума Клеймана о творческом пути Сергея Эйзенштейна — "Дом Мастера". Тем удивительнее возможность дистрибуции "Улыбнись!" на START, ведь зачастую непросто продвигать фильмы, которые не подходят под жанровые клише. Расскажите, какие были сложности в процессе съемок и продвижения фильма?

Марианна Киреева: У нас была прекрасная продюсерская группа: опытный генеральный продюсер Сергей Брагин, креативный продюсер Ситора Алиева, в буквальном смысле сотворившая этот фильм. Моей же задачей было — сделать все для того, чтобы кино получилось достойным их продвижения. О сложностях съемок? Очень спать все время хотелось. (Смеется) Трудно, когда у тебя восемь дней подряд съемочные смены по 12 часов, а тебе уже не двадцать лет. Ну ничего, справились.

Для реального и экранного режиссера Эрмлера "Бетховен" — это проект, к которому он все время стремится, и который не получается. А у вас самой есть такой "Бетховен", или получилось реализовать все, о чем мечталось?

Марианна Киреева: Именно к этому фильму я шла очень давно; мечтала об этом сюжете. И до последнего не верила, что "Улыбнись!" материализуется. Это обстоятельство на данный момент перевешивает все то, что я хотела бы сделать, но что не осуществилось. Я безмерно рада тому, что это случилось.

Евгений Марголит в качестве закадрового голоса — это было придумано изначально, или идея пришла в процессе работы?

Марианна Киреева: Фактически изначально. Дело в том, что Евгений Яковлевич, помимо всего прочего, приходится мне супругом. Мы сосуществуем достаточно много лет, и я хорошо представляю его возможности в качестве чтеца и актера. Знала, как он может отработать, но тут, как говорится — он превзошел сам себя.

В вашем фильме "Дом Мастера" рассказчиком выступал Наум Клейман. Была ли у вас идея некой преемственности выдающихся киноведов?

Марианна Киреева: Это получилось естественным путем. У Наума Ихильевича роскошный тембр голоса, у Евгения Яковлевича такой же… И, главное, очень важно, когда человек понимает тот текст, который начитывает. Мне случалось работать с профессиональными актерами с поставленным голосом, и такого рода текст давался им непросто. Непрофессионал, понимающий предмет разговора, отработает лучше. Тем более, что их обоих и непрофессионалами-то в этой области назвать нельзя: оба много работали на озвучке.

Для вас режиссерская и киноведческая деятельность, вероятно, неотъемлемы и дополняют друг друга?

Марианна Киреева: Все время говорю своим студентам-режиссерам: нужно смотреть много хорошего классического кино. Зачем? Не можешь придумать сам — компенсируй это знанием того, что придумали до тебя. Вовремя чего-то "спереть" — очень удобно (смеется). Многое я компенсирую киноведческими знаниями. Особенно, когда у тебя, как здесь, ограничен бюджет — и нужно знать профессию, чтобы выкручиваться. Вот, например, сцена, в которой Эрмлер вываливается из дырки в крыше. Это же можно снять, как говорится, "в реале". Но у нас, как видите, все абсолютно игровое. Или вот озвучивание на два голоса, которое позволило дополнительно что-то выявить. Неплохо ведь получилась такая вот "игровая" озвучка?

Диалектичная, спорящая сама с собой…

Марианна Киреева: …я бы сказала, хулиганская. А подсказана она мультфильмом про пионера Петю Иванова, где тот вваливается в киноэкран и начинает переругиваться с диктором (имеется в виду мультфильм "Петя и Красная шапочка" — прим. "РГ").

Ваш фильм не охватывает всю жизнь Эрмлера и не претендует на это, а берет конкретный промежуток и останавливается на самом турбулентном отрезке. Не может не возникнуть ассоциации с сегодняшним, непростым для всех, временем. Вы задумывались о том, что ваше "Улыбнись!" звучит как утешительный посыл?

Марианна Киреева: Этот посыл звучит во все времена. В совершенно замечательной породе фильмов, книг, музыки. С единым алгоритмом, по которому выстроены и "Новые времена" (фильм Чаплина, история создания которого играет важную роль в картине "Улыбнись!" — прим. "РГ") — и, скажем, "Большой вальс" Дювивье, "Восемь с половиной" Феллини, "Катька — Бумажный Ранет" самого Эрмлера. Много чего! У авторов, которые знают про финальное Чудо, получаются, быть может, самые главные произведения искусства. Почему? Потому что они своему зрителю, читателю, слушателю возвращают надежду. В "Новых временах" ведь действительно изначально был задуман абсолютно "чернушный" финал. И это не моя фантазия, и не восставшего против такого финала Эрмлера; это описано у того же Дэвида Робинсона (английский кинокритик, биограф Ч.С. Чаплина — прим. "РГ"). И смотрите, во что этот финал, в итоге, претворяется. И сколько людей улыбнулись вместе с Чаплином. Это про то, что мы все равно пойдем дальше, что бы ни происходило. Про длящуюся жизнь. Словом, "Еще не умер ты, еще ты не один…". Кстати, Евгений Марголит — он ведь у нас еще и научный консультант — например, убежден, что это знаменитое стихотворение Мандельштама рождено именно что финалом чаплинских "Новых времен".

"Ода к радости" Бетховена звучит в фильме и в его контексте дает надежду. А что помогает вам сохранять надежду?

Марианна Киреева: Работа, разумеется. Много приличных людей так считало. Шерлок Холмс вот, например. Если вы помните, именно это он и советовал доктору Ватсону: "Работа — лучшее противоядие от горя".

Источник: kino.rambler.ru

Похожие записи

Фильм «Бриджит Джонс 4» выйдет 14 февраля 2025 года

Председателем жюри воронежского кинофестиваля станет французский режиссер

Второй сезон сериала «Уэнсдэй» выйдет без одного из главных актеров

Расписание выхода исторического сериала «Плевако» с Сергеем Безруковым

Вышел финальный трейлер боевика «Манкимэн» на русском языке

Второй сезон турецкого сериала «Зимородок» стартует на российском ТВ

Названы кандидаты на роль Патрика Бейтмана в новом «Американском психопате»

СМИ: Бразилия и Россия прорабатывают договор о совместном кинопроизводстве

Крис Рок выступит режиссером ремейка «Еще по одной» Томаса Винтерберга

Фильмы фестиваля детского кино в Красноярском крае посмотрели более 13 тыс. зрителей

«Падение империи» выйдет в кино 16 мая

Театр Эстрады покажет премьеру роуд-муви с Анной Якуниной и Еленой Ксенофонтовой

Ваш комментарий

44 − = 39

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Новости от партнеров

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Прочитать подробнее