Второстепенный член предложения. Указывает на причину, время, место, степень и другие похожие признаки.
Обстоятельство – это второстепенный член предложения. Он в предложении может быть, а может и не быть. Сравните: «Я жду тебя» – «Я жду тебя дома». Во втором предложении появилось обстоятельство места «дома».
Обстоятельства нужны нам, чтобы более точно передавать информацию.
Как найти обстоятельство в предложении
По вопросам. Обстоятельство отвечает на вопросы «как», «каким образом», «когда», «куда», «почему» и прочие подобные.
Напомню вам вопросы для двух других второстепенных членов:
- Определение. К нему мы задаем вопрос «какой» или «который»: «красивый человек», «девушка в пальто».
- Дополнение. К нему надо задавать вопросы косвенных падежей: «пишу (чем?) карандашом», «пою (что?) песню».
По значению. Если слово обозначает место, время, причину, условие, цель, степень – это и будет обстоятельство. В следующем блоке я перечислю 9 типов обстоятельств по значению, вам надо будет обязательно их запомнить, чтобы находить «автоматически».
По части речи. Обстоятельства очень часто выражаются наречиями: сделаю завтра, приду поздно, вы работали плохо.
Определения, в основном, выражаются прилагательными: красивая девушка, умный ученик.
Дополнения – существительными: пишу письмо, звоню маме.
Но часть речи – не главный признак, ориентироваться все-таки надо на вопрос и на значение.
9 типов обстоятельств, которые надо выучить
Итак. Я буду называть тип и приводить примеры обстоятельств этого типа. Вопросы вы увидите в самих примерах.
- Места. Я живу (где?) в Москве. Я еду (откуда?) из Волгограда (куда?) в Саранск.
- Времени. Я работаю (когда?) вечером. Мы читаем книги (с каких до каких пор?) с трех до пяти часов.
- Причины. Мы сидим дома (почему? по какой причине?) из-за снегопада. Земля потрескалась (отчего?) от засухи.
- Образа действия. Я люблю гулять (как? каким образом?) пешком. Грузовик ехал (как?) медленно.
- Меры и степени [в некоторых учебниках объединяется в один тип с образом действия, но эта разница не критичная]. Я (в какой степени?) очень устал. Мне было (в какой мере?) безумно страшно. Обратите внимание, вопрос в первом предложении задается от сказуемого: устал (как? очень), во втором – от категории состояния страшно (в какой мере? безумно).
- Сравнения. Снег лежит (как?) как белое покрывало. Санки с горы летят (как?) стрелой. Здесь одна вещь именно сравнивается с другой. Обстоятельства образа действия тоже отвечают на вопрос «как», но там такого сравнения нет, например «гулять пешком» – именно образ действия, ничто ни с чем не сравнивается.
- Цели. Я пришел (зачем?) учиться. Дети пришли в библиотеку (с какой целью?) почитать. Ханы едут (зачем?) за данью.
- Условия. Ты сможешь открыть шкатулку только (при каком условии?) в лунную ночь. Этот тип часто смешивается с обстоятельствами времени, учитель вас не поругает за это. Они правда очень похожи.
- Уступки. Я занялся программированием (несмотря на что?) несмотря на возраст.
Как подчеркивать обстоятельства
Прерывистой линией с точками. Если обстоятельство выражено существительным с предлогом, то предлог тоже надо подчеркивать.
Деепричастные обороты – это тоже обстоятельства. Если у вас в предложении есть деепричастный оборот, то надо сначала его выделить как обстоятельство, а потом еще «разобрать» внутри по членам. Получится вот так:
Сначала я подчеркнул весь оборот как обстоятельство (красным), а потом внутри выделил обстоятельство «читая» и дополнение «книгу» (синим).
Полезные материалы по теме
Подпишитесь на обновления, чтобы получать новые статьи блога по русскому языку.
Вот ссылки на мои подборки с курсами по русскому языку. Там есть учебные программы для школьников любого уровня, а также хорошие бесплатные материалы для скачивания.
- Курсы по русскому языку.
- Подготовка к ВПР.
- Подготовка к ОГЭ.
- Подготовка к ЕГЭ.
И еще – если есть какие-то вопросы, смело пишите их в комментариях. Я отвечаю на все комментарии.