Александра Урсуляк сыграла главную роль в новом фильме Владимира Грамматикова «Смотри на меня!», внеконкурсный показ которого прошел на ММКФ.
«Вечерняя Москва» побеседовала с актрисой. В основе сюжета ленты «Смотри на меня!» — семейная история: мать, бывшая оперная певица, и ее четверо детей вынуждены в течение двух недель добираться в товарном вагоне из Свердловска (ныне Екатеринбург. — «ВМ») в Москву. Их «багаж» состоит из… коровы и пианино.
Воспоминания режиссера Владимира Грамматикова, которые легли в основу фильма, в сценарий превратили Андрей Кончаловский и Елена Киселева. Мы поговорили с исполнительницей главной роли Александрой Урсуляк.
Александра, я слышала от Владимира Грамматикова, что ваша героиня, Нина Левицкая, играла на пианино — под стук колес поезда, чтобы никто не услышал, что в товарном вагоне люди. Как вы считаете, искусство помогает пережить непростые ситуации?
— Духовная пища дает так много сил! Именно поэтому моя героиня поет детям песни, щепетильно относится к занятиям дочери музыкой. Иногда может показаться, что искусство в нашей жизни — что-то второстепенное. Думаю, что это не так Ведь человек — существо «сложносочиненное», в котором телесный, ментальный и духовный уровни неотделимы друг от друга.
Какие черты характера вам достались от ваших родителей?
— Я очень люблю наблюдать «под микроскопом» за тем, что мне от кого передалось. Характер, наверное, похож на папин. Внешне, мне кажется, я больше похожа на маму, но и некоторые ее качества мне передались, например, ее несгибаемость. А от папы точно достался юмор.
Недавно я прочла, что профессия актера — это когда ты залечиваешь свои душевные раны, а потом, когда это требуется, — вскрываешь их. Согласны?
— Конечно, от себя никуда не деться. Ты используешь свой ум, тело, эмоции, создавая разные образы. Я не любитель всех этих фраз: «я вышла из образа, зашла в образ, забыла выйти, прожила чужую жизнь»… Это безвкусно и, по-моему, звучит ужасно. Я отношусь к актерству спокойно, как к профессии. Если ты выбрал эту профессию, будь добр, соответствуй и все…
Вы служите в Театре имени Пушкина больше 20 лет. Не было желания «сменить прописку»?
— Не было. Слава Богу, Театр Пушкина никогда не держал меня в клетке. Я свободна в выборе проектов. Естественно, для меня всегда был приоритетом репертуар нашего театра. Но взамен я имею возможность играть и в других театрах как приглашенная актриса, много сниматься в кино. И это важно.
Скоро пройдут финальные показы «Доброго человека из Сезуана», который идет в Театре Пушкина более десяти лет и который принес вам награды. Что для вас значит этот спектакль?
— Это, безусловно, чудо, которое случилось со мной. И моя встреча с Юрием Николаевичем Бутусовым, и то, как мы репетировали, — все это похоже на какую-то провидческую историю. Для меня это так и останется: взрывом любви, воронкой судьбы…
У вас как у зрителя был опыт встречи со спектаклем или фильмом, который вас сильно изменил?
— Конечно. Несколько раз у меня были такие потрясения, когда заходишь в театр одним человеком, а выходишь другим: с пониманием того, что «я теперь не буду так поступать, буду совсем иначе». Порой после просмотра ты по-другому мыслишь, ощущаешь себя и начинаешь решать свои проблемы совершенно иным способом.
Возвращаясь к фильму «Смотри на меня!»… Я читала, что его можно назвать гимном женщине, матери. А вам с кем проще общаться — с мужчинами или представительницами своего пола?
— Я это не очень для себя разделяю. Как мужчина может быть абсолютным глупцом, так и женщина. И наоборот, прекрасным, интересно мыслящим человеком может быть каждый: и мужчина, и женщина, и ребенок. Кто угодно! Разве что мужчины, в отличие от нас, предпочитают получать информацию в виде фактов и доказательств. Они не любят эмоциональных отступлений. И нам, женщинам, надо это учитывать.
Каким важным для вас проектом заняты сегодня?
— Готовлю концерт, который называется «Хорошие песни». Это сольный концерт, где я буду петь и рассказывать о себе, о своей жизни, о любви. У меня есть группа из пяти музыкантов, микрофон, красивое платье и я.
ДОСЬЕ
Актриса Александра Урсуляк родилась 4 февраля 1983 года в Москве. Отец — режиссер Сергей Урсуляк, мать — актриса Галина Надирли. Окончила Школу-студию МХАТ (курс Дмитрия Брусникина и Романа Козака). Служит в Театре имени Пушкина с 2003 года. Лауреат премии «Золотой орел», «Золотая маска» и других наград. В ее фильмографии около 70 ролей, в том числе в таких проектах, как «Патруль», «Самый лучший вечер», «Фурцева», «Москва, я люблю тебя», «Однолюбы», «Время первых» и других.