Автоновости

Маркировка автозапчастей: к чему готовиться автомобилистам

В Минпромторге рассматривают возможность проведения эксперимента с маркировкой свечей зажигания, деталей подвески и рулевого управления. Цель — борьба с контрафактом на рынке автозапчастей. Проблема подделок усугубилась после ухода с российского рынка иностранных автопроизводителей, возросших сложностей с покупкой и подорожанием оригинальных расходников. «Парламентская газета» разбиралась, как решение о маркировке, если его примут, изменит цены для автомобилистов.

Маркировка автозапчастей: к чему готовиться автомобилистам

© РИА Новости

Проект готов

О возможности эксперимента с маркировкой автозапчастей говорится в письме Минпромторга в адрес Комитета Совфеда по экономической политике в ответ на обращение его председателя Андрея Кутепова, обеспокоенного ростом контрафакта на рынке моторных масел и автозапчастей.

Повторные штрафы за неоплату парковки хотят запретить

Уже готов соответствующий проект постановления Правительства «О проведении на территории РФ эксперимента по маркировке средствами идентификации моторных масел», который может вступить в силу уже 1 мая 2024 года. Документ есть в распоряжении редакции. Но, очевидно, если его примут и затем эксперимент признают успешным, последует продолжение. Как раз сейчас Минпромторг прорабатывает этот вопрос совместно с бизнес-сообществом и оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке, согласовывая номенклатуру продукции, которая в этот эксперимент может попасть. Обсуждаются свечи зажигания, детали подвески и рулевого управления.

Поставки запчастей ждут по полгода

Весь предыдущий опыт маркировки товаров показал их эффективность, заявил глава Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов, обративший внимание Минпромторга на проблемы с нехваткой запчастей для автомобилей, производители которых ушли с российского рынка, и рост контрафакта.

«Эксперименты по введению маркировки отдельных видов продукции в России показывают снижение объемов нелегального оборота продукции и увеличение налоговых поступлений в бюджет», — констатировал сенатор.

Но контрафакт на рынке автозапчастей и моторных масел — это не только проблема с недоплатами в бюджет, а еще и вопрос безопасности. Опытные автомобилисты на форумах на вопрос, чем чревато использование некачественного масла, отвечают лаконично: «Можно мотор положить. Или испортить что-нибудь типа катализаторов». По запчастям хуже: «Может быть все что угодно, от пожара до аварии».

При этом люди от безысходности или желая сэкономить сами заказывают на маркетплейсах товар, рискуя и состоянием автомобиля, и собственной безопасностью. Их можно понять: только в прошлом году запчасти подорожали на 7—17 процентов, моторные масла — в среднем на 4 процента. А владельцам тех автомобилей, которые больше не производят и официально не поставляют в Россию, приходится по шесть и более месяцев ждать запчастей, чем пользуются поставщики по параллельному импорту.

«Самый большой процент жалоб на подделки в сегменте моторных масел. Российский рынок также заполняют контрафактные расходники для автомобилей — свечи зажигания, фильтры и тому подобное», — отметил сенатор.

Пока речь идет только об эксперименте с маркировкой моторных масел. Андрей Кутепов пояснил «Парламентской газете»: «Маркировку запчастей мы пока не трогаем, так как здесь нет определенности даже в позициях. Этот вопрос будем обсуждать позиционно».

Заплатить придется

Спасет ли маркировка запчастей от подделок? Кирилл Первушкин, председатель Союза Автоэкспертов «ОСА», сказал «Парламентской газете», что это мера больше для производителей, чтобы работали с теми каналами поставщиков, о которых известно Минпромторгу.

Безусловно, это касается и масел, пояснил эксперт, но в смазочных материалах при «первой заливке» брак на заводах встречается реже, нежели у рядового потребителя или предприятия-автопарка.

«А вот по запчастям процент подделки высок. Динамика губительна для отечественного производства. Поэтому маркировка запчастей оправдана и нужна как минимум самим заводам, чтобы иметь возможность коллективно обсуждать с Минпромторгом возникновение брака в случае крупной конвейерной сборки. Каких-то негативных последствий для продажи запчастей в розницу я не вижу. Возможно, немаркированные запчасти не попадут в тендер или на завод, но в остальном это не окажет существенного влияния на рынок», — считает эксперт.

Тенденцией может стать укрупнение поставщиков. «Мелкий оптовик не станет тягаться за долю рынка с теми, кто организует процесс получения маркировки». При этом Первушкин уверен, что прямо сейчас цены не вырастут: если это эксперимент, значит, некоторый бюджет на внедрение есть. «Но, когда алгоритм будет выстроен, полагаю, издержки на маркировку так или иначе «осядут» в конечных ценах продукции», — признал Кирилл Первушкин.

Олег Амиров, президент Союза автоэкспертов и оценщиков, тоже сказал, что маркировка увеличит стоимость и масел, и автозапчастей. При этом на 100 процентов избавить рынок от контрафакта не удастся. Это не значит, что можно не бороться с подделками. Можно и нужно, но понимая, что за это придется платить. Издержки на внедрение маркировки, которые несет производитель, всегда закладывают в конечные цены.

Непонятно пока, что планируется использовать в качестве маркировки запчастей: лазерную гравировку, какой-то сертификат? Если с маслами понятно, достаточно голограммы на упаковке, то с запчастями сложнее. Возьмем ту же свечу. Куда на нее клеить маркировку? На керамику? На металл?»

Смогут ли страховые компании отказывать в возмещении ущерба после ДТП владельцам автомобилей, на которых будут стоять немаркированные запчасти? Кирилл Первушкин выразил уверенность, что не смогут: «Работу страховых компаний регламентируют Центробанк, Минюст, сами страховщики. Из-за свечей зажигания, фар или тормозных колодок ничего не изменится. Да и выплата по ОСАГО не покрывает сейчас даже средний ремонт».

А вот Олег Амиров считает, что отсутствие маркировки на запчастях, которые, если решение примут, должны будут быть промаркированы, может стать дополнительной лазейкой для страховщиков, чтобы отказать в выплате автомобилисту после ДТП.

Источник: auto.rambler.ru

Похожие записи

BMW лишит актуальный спортивный седан M3 механической коробки передач

Автоэксперт объяснил, почему нельзя начинать движение сразу после запуска мотора

На зеркало заднего вида авто намотан пакет или тряпка? Срочно уезжайте — объясняем схему

Суперкар Lamborghini Countach превратили в конструктор Lego

Суды стали назначать реальные сроки за подставы на дорогах

АвтоВАЗ заявил о необходимости защитить рынок от дешевых импортных авто

Названы пять китайских авто с пробегом, которые можно дорого продать

Land Rover намерен ограничить предельный размер колес авто

УАЗ научит военных эксплуатации и ремонтам своей техники

Hongqi начал продажи седанов EH7 с «улыбающейся» решеткой радиатора

В России подорожали новые Toyota Highlander

Самый выносливый внедорожник в мире от Toyota теперь в России: сколько он стоит

Ваш комментарий

71 + = 76

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Новости от партнеров

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Прочитать подробнее