Актеры

«На поверхности пеной прожить — это не свобода». Разговор о кино с актрисой Еленой Борзовой

Известная российская актриса поделится, почему современное кино часто сосредоточивается на поверхностных аспектах, и расскажет, как правильная режиссёрская задача позволяет зрителю проживать чужие жизни.

Почему современное кино часто поверхностное: разговор с Еленой Борзовой

© Омск Здесь

Героиня нового выпуска проекта "ПРО КИНО" (16+) телеканала "Продвижение" — советская и российская актриса, лауреат Государственной премии СССР Елена Борзова. Публикуем на нашем сайте полную версию интервью, в котором актриса объяснит, в чём различия между съёмками в советском кино и в современных проектах, расскажет о своих ярких экранных образах, а также о том, как приспособиться к суровому графику сериального производства.

— Елена Николаевна, когда вы поступали в театральный институт, больше мечтали о сцене или о кино?

— Я начала сниматься в 16 лет, когда ещё училась в 9-м классе. Я, конечно, уже с того момента была влюблена в кино и полюбила его навсегда. Но когда пришла в институт, театр для меня стал более значимым. Театр — это совсем другое, сильно отличающееся от киноискусства. Конечно, у нас задачи актёрские в театре и в кино одни и те же, но физически мы существуем по-разному. Поэтому мне нравится быть и там, и там. Я по сцене соскучилась ужасно! В этом году вновь начала играть в разных спектаклях, от чего получаю огромное удовольствие.

— А в чём эти различия — существования актёра на сцене и в кадре?

— В процессе. Когда я хожу в театр, каюсь, иногда засыпаю. Я понимаю, что засыпаю от того, что на сцене нет взаимодействия и причинно-следственной связи, логической цепочки, которая бы меня куда-то вела. Я должна стремиться к этой цели, которую обозначает автор и режиссёр, естественно, через актёров. Когда этого нет на сцене, театра не существует. Как бы меня ни удивляли и ни потрясали. Не зря Станиславский писал — как учёный решает какую-то сложную теорему или открывает закон, вот примерно так же каждый раз артист должен открывать этот закон причинно-следственной связи существования психофизики человека. И тогда зритель включается, он начинает за этим следить. Никакие эффекты не помогут, если нет вот этого основного постулата, который необходим именно на сцене.

В кино мы сталкиваемся с тем, что ты эту цепочку выстраиваешь, понимая сценарий, но тебя могут подставить страшно, потому что потом сядет режиссёр и отмонтирует всё так, как ты не планировал. Подрезали одну сцену, другую выбросили, переставили сцены местами — и ты понимаешь, что ты совсем не это играл. Это обидно, но режиссёров тоже можно понять, они свою задачу выполняют. Когда сталкиваешься с режиссёрами, которые чётко знают, чего хотят, и не давят на тебя, как на актёра, а предлагают обстоятельства, в которых ты по-другому себя вести не сможешь, ты тогда существуешь органично, и это ценно.

— Какой режиссёр стал для вас знаковым?

— Виктор Тимофеевич Туров. Фильм "Люди на болоте" (16+). Когда я столкнулась с этим режиссёром, помню, все актёры в один голос во всех интервью говорили: "Туров, Туров, наш друг". И он действительно друг, он не просто режиссёр. Когда мы снимали "Людей на болоте", мы почти не разговаривали на площадке. Юра Казючиц (Юрий Казючиц — советский актёр театра и кино, — прим. ред.) всё время спрашивал у Виктора Тимофеевича: "Тимофеич, какая тут сверхзадача в сцене?" А я стою и думаю: "Боже мой, а чего мне спросить-то? Я просто что-то играю и играю". Потом на фестивале в Карловых Варах я подхожу к режиссёру и говорю: "Тимофеич, а чего вы мне никогда никаких замечаний не делали?" Тут я как актриса заволновалась вдруг (смеётся). Снималась, снималась, ни о чём серьёзно не задумывалась, и вдруг поняла, что как-то мы легко всё это сняли, награды получили. Я так удивлённо его спрашиваю: "Почему?" И он говорит: "А ты всё делала, как мне надо". То есть это говорит о том, что он создавал нужную атмосферу, чтобы я по-другому себя не вела. Это режиссёрская задача, это его, так скажем, методика. Он не давил. Я сталкивалась с режиссёрами, которые говорили: "Ты должна, ты обязана". Как только мне говорят: "Ты должна", я начинаю напрягаться, мне играть трудно.

