Предложение, в котором есть хотя бы один из пяти осложнителей.
Осложненное предложение – это предложение, в котором есть хотя бы один из пяти осложнителей:
- Однородные члены.
- Обращения.
- Вводные слова.
- Вставные конструкции.
- Обособленные члены предложения.
Разбираю каждый из пяти осложнителей
У меня есть отдельные статьи о каждом из них, поэтому я очень углубленно их анализировать не буду, но отмечу основные характеристики, про которые надо знать.
Однородные члены
Однородными могут быть любые члены предложения. Их можно узнать по перечислительной интонации, а также по двум признакам: одно главное слово, одинаковый вопрос. Примеры:
- Мама и папа пьют чай – однородные подлежащие «мама» и «папа».
- Я танцую, пою песни и играю на гитаре – сказуемые «танцую», «пою», «играю».
- Дедушка читает книги и журналы, но не газеты – дополнения «книги», «газеты», «журналы».
- Пейте лекарство вечером, днем или утром – обстоятельства времени «вечером», «днем», «утром».
- Мы увидели итальянский, российский и американский флаг – определения «итальянский», «российский», «американский».
Чтобы понять, однородные члены предложения или нет – надо помнить про многие нюансы. Например, «зеленые, синие ленты» – однородные, а вот «маленькая извилистая речка» – неоднородные.
Читайте подробнее в отдельной статье, я постарался там все «разжевать».
Обращения
Их можно обнаружить по звательной интонации: «Я хочу есть, мам», «Я сегодня, Маш, не купил цветов», «Мурзик, кис-кис-кис».
Обращения нельзя выделять как члены предложения, потому что они ни от каких других слов не зависят. Но их обязательно надо выделить запятыми с обеих сторон.
Вводные слова
Это такие слова, которые можно «выкинуть» из предложения, и оно ничего от этого не потеряет. Например: «Я, в общем, подготовился к экзаменам, но все равно не сдал» – «Я подготовился к экзамену, но все равно не сдал».
Слова «итак», «во-первых», «во-вторых», «по словам очевидцев» – как раз вводные. Мы произносим их с выделительной интонацией и всегда выделяем запятыми на письме.
Статьи про вводные слова у меня пока нет, но я скоро обязательно ее напишу.
Вставные конструкции
Это слова или даже целые предложения, которые хочется «взять в скобки». Причем и интонационно, и на письме. Например: «Мой друг (по природе своей очень застенчивый) не побоялся прийти к нам в гости, когда мы его пригласили».
Обратите внимание, вставные конструкции могут еще выделяться двойными тире. Но скобки – более распространенный и общепринятый вариант их выделения.
Обособленные члены
Это такие члены предложения, которые мы «обособляем», то есть выделяем запятыми внутри предложения. Их отличие от вводных слов, вставных конструкций и обращений в том, что они всегда являются членами предложения.
Обособляются чаще всего причастные и деепричастные обороты. У меня про них есть отдельные статьи, где я объясняю, в каких случаях запятые нужны, а в каких нет. Посмотрите.
Прямая речь ничего не осложняет
Я на первом курсе вуза почему-то тупил и говорил, что прямая речь может осложнять предложение. Это не так. Потому что прямая речь делает простое предложение сложным.
Смотрите: “Я сказал: «Мы не будем участвовать в этом дурацком конкурсе!»”. Почему предложение сложное? Потому что в нем две грамматические основы: «Я сказал» и «Мы не будем участвовать».
Так что запомните, прямая речь ничего не осложняет.
Что говорить про осложнители при синтаксическом разборе
Когда вы делаете характеристику предложения, вы в самом конце должны про него сказать: «Осложненное. Осложнено …» – и перечислить осложнители.
Обратите внимание, в одном простом предложении может быть сразу пять осложнителей. Хотя встречается такое редко: «Во-первых, Саша, я тебе сказал, что Софья Павловна (учитель русского) завтра соберет ваши тетради и, проверив их, сразу выставит оценки за четверть».
Это предложение осложненное, оно осложнено обращением (Саша), вводным словом (во-первых), вставной конструкцией (учитель русского), однородными сказуемыми (соберет, выставит), обособленным обстоятельством, которое выражено деепричастным оборотом (проверив их).
Что отмечать на схеме осложненного предложения
Ничего. У простых предложений вообще нет смысла рисовать схему, потому что в этой схеме будет только две скобки. Схемы мы рисуем для сложных предложений, чтобы показать, что с чем связано, какие есть логико-грамматические части.
Но.
Иногда учителя требуют показывать осложнение внутри схемы. Они делают это для того, чтобы заставить ребенка в очередной раз увидеть осложнение. Если ваш учитель требует – выделяйте.
Обращения выделяются буквой «О», а однородные члены берутся в кружочек. Обратите внимание, если между однородными членами есть союзы – их тоже надо отображать на схеме.
Например, вот предложение: «Саша, вскипяти чайник и покорми хомячка». Оно осложнено обращением и двумя однородными сказуемыми. На схеме это будет выглядеть примерно так:
Обособленные члены надо подчеркивать в зависимости от того, каким членом предложения они являются. Над причастными и деепричастными оборотами надо еще рисовать крышку и писать внутри, что это за обороты. Например: «Балерина, танцуя на сцене, жила настоящей жизнью». Схема такая.
Если у вас при однородных членах есть обобщающие слова, то они выделяются кружком с точкой внутри. Возьмем для примера предложение: «На бал пришли все представители знати: бароны, графы, высшие сановники».
Полезные материалы по теме
Подпишитесь на мою рассылку. Я буду еженедельно присылать вам лучшие статьи по русскому языку. В ближайшие 5-6 месяцев их будет много.
Посмотрите мое видео о том, как надо выделять причастный оборот при разборе предложения по членам. Ученики всегда здесь путаются и либо никак не выделяют, либо выделяют просто как обстоятельство.
Посмотрите три моих подборки с курсами по русскому языку. Они вам помогут подготовиться к экзаменам и проверочным работам. В каждой подборке вас ждут «плюшки» – бесплатные справочники и пособия, которые можно скачивать прямо из статей. Я их сам подбирал, они очень хорошие:
- Курсы для подготовки к ВПР по русскому.
- Подготовка к ЕГЭ.
- Подготовка к ОГЭ.
Напишите, пожалуйста, ваше мнение о статье в комментариях. Напишите обо всех недостатках, которые вы видите, чтобы я мог их доработать и сделать этот материал лучше. Свои вопросы можете писать там же, я отвечаю в течение суток.
Спасибо.