Герои заокеанских сериалов, как правило, не озабочены какими-либо проблемами. У них не бывает финансовых кризисов, безработицы или пустого холодильника. Они не думают о презренном металле. И даже большой магнат, становясь героем очередной эпопеи, озабочен не преумножением своих миллионов, а разводом с женой, или беременностью любовницы, или предательством сына. И непременно кто-то лишается памяти, или воскресает из мертвых, или теряет ребенка.
Первая мысль, которая рождается при взгляде в телевизионную программку: наше телевидение явно перестало выполнять образовательно-воспитательную функцию (которая была главной на советском ТВ) и целиком переключилось на информационно-развлекательное вещание. Дико и несочетаемо, но кроме выпусков новостей и аналитических программ, по телевизору можно посмотреть либо ток-шоу, либо хит-парад со "звездным" интервью, либо какой-нибудь бесконечный сериал. Сериалы — истинная напасть и зараза нашего телевидения.
Старт дала "Рабыня Изаура". Сейчас одновременно по центральным и региональным каналам идут не менее 50 мыльных опер. То-то радуются наши пенсионеры! Куда ни переключишь — везде Селеста, или Хуанита, или Инес, или Мария Антония или какая-нибудь другая латино-американка. И всегда рядом с ней Шику, или Педро, или Витер, или Хулио Альберто. На протяжении сотен серий оба страдают от того, что не могут воссоединиться. И все серии — сплошная страсть, жаркая романтика, которой так не хватает в нашей будничной российской жизни.
Герои заокеанских сериалов, как правило, не озабочены какими-либо проблемами. У них не бывает финансовых кризисов, безработицы или пустого холодильника. Они не думают о презренном металле. И даже большой магнат, становясь героем очередной эпопеи, озабочен не преумножением своих миллионов, а разводом с женой, или беременностью любовницы, или предательством сына. И непременно кто-то лишается памяти, или воскресает из мертвых, или теряет ребенка. Без подобных пассажей жизнь латино-американских семейств была бы слишком скучной. А скуки они не выносят, поэтому даже в самые безоблачные любовные отношения непременно вкрадется внебрачный младенец или стихийная измена. А если нет — темноволосая героиня может просто накричать на любовника по причине… по любой причине. Не туда посмотрел или не так ее слушал. И все это — с бурной жестикуляцией, не жалея голосовых связок.
Главная героиня — бедная, но умная и красивая девушка. Ее все очень любят и не скупятся на похвалы. Он — богатый, избалованный жизнью и тоже ничего внешне. Хороший или плохой? Конечно, хороший! Или хороший, но заблудший. Еще есть какой-нибудь злодей, или злодейка, которые всеми силами отравляют жизнь несчастных влюбленных. Все кристально ясно, где белое, а где черное. Если какой-либо герой вызывает сомнения по поводу своей принадлежности к хорошим-плохим и наводит на размышления, — это уже не сериал, а многосерийный фильм. Потому что все мыльные оперы — это исключительно "жвачка для мозгов": пожевать-пожевать, но так и не дать пищу желудку. В данном случае — извилинам. Этим отличаются бесконечные опусы супругов Добсонов и их южных коллег от действительно качественных сериалов, таких как "Секретные материалы", "Лабиринт правосудия", "Коломбо" и т.д. В последних есть смысл и идея. Хотя и в них есть свои "но" — как в детективных романах, где добро после шумной перестрелки и ряда трупов побеждает-таки зло.
Поглощение сериалов — очень вредное занятие. Оно не развивает. Отупляет. Отнимает время. И в то же время — как наркотик. Притягивает. Засасывает. Дает тему для разговоров.
Смею предположить, что какое-то количество примитива в жизни необходимо. Например, после ночи зубрежки отечественной истории ничего так не приводит голову в порядок, как чтение любовных романов Барбары Картланд. А после тяжелого рабочего дня ничто так не расслабляет, как очередная порция "телевизионного мыла". Посмотришь на мытарства какой-нибудь Мануэлы — и можно дальше адекватно воспринимать действительность.
Но все же на нашем экране с сериалами явный перебор. В конце концов, бабушки-старушки — не единственный сегмент телеаудитории, а домохозяйки могли бы использовать свободное время с большей для себя пользой. До смешного доходит, когда некоторые знакомые моей мамы прерывают телефонный разговор, потому что началась "Санта-Барбара". А когда вся семья борется за телевизор, выбирая между "Новой жертвой" или старым фильмом — это уже трагично. Причем некоторые смотрят сериал два раза в день: утром в повторе и вечером — новую серию. Невольно пожалеешь домочадцев такой верной зрительницы.
Впрочем, от сериалов есть и польза. Как это ни странно. Из молодежных опусов вроде "Беверли Хиллз" или "Элен и ребята" можно позаимствовать массу интересных фасонов одежды. Красивые и ухоженные девушки благополучной Америки невольно сподвигают на самосовершенствование и в нашей про-западной стране. К тому же эти фильмы — открытый учебник психологии взаимоотношений мужчины и женщины и этических ценностей. Разные детективные сериалы — вещь тоже полезная: узнаешь массу нового о преступном мире и о том, как вести себя в экстремальных ситуациях. Не говоря уже о том, что наблюдать за жизнью безупречно элегантных и привлекательных агентов Малдера и Скалли — эстетическое удовольствие.
Что касается мексиканских или бразильских эпопей, то они тоже делают доброе дело. Во-первых, когда их смотришь, резко возрастает уверенность в своих интеллектуальных способностях. Во-вторых, одна моя знакомая по их эмоциональным диалогам пополняет словарный запас разговорного испанского языка. Ну, и наконец, бабуль тоже надо чем-то занять — пока молодежь набирается ума и жизненного опыта из гораздо более интересных источников.