Ну и, конечно, важный для меня режиссёр — Владимир Мотыль. Его фильм "Лес" (12+) по Островскому — это была моя первая серьёзная школа. Владимир Яковлевич — это удивительный человек. Я его называю рыцарем российского и советского кино. Никогда не "лежал" ни под какими сообществами и течениями. Это настоящий художник, который за десять картин закрыл разные темы. У нас такое выражение есть — "закрыл тему", то есть сказал по ней всё, уже по-другому и не скажешь.

— В какой вашей экранной героине вы видите своё отражение?

— Ганна Чернушка, фильм "Люди на болоте" опять же. Когда я её играла, думала, наверное, мне в жизни больше ничего такого не достанется. Тогда на съёмках я полюбила белорусский народ, полюбила Белоруссию. Для меня это как вторая родина. Не знаю, может, у меня есть капля белорусской крови, или это что-то на подкорке. Моя мама говорила по-белорусски в детстве, она была в оккупации под Смоленском.

— В чём преимущество быть актрисой?

— Ты не живёшь только сам в себе. Мне профессия позволяет общаться с огромным количеством людей. Я раньше всё время разговаривала в поездах почему-то именно с бабушками. Я понимала, что я — это маленькое звено от этой бабушки куда-то ещё дальше. Ты обогащаешься, когда общаешься с людьми не твоей профессии, не твоей социальной среды. Ты понимаешь объём разных характеров, разных обстоятельств. Ты не живёшь в какой-то одной плоскости. Имеешь возможность понимать людей разных возрастов, менталитета. Такой калейдоскоп складывается, пазл мира. И я считаю, что это главное богатство нашей профессии.

— А в чём испытание?

— Испытание, наверное, когда тебе говорят: "Ты талантливый, ты так хорошо это сделал". Я смотрела всегда на самых великих артистов — насколько же они были скромные и непафосные, и всегда думала: "Учись и понимай, что не в этом цель нашей профессии". Пастернак писал: "Цель творчества самоотдача, а не шумиха, не успех. Позорно ничего не знача, быть притчей на устах у всех". Испытание славой, оказывается, тяжелее всего. Огонь и Воду можно пережить и выдержать, а вот Медные трубы (Славу) — трудно. Деньги ещё портят людей, но, Слава Богу, у меня с ними проблем не было — я не купалась в финансах и спокойно к ним отношусь. А вот когда тебе говорят, что ты талантливый и гениальный, это надо поделить на 10, на 16, и понять, что люди делятся с тобой своим восприятием, а оно не всегда объективно, а ты к себе должен быть гораздо более требовательным. Вот это самое сложное — не расслабляться никогда. Как говорили китайские мудрецы: "Жизнь человека — это наклонная плоскость: посредине не устоять, ты либо идёшь вверх, либо катишься вниз". Только ползти, карабкаться, сколько бы тебе ни было лет. Учись, трудись, познавай, испытывай свою психику. И ни в коем случае не думай, что ты достиг чего-то.

— Многие говорят, что кино — очень конкурентная среда. Приходилось ли вам бороться за роль?

— Я не борюсь, к сожалению. Я не могу бороться, поэтому меня из кино тихо выкинули. У меня достаточно сложные сейчас отношения с кино. Раньше по-другому относились к актёрам. Ассистенты по актёрам ходили по спектаклям, в театральные институты, смотрели, искали. Сейчас совсем другое. Сегодня говорят: "Самопробы запиши, кастинг у нас такой". У нас были пробы. Ты приходил, знакомился с режиссёром, разговаривал с ним. Фотопроба, потом разговор, потом кинопроба. То есть это был целый процесс психологический, процесс привыкания и поиска режиссёром образа в тебе. Это такие мучения были творческие, в первую очередь у режиссёра.

Меня иногда прямо тошнит от слова "самопробы". Что ты там можешь сыграть? Своё представление о роли? А режиссёр скажет: "А мне не нужно твоё представление". И не сказать, чтобы этот режиссёр был очень талантливый. Один мой знакомый актёр рассказывает: "Я говорю режиссёру, что в роли следователя хочу вот это найти, вот так сделать, показать характерность". А он говорит: "А мне это не надо. Зачем мне твоя характерность? Ты просто скажи слова, нам будет достаточно". Это вот сейчас современное кино так снимается. Поэтому я на некоторых актёров смотрю и думаю: "Ну что же он себя штампует-то, как печатный станок?" Неинтересно. Разницы нет. И мне грустно становится.

