Воспитание есть усвоение хороших привычек.
Вежливый, хорошо воспитанный ребенок вызывает в нас исключительно положительные эмоции. Взрослые умиляются его поступкам, манерам, детской непосредственности и буквально сразу влюбляются в малыша. И совсем другие чувства в нас пробуждают дети, отвергающие правила приличия, установленные в обществе – капризные, невоспитанные, истеричные, не умеющие спокойно налаживать контакт со сверстниками и взрослыми.
Поговорим сегодня о детях, чье воспитание и уровень культуры хромают. Разберемся в дебрях детской психологии и поймем, как исправить упущение.
Немного о детской психологии
Дети до определенного возраста похожи на мягкий и податливый пластилин. Их психика гибка и умеет подстраиваться под различные ситуации. Недаром говорят, что воспитание детей должно начинаться с самовоспитания родителя. Поскольку первоначально дети транслируют то, что видят и слышат на постоянной основе от своих родных. Всю информацию они впитывают, словно губки, а сложившийся паттерн поведения сложно поддается корректировке. Но поддается! Поэтому не отчаивайтесь, дорогие родители, а читайте дальше.
С рождения до 3 лет
Безусловно, говорить о воспитании грудничка было бы как минимум странно. Потому что малышу до первого года жизни нужны руки, тепло, голос и любовь мамы, а также бесконечное количество внимания от других значимых для него взрослых.
Примерно в год малыш принимает вертикальное положение, пробует ходить, говорит несколько слов – и перед ним открывается поистине удивительный и огромный мир. Задача взрослого – поддержать дитя в его открытиях.
В период с года до трех лет дитя проходит стадию следования за своим взрослым и покорения мира. Как отмечает Людмила Петрановская в своей книге «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка», готовность ребенка слушаться определяется качеством привязанности, образованной между родителями и ребенком, а не количеством нотаций, наказаний или поощрений.
В прочной привязанности кроется уверенность маленького человека в себе, в мире, базовое доверие к нему, здоровые отношения с собой и окружающими. Лучший вклад в развитие собственного чада и дальнейших взаимоотношений с ним вы можете сделать тогда, когда научитесь строить «домик привязанности» кирпичик за кирпичиком.
С 3 до 5 лет
Так называемый кризис трех лет имеет расплывчатые границы. Он может начинаться в два года, а заканчиваться к 4-5. И обостряется, если в семье появляется новый ребенок или случаются стрессовые ситуации (смена места жительства, выход мамы на работу, поход в детский сад). То есть всегда. Но есть и хорошая новость – смягчить эти события может вовремя «подстеленная соломка» в виде надежной привязанности.
В кризис негативизма чаще всего малыш начинает проявлять характер. В ответ на любое действие, просьбу или отказ он будет выдавать истерики, говорить громкое «НЕТ», «НЕ хочу» и «НЕ буду». Это нормальный, хотя и эмоционально сложный этап становления будущей личности.
С 5 до 7 лет
Примерно к 4-5 годам ребенок вдруг резко меняется. Уходит младенческая округлость, дитя как будто «приходит в себя». Это период активных игр, нежностей, заботы о родителях, просьб родить брата или сестру. Действительно золотое время, которое редко омрачается плохим поведением – своеобразная награда родителю за выдержку кризиса трех лет.
К 6-7 годам малыш преодолевает еще один кризис. Тут провоцирующим фактором служит начало школьного образования, смена коллектива, появление интеллектуальной нагрузки, домашних заданий, режима, звонков и уроков. Итогом кризиса становятся укрепление привязанности к родителю и появление его образа в душе. Т. е. теперь, с этого момента и до конца жизни в сердце маленького человека навсегда запечатлеется виртуальный образ взрослого.
Поэтому после 7 лет ребенку становится легче переживать разлуку с реальным родителем. Например, длительные командировки. А развод – это отдельная тема.
С 7 до 12 лет
С 7 до 12 лет современные дети проходят период препубертата. То есть им в той или иной степени становятся близки поведенческие характеристики подростков: невежливость, агрессивность, эмоциональность, отрицание. Именно в этот период, а лучше слегка заранее, стоит позаботиться о появлении в жизни ребенка авторитетного взрослого, который стал бы наставником, проводником в мир образования, науки, этикета, вежливости и воспитанности.
