С 19 мая по 8 июня в московском Политехническом музее пройдет выставка «Волшебная нить», посвященная истории шелка. В двух залах разместились необычные экспонаты из фондов Политехнического и Биологического музеев, а также из частных коллекций — шелковые коконы, инструменты для обработки шелка, редкие ткани, старинные и современные костюмы, ювелирные изделия, ковры.
С первого же взгляда заметен «восточный» уклон выставки — это не удивительно, ведь производство шелка началось в Китае, и Азия долгое время удерживала за собой шелковую монополию. Для ознакомления с технологией шелкоткачества на выставке демонстрируются видеоматериалы. А чтобы посетители могли представить, как «жил» восточный костюм, в одном из залов проводят дефиле. Основа национального костюма практически любой восточной страны — халат. Правда, не всегда можно признать «дальних родственников» из Киргизии и Японии. Во время дефиле особенно хорошо заметны особенности кроя — среднеазиатские халаты, например, кажутся мешковатыми и неженственными на манекенах. Но во время движения ткань колышется и струится, подчеркивая грацию. И еще яркие шелковые одеяния словно созданы для живописных поз — недаром художники так часто обращаются к ориентальным мотивам. Есть даже версия, что истоком экспрессионизма стали узоры на бухарских халатах, привезенных в прошлом веке на международную выставку в Париже.
Восточный стиль сегодня как никогда в моде, хотя по-настоящему он всегда остается актуальным. Сейчас на подиумах пестрота и роскошь, привнесенные в современный костюм дизайнерами — любителями путешествий и экзотики: яванский батик, китайские вышивки, индийская драпировка. Легко убедиться в жизненности таких мотивов, просмотрев коллекции современных модельеров — они тоже показываются в рамках выставки. И еще здесь можно сделать открытие: шелк удивительно многолик. Он бывает жесткий, словно навощенный — и струящийся, мягкий. Он защищает от жары и ветра — и украшает во время торжественных приемов. В зависимости от того, каким способом его окрасили и выткали, шелк смотрится как совершенно разные ткани. Увидев рядом узбекские геометрические узоры и китайское гобеленное ткачество, хочется усомниться, что сырьем была одна и та же нить, полученная из кокона тутового шелкопряда. Шелкопряд, маленькая гусеница, тоже присутствует на выставке — взирает со своего скромного стенда на красочное великолепие, сотворенное человеческой фантазией.