Я ощущаю сегодня большую потребность в хорошем кино. У меня есть свой проект, но я не могу уже много лет дать ему жизнь, потому что не знаю, какую дверь открыть. Сейчас модное выражение "не ту дверь открыть". Я, видимо, не те двери открываю. И не знаю, через какие инстанции надо пройти, чтобы тебя услышали. Мне говорили: "Нам не нужны проекты со словом "духовное". Мы про "духовку" снимать не будем". Когда я это слово услышала, я сразу картинку увидела — кухня, я вставляю в печь курицу, а потом думаю, нет, это не про это. Оказывается, "духовка" — это передачи или фильмы с духовным содержанием. Мне мой друг один, очень известный сейчас продюсер, говорит: "Только не пиши в своей заявке нигде слово "душа". Я говорю: "Как? Это единственное, что в человеке вечно". Душа — это энергия, которую ты воспитываешь всю свою жизнь, и она вечная. А мне говорят: не надо, только не об этом…

— Как вы думаете, почему сегодня далеко не все хотят говорить о духовном?

— Понимаете, когда говоришь слово "душа", это означает работу над душой, и эта работа — задача твоей жизни. Когда говорят о душе, значит, ты должен предъявлять к себе определённые требования. А легче же просто существовать, на поверхности пеной прожить. Хотя ты добиваешься денег, славы, успеха — разве это не заменяет всё остальное? И все считают, что это заменяет. Нет сегодня этого ценза духовного — что хорошо, что плохо, и берётся то, что легко берётся. И это вроде как свободой называется. Но это не свобода. Это ты зависим от тех обстоятельств, которые тебя уничтожают. Человек не хочет на чашу весов положить, что же, собственно говоря, ценно, а что нет. Легче прожить, не думая.

— Для вас свобода в кино — что это?

— Толстой, по-моему, сказал, что свобода человеку требуется извне не более, чем она ему требуется изнутри. Вспомните замечательный фильм Захарова "Тот самый Мюнхгаузен" (0+), когда подбегает мужик к телеге с фруктами и овощами и переворачивает её. Ему говорят: "Ты что делаешь-то?" — А он отвечает: "Так свобода же!" Человек не понимает этого слова. Он считает, что свобода — это анархия, всё дозволено. Но есть закон духовный, моральный, административный. Мы должны соблюдать их, иначе будет беспредел. Моя свобода не должна влиять на свободу другого человека — я себя не предам, но и тебя не подставлю. Я не предам своих идеалов. Моя свобода и мой выбор — не делать чего-то на сцене и в кино. Даже если у меня нет работы, но это выходит за рамки моих моральных принципов, я не буду за это браться. Артист должен соглашаться на всё и выполнять всё что угодно, но я считаю, Станиславский гениальную фразу сказал, которую я не дословно, но попробую передать: "Человек, у которого нет ни духовных, ни моральных, ни этических понятий, — ему не надо на сцену ходить". Сцена, она выше чуть-чуть, чем мы в зале сидим. Значит, мы должны говорить обо всех проблемах на планете, о жизни человеческой, но мы не имеем права выходить за рамки и делать это просто документальным. Мы должны художественно это качество предъявить. Вот свобода в чём — в понимании культуры, духовности, ценностей. Если ты этого не имеешь, у тебя не свобода, у тебя беспредел.

— Какие роли вам хочется играть сегодня?

— Вообще всегда хочется играть хорошую литературу. Я очень люблю нашу русскую классику. У Достоевского Катерина Ивановна, жена Мармеладова из "Преступления и наказания" — потрясающая роль, интересная. Я считаю, что Чехов — великий писатель. Писатель, которого очень часто не так ставят. Иной раз смотришь и думаешь: "Это Чехов написал? Что-то как-то прямо тяжело". Это говорит о том, что его не поняли. Просто поставили буквально, что называется, по словам. А там не в словах дело, а в действии, в поведении человеческом, взаимоотношениях между людьми. И тогда Чехов гений. Конечно, классику хочется играть, потому что не всё современное, мне кажется, отвечает как раз на все эти духовные вопросы.

— У вас большой опыт съёмок в сериалах. Как приспособиться к конвейерному графику сериального производства?

