Сон влияет не только на настроение ребенка и его энергичность, но и на способность мыслить, запоминать и учиться. Мы считаем сон неким «выключением» организма, но на самом деле это очень активное и напряженное время выработки гормонов и мозговой деятельности.
Содержание
- Возраст и потребность в сне:
- Отдохнувшие дети обычно:
- Дети, которым требуется больше сна, обычно:
- Легко просыпаются.
- Активны большую часть дня.
- Не засыпают в машине по дороге домой.
- Имеют одинаковое расписание сна в течение недели и на выходных.
- Спят после обеда и в садике, и дома.
- Не могут сами проснуться утром.
- Гиперактивны, неактивны или в плохом настроении.
- Засыпают в машине и дома раньше времени.
- Отсыпаются на выходных.
- Хотят спать во время школьных занятий.
Сон влияет не только на настроение ребенка и его энергичность, но и на способность мыслить, запоминать и учиться. Мы считаем сон неким «выключением» организма, но на самом деле это очень активное и напряженное время выработки гормонов и мозговой деятельности. Усталый ребенок может делать простейшие вещи: говорить, есть или бегать, но вот мышление и концентрация внимания у него сильно страдают даже при небольшой нехватке сна.
Исследования доказали, что если шестиклассники спят всего на один час меньше, они скатываются до уровня средних учащихся четвертого класса по результатам нейробиологических тестов. Другой эксперимент показал, что увеличение продолжительности сна на 27 минут повлекло существенные улучшения в настроении, эмоциях и тревожности детей. Ограничение сна на 50 минут дало противоположный эффект.
Учитывайте, что ребенок может уснуть не сразу, и берите в расчет время засыпания.
Учитывая такую важность сна для учебы, мы просто обязаны выяснить, сколько конкретно сна требуется детям. И разобраться, как определить, что ребенок спит достаточно.
У ученых есть вполне конкретные цифры, Только нужно учесть, что речь идет именно о сне, а не о времени, проведенном в постели. Так что учитывайте, что ребенок может уснуть не сразу, и берите в расчет время засыпания.
Возраст и потребность в сне:
Новорожденные — 12-18 часов
Младенцы (3-11 месяцев) — 14-15 часов
Ребенок младшего возраста (1-3 года) — 12-14 часов
Дошкольники (3-6 лет) — 11-13 часов
Младшие школьники (6-10 лет) — 10-11 часов
Подростки (10-17 лет) — 8,5-9,25 часов
Взрослые — 7-9 часов.
Эти данные получены из исследований оптимальной продолжительности сна и того времени, которое они действительно спят.
Все эти рекомендации даны как примерный промежуток времени, а не как магическое число, которому нужно неотступно следовать. Каждый из нас обладает особыми потребностями, в том числе и во времени для сна.
Поведение ребенка должно подсказать вам, все ли вы делаете правильно.
Если вам кажется, что вашему ребенку требуется меньше сна, чем указано выше, не торопитесь принимать это как данность. Исследования доказали, что из 100 взрослых людей, считающих, что им не требуется долгий ночной отдых, всего 5 действительно оказались такими уникумами. Поэтому попробуйте увеличить ночной отдых ребенка и посмотрите на результаты.
Именно поведение ребенка должно подсказать вам, все ли вы делаете правильно. Стоит запомнить, что детям не свойственно зевать, потягиваться и говорить, что они хотят спать (обычно это уже сигнал чрезмерного утомления). Если таких признаков нет, скорее всего ребенок действительно высыпается.
Отдохнувшие дети обычно:
Дети, которым требуется больше сна, обычно:
У детей более выражена потребность следовать циркадным ритмам.
Не стоит волноваться, если признаки нехватки сна то появляются, то пропадают, ведь усталость накапливается у детей так же, как и у взрослых. Нужно принять меры, например, уложить малыша спать после обеда или дать выспаться в субботу. Сон действительно довольно легко компенсируется, например, поздний просмотр фильма можно сгладить поздним подъемом в выходной. Но у детей более выражена потребность следовать циркадным ритмам (смене периодов сна и бодрствования), поэтому лучше всего они себя чувствуют при строгом соблюдении расписания.
Конечно, не стоит превращать всю жизнь ребенка в соблюдение графика, иногда возможны и послабления, но в целом режимы активности и отдыха должны чередоваться равномерно.