У ребенка должен появиться человек, которому он будет доверять, в котором увидит Учителя. Это может быть педагог в школе, тренер в спортивной секции, художественный руководитель группы гимнастики, преподаватель кружка по рисованию или пению и т. д.
С 12 до 16 лет
Перед нами – подросток. Психолог Эрик Эристон описывает подростковый возраст так: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением отпустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости».
И период подросткового возраста в психоэмоциональном плане очень схож с кризисом трехлетки. Только у трехлетнего малыша стоит задача выйти из младенческого возраста, а перед подростком задача куда интереснее. Ему предстоит научиться жить самостоятельно, своим мозгом, своим планом. Выбирать и нести ответственность за совершенный выбор.
С 16 до 18 лет
Да, ребята до 18 лет по закону еще дети. Но фактически это уже полностью сформировавшиеся юноши и девушки, которые если и будут меняться, то только по своему желанию или в процессе «шлифовки» жизнью.
Признаки невежливого ребенка
Ребенка можно считать плохо воспитанным или невежливым, только если его поведение (капризы, истерики, протесты и т. п.) носят устойчивый характер. Время от времени капризничают все дети, например, когда плохо себя чувствуют, хотят есть, спать или страдают от физической боли.
Говоря о невоспитанности и невежливости ребенка, мы обращаем внимание только на то, что нарушаются социальные правила или общественные нормы. Условно, нас не интересует, как ребенок относится к маме, но интересует то, как он относится к посторонним людям.
Итак, невежливый ребенок:
- Перебивает собеседника. Это яркий маркер отсутствия вежливости в любом возрасте. Конечно, мы не берем во внимание малыша до 2-3 лет, но в 7-9 лет дети уже способны выслушать говорящего и только потом добавить свои комментарии.
- Не следит за порядком. Выбрасывает мусор в неположенном месте, не прибирается в своей комнате, не застилает постель.
- Проявляет излишние эмоции. До трех лет капризность детей оправдывается непониманием мира, своих эмоций и неумением с ними совладать. Но если подобное поведение свойственно детям в более старшем возрасте, то это говорит о том, что теперь оно стало средством манипуляции на пути к достижению желаемого.
- Чересчур избирателен. Еда или в занятия, которые предлагают взрослые (почитай книжку, посмотри мультфильм, сходи погулять, поедем в парк) ребенка не устраивают. Он ставит свои требования во главу угла и заставляет семью подстраивать общий график, ритм жизни или меню под себя.
- Отказывается от всего. Детям систематически не могут или не хотят объяснять, почему они принимают какое-то решение, но затем быстро и немотивированно отказываются от него, сдабривая подобный отказ истериками. Такое поведение говорит о ненормальном поведении, отсутствии воспитания и вежливости к окружающим в целом.
Как воспитать ребенка
Мы разобрались с психологией детей в разных возрастных периодах. Определили, по каким признакам можно выявить пробелы в воспитании чада. Теперь пришло время обсудить, каким образом их восполнить и как проводить «работу над ошибками».
В возрасте до 3 лет
Дети с года-полутора вполне способны понимать речь, обращенную к ним, выполнять простые просьбы и тем или иным способом озвучивать свои желания и потребности. Поэтому в этом возрасте им уже можно прививать в игровой форме элементарные правила вежливости.
Учить словам благодарности, правильным просьбам, убирать за собой книжки и игрушки, принимать участие в уборке (доверять вытирать пыль, пылесосить, даже можно дать швабру, чтобы ребенок помыл пол). Не забывайте поощрять детей, хвалить их за старания. Подмечать, когда ваш сын или дочь самостоятельно сделали что-то (например, убрали книжки после прочтения) без ваших напоминаний.
От 3 до 5 лет
Во время кризиса негативизма также важно сохранять спокойствие как внутри, так и снаружи. Это будет непросто. К пяти годам мальчикам уже можно объяснить и научить, как ухаживать за девочками. Например, открывать перед ними дверь, нести пакет из магазина (давайте не больше ¼ веса ребенка), мотивировать свое нежелание что-то делать, а также вместе находить компромисс в спорной ситуации и решать ее.
