Пишем только так: «можешь». С «е» и с мягким знаком на конце.
Глагол «можешь» мы всегда пишем с «ь» и с буквой «е» после «ж». Мягкий знак необходим, потому что глагол употреблен в форме второго лица единственного числа, а «е» пишется, потому что глагол первого спряжения.
Давайте разбираться в правописании этого слова более детально. И учиться объяснять его написание в школе.
Почему «можешь» пишется с «ь»
Итак, причина в том, что глагол во втором лице единственном числе.
Как понять, что лицо второе? Вот смотрите, первое лицо – это Я. Второе – тот, с кем я говорю, то есть Ты. Третье – постороннее лицо, которое в нашем разговоре вообще не участвует – Он.
К слову «можешь» легко подставляется местоимение «ты». «Ты можешь». Вывод – глагол во втором лице.
Ну а то, что число единственное, и так понятно. Во множественном была бы форма «могут».
Как объяснять мягкий знак на уроке
Когда вы делаете домашнее задание или работаете у доски, надо сделать со словом «можешь» следующие махинации.
Во-первых, надо подчеркнуть мягкий знак одной чертой. Одна черта показывает, что написание этой буквы вызывает у вас сомнения, вы колеблетесь.
Во-вторых, надо выделить ту морфему, то есть часть слова, где находится сомнительная буква. В нашем случае это окончание «-ешь». Если учитель спросит, почему окончание именно такое, просто измените слово: можешь – могут. Буквы «г» и «ж» чередуются, на них внимание не обращаем. А все, что после «г» и «ж», меняется. Следовательно, это окончание.
В-третьих, надо дать объяснение. Напишите рядом со словом в скобках следующее: «(2 л. е. ч.)» – второе лицо, единственное число. Этого достаточно.
Почему в слове «можешь» пишется «е»
Разбираемся теперь со второй орфограммой. Мы пишем «е», потому что глагол «можешь» относится ко второму спряжению. Учительница может вас попросить доказать, что спряжение второе, и вот тут надо не спасовать.
Объяснение будет таким:
- Личные окончания у глагола «мочь» безударные: ты мОжешь, вы мОжете, он мОжет и пр.
- Смотрим на инфинитив. Что делает? Может. Что делать? Мочь. Оканчивается не на -ить, к исключениям не относится. Вывод: спряжение первое.
- У глаголов первого спряжения в окончаниях никогда не пишется «и». У них могут быть только окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.
- Вывод: глагол «мож…шь» пишется с «е».
Как объяснять букву «е» на уроке
Вслух на уроке вы должны проговорить то, что я написал выше. А в тетради и у доски оформить объяснение следующим образом:
- Подчеркнуть «е».
- Выделить окончание «-ешь».
- Надписать над глаголом «I» (то есть спряжение первое).
Что еще почитать и посмотреть
В каждой своей статье по орфографии я рекомендую к просмотру свой ролик про орфограмму. В нем я объясняю и показываю, как правильно работать с орфограммами на уроке. Посмотрите, ролик небольшой.
Еще рекомендую вам к прочтению несколько моих статей по русскому:
- Курсы русского языка. Подборка начинается с хороших бесплатных тренажеров по русскому языку. В статье вы также найдете ссылку для скачивания нескольких бесплатных электронных пособий. Они незаменимы при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по русскому.
- Что такое орфография. Я объясняю в этой статье, как правильно учить орфографические правила, чтобы они быстро запоминались и не вылетали потом из памяти.
- Как научиться писать грамотно. Материал будет полезен школьникам, а также всем тем, кто работает с текстом. Например, копирайтерам, редакторам.
Заключение
Мы разобрали правописание слова «можешь». Все ли вам понятно? Сможете ли вы теперь грамотно объяснить на уроке обе орфограммы, которые в нем встречаются?
Если остались какие-то вопросы – пишите их в комментариях. Я стараюсь отвечать в течение суток.
Всем спасибо.