— Это, конечно, очень сложно. Например, на съёмках сериала "Обречённая стать звездой" (16+) между сценами всё время надо было переодеваться и перегримировываться, и при этом ещё текст повторять. Это такое мучение! Но когда я снималась в "Ранетках" (12+), я стала хитрее. Поскольку я там злыдню играла, я сказала режиссёру: "Значит, моя установка — один и тот же костюм, один и тот же грим". У меня было очень много текста — усталость была невозможная, мозг закипал. В советском кино проще было — мы одну сцену весь день снимали. Это так легко было — выучил, повторил, сыграл, продумал. Там был процесс определённый. Советское кино гораздо в этом смысле доказательней и интересней, потому что там проживался каждый нюансик. А тут приходилось бегом это делать. Так вот, помню: все переодеваются, перегримировываются, а я одна сижу, чай попиваю и текст повторяю (смеётся). И поскольку я играла учительницу и ещё и завуча, передо мной всегда были тетради, журналы, и я прямо на них от руки писала свой текст. Напишу себе, потом продолжаю будто бы что-то писать, а сама читаю и говорю этот текст (смеётся). Ну это издержки сериалов.

— Сложно ли вам было вжиться в образ строгого школьного завуча?

— Я не скажу, что это было очень сложно — мне было крайне интересно. Я сама придумала костюм, грим, причёску и взяла за основу "коридорную" систему. Я немножко гротеско́во сделала эту героиню для того, чтобы показать, какая может быть гадость в человеке. Этот человек всегда был один, никогда не создавал семьи, синий чулок такой. И поскольку своих детей нет, в женщине рождается ненависть к другим детям. А они ученики — и она начинает с них только требовать, а не любить. И вот это мне было интересно показать, потому что я знаю, что есть такие люди. А поскольку она всегда жила в коридоре, то есть это как тюрьма — я сцепляла руки за спиной и чесала по коридору. Мне все говорили: "Борзова, давай, лёгкой походкой чеши!" И я вылетала из-за угла, как зверь, который готовится к прыжку. Всё время наготове, что сейчас её кто-то оскорбит, что-то скажет неприятное, поэтому несгибаемая, прямолинейная. Такие женщины не имеют детей и не имеют никаких прошлых браков, а сценаристы взяли и приписали мне сначала дочку, потом мужа. Я говорю: "Что же вы делаете? Вы отобрали у меня такую конфетку!"

Я думала, этот персонаж — это такой гротеск, и, наверное, в жизни так не бывает. Мы ездили по школам, и вдруг мне дети говорят: "У нас такая же училка". И в каждой школе мне говорили, что у нас есть такая учительница. Я думаю: "Боже мой, бедные дети". Я-то поизгалялась, мягко говоря, а оказалось, что я попала в десяточку. К сожалению.

— Как вы думаете, в чём магия кино?

— Я очень часто смотрю советское кино. Вот там эта магия возникает даже на каких-то простых человеческих чувствах, на простых взаимоотношениях. Я вижу, как актёры на экране это переживают. Сейчас такая фраза даже появилась: "Вы заметили, что с годами советские актёры стали играть лучше?" Есть легенды нашего кино, за которыми глаз не устает следить, и сейчас есть очень хорошие фильмы. Если я попадаю на хорошее кино или сериал, не могу оторваться и жду следующую серию. Я втягиваюсь в это. Ты живёшь ещё какой-то жизнью. Вот в этом магия. Когда ты не только свою жизнь проживаешь, а ещё чью-то. И если это убедительно прожито на экране, то тогда ты попадаешь в эту магию. Тебя тянет на какие-то новые эмоциональные испытания, ты находишь точки соприкосновения со своим жизненным опытом, со своими чувствами и они дополняются, усиливаются. И это, конечно, питание души, мозга. Вот тогда это магия.

Источник: kino.rambler.ru

Похожие записи

Коллега рассказал о последних словах актера Александра Карпухова

Психолог раскрыла главный секрет успеха Александра Петрова

Роберт Дауни-младший скучает по Железному Человеку — он хочет вернуться к роли

Алек Болдуин не признал свою вину в гибели оператора на съемках «Ржавчины»

Актер Кравченко заявил, что голодал вместе с мамой перед съемками «Иди и смотри»

Том Круз объявил об отношениях с бывшей российской моделью Эльсиной Хайровой

Кондитер-медиум, сутенерша и обычная женщина: Анне Михалковой — 50

«Не стоит поливать грязью»: актёр Себастиан Стэн заступился за фильмы Marvel

Сколько зарабатывают популярные актеры за один эпизод сериала

Звезда «Счастливы вместе» Наталья Бочкарева показала фигуру после липосакции

Папарацци заметили сменившего имидж Бена Аффлека

Кортни Кокс — о возрасте: начинаю злиться, когда мне приходит мысль о том, что я старею

Ваш комментарий

94 − = 93

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Новости от партнеров

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Прочитать подробнее