Чего точно не нужно делать в процессе воспитания, вы можете узнать из небольшой лекции:
Одним из хорошо работающих способов воспитания вежливости в детях дошкольного возраста являются мультфильмы, например, «Про Миру и Гошу»:
От 5 до 7 лет
К школе ребенок должен знать правила поведения в обществе. Их можно прививать как через игру, так и через литературу. Прекрасным выбором станет книга Ольги Александровой «Уроки вежливости: для детей 6-7 лет».
А родителям полезно будет почитать Джона Готтмана «Эмоциональный интеллект».
С 7 до 12 лет
Книга Найджела Латта «Пока ваш подросток не свел вас с ума» создана специально для родителей детей, которые сейчас находятся в пре- и пубертатном периоде. Это время по праву считается одним из самых сложных в родительстве, потому что буквально вчера ваше чадо было самым нежным цветочком, а сегодня это колючий еж, которому все не так и не то.
Вежливость в этом возрасте воспитывается собственным примером, разговорами с объяснением причинно-следственных связей, а постоянные наказания скорее оттолкнут ребенка от вас, чем покажут ему вашу правоту.
С 12 до 16 лет
Подростку сложно доказать, что он не прав в какой-то ситуации или поступил некорректно по отношению к вам или другим людям. Как и в трехлетнем возрасте, мы советуем родителям сохранять спокойствие, а также подготовили для вас небольшой список правил, которые помогут вам сохранить нормальные отношения с детьми, а также эффективно их воспитывать:
- Будьте человеком, достойным уважения. Хотите добиться расположения подростка? Показывайте делами, что вы делаете то же самое, что требуете от него, что работаете над собой и собственным характером. Тогда маленький человек будет стремиться вам подражать.
- Найдите способ, при котором ребенок сможет беспроблемно выражать свои негативные эмоции. Им нужен выход, поэтому отличным решением станет поход в краш-комнату или побитая боксерская груша.
- Требуйте уважения. Вы – родитель, вы находитесь в позиции главного, старшего. Поэтому ребенок должен выражать свое несогласие с вашей точкой зрения в уважительной форме.
Вы можете сказать: «Я вижу, что ты сердишься на меня, я тебя понимаю. И я не против того, что в данном случае ты со мной не согласен. Ты имеешь на это право. Однако ты должен знать: я не терплю уничижительного отношения в свой адрес. Закатывание глаз, повышенный тон, ругательства и прочие вещи я не приемлю. Поэтому прошу тебя говорить со мной так же уважительно, как и я говорю с тобой». - Станьте примером. Да, первоначально кажется, что подросток делает все наперекор и уж точно не стремится быть похожим на вас. Но мы вас уверяем, что именно родители становятся учителями своим детям. Именно с них мы считываем приемлемое поведение в процессе разрешения возникающих разногласий и перенимаем этот паттерн.
- Будьте последовательны. Если вы чего-то не разрешаете, то не разрешаете ни под каким предлогом! Ребенок должен четко понимать, что как бы он ни просил вас, на какие бы уловки не шел, вы останетесь при своем мнении. А наказание действительно имеет реальную силу.
С 16 до 18 лет
А здесь спешим вас огорчить – фактически в 16-18 лет человек уже сформирован. Поэтому радикально повлиять на него, скорее всего, не получится. Но если зерно все же было посеяно раньше, а сейчас из-за подросткового бунтарства ребенок позабыл все то, что вы ему объясняли ранее – можно попробовать вспомнить это совместно сейчас.
Поскольку буйство гормонов уже сходит на «нет», и человек вновь приобретает возможность слышать и слушать других.
Заключение
Воспитание детей – сложный процесс, полный разных кочек, ям, проверок кризисами и отрицанием вас как взрослого. Мы желаем вам сил в этом нелегком деле, искренне надеемся, что с помощью нашей статьи ваш путь родительства стал немного светлее и понятнее.
Помните, что кнут лучше оставить для конюшни, а пряник съесть всей семьей во время чаепития. В воспитании лучшими спутниками станут ваша любовь и принятие ребенка.