До кинотеатров наконец добрались "Мятежники" — новейший фильм создателя популярных историй о Петрове и Васечкине Владимира Аленикова.
Режиссер, писатель, драматург и продюсер, Алеников — яркий представитель той самой киношколы, которую теперь принято бранить, — советской. То есть отмеченной такими пороками, как профессионализм во всех звеньях производства, продуманная, способная увлекать драматургия и ясные этические установки. Поэтому его новая картина "Мятежники" сегодня — как лебедь на утиной ферме.
Фильм снят по его же новой книге и касается "неудобной" темы судеб детей "с особенностями развития". Немых, слабослышащих, слепых, колясочников — тех, кого ровесники любят троллить. Алеников с детьми имел дело много раз, сняв любимые ими картины, что свойственно людям отзывчивым, способным не только сочувствовать, но и помогать. Картина отмечена как бы противоречивыми, если не полярными, качествами: ощущением абсолютной достоверности каждого кадра, но и долей душеспасительной сказочности в целом. То есть из реальных, узнаваемых кирпичиков выстроен дом нашей невзыскательной мечты, где все кончается хорошо — уже счастье! В принципе это закон соцреализма. Или голливудского прекраснодушного кино, на котором взросли поколения и которое так хорошо знает поработавший в Голливуде Алеников.
Чем это так здорово? Тем, что отвечает чаяниям зрителей: справедливость должна свершиться, беды должны свалиться с плеч, немые должны запеть, а слепые оказаться самыми прозорливыми. Это хорошо для массового искусства? Безусловно. Здесь суровая правда должна быть в деталях, но в итоге — обязательно все должно устаканиться. Иначе кино сработает и против себя, и против общества. Потому что не предложит свет в конце туннеля, а в идеале — идеал.
Четырнадцатилетняя Настя из своего неухоженного дома, от пьющей мамы загремела в интернат — специальный, потому что она не может говорить. И хотя директриса Галина Захарьевна приняла ее по-матерински, обстановка кажется суровой: койки, столовка, надо всем ржущие ребята… Это первый "акт" фильма, где мы с Настей пытаемся освоиться в этом мире, где вкрапления чего-то домашнего и теплого не могут совладать с неубиваемой казенщиной (художник Илья Евдокимов).
Слом сознания происходит, когда один из мальчиков отказывается от усыновления благополучной парой, от возможности и в семье пожить, и мир посмотреть. Потому что "мой дом — здесь, и семья — здесь". Понять мальчонку трудно (об усыновлении здесь мечтают), но можно: да, неказистый дом — но свой. Здесь друзья, здесь привычная и потому дорогая жизнь. И тепло, созданное участливыми людьми: поварихами, педагогами, директрисой Галиной Захарьевной, ставшей им как мать. В такие места работать идут не по распределению, а по призванию.
Сказка — ложь? Бывает. Автор этих строк и сам писал когда-то о таком детдоме, где "неполноценных" заставляли вылизывать полы языком. Но этим ребятам повезло: у них есть Галина Захарьевна, самоотреченная женщина, проникновенно сыгранная Ольгой Волковой. Так тоже бывает. И когда некие бизнесмены с помощью коррумпированных районных властей решают этот дом снести, чтобы построить торговый центр, а протестующую директрису отправить на пенсию, ребята начинают веселый, изобретательный, игровой, но очень серьезный бунт. На гвалт слетается пресса — и планы коррупционеров летят в тартарары.
Опять сказка — ложь? Какая пресса, какие там "газета выступила — меры приняты"! Но ведь и так пока еще бывает, и в эту узкую щель протиснулась картина, чтобы поддержать в нас веру в справедливость, еще способную победить. Пусть кое-где у нас порой, но все же…
Русский Голливуд? Студия имени Горького, чудом перелетевшая из оптимистичных 60-х в скептичные 20-е совсем другого века? Нет, это сформулированный Пушкиным вечный закон мифотворческого искусства, которое "добрым молодцам урок".
Фильм, что теперь редкость, смотреть интересно. Познавательно — мы мало знаем об этих сферах, где обитают люди "с особенностями". А в этой "киносказке" автор не только широко использует подлинные истории, проделав серьезную исследовательскую работу, но и крайне достоверен в деталях, типажах и характерах, сняв в некоторых ролях воспитанников таких домов.
Открытием картины станет Василиса Коростышевская в роли главной героини — ей выпала сложная задача провести все действие, не проронив ни слова. Только мимика, скупая, но выразительная, только "говорящие" глаза. Запоминаются Мирослава Смирнова — Оксана, здешняя "Жанна д`Арк" в школьном спектакле, и Наталья Штурбина в роли ее сестры с ее страстным монологом. Смачно изобразила типичную ответственную чиновницу Ольга Спиркина. И, безусловно, эмоциональный центр картины — Ольга Волкова в роли директрисы, для которой детдом стал своим домом — единственным и необходимым, а его обитатели — заботой всей жизни.
Наше кино время от времени возвращает на экран тему протеста, "инициативы снизу" — традицию, идущую от гайдаровского Тимура и первого варианта фадеевской "Молодой гвардии" до "Неуловимых мстителей" Кеосаяна и "Деточек" Астрахана. "Мятежники" из этого ряда. "Вы экстремистка!" — кричат чиновники директрисе Галине Захарьевне, вставшей на защиту юных бунтарей. "Да, я экстремистка", — отважно отвечает она, зная, что правда на ее стороне, что она защищает от разрушения свой дом.
Сказка — ложь? Но именно сказки вырастили поколения людей, твердо знающих, что такое хорошо и что такое плохо. И умеющих отстаивать поруганную справедливость.