Известный факт: до 80 процентов причин всех авиакатастроф в мире — человеческий фактор. И это не только ошибки пилотов: ошибаются диспетчеры, техники при обслуживании самолета, заправщики топлива и т.д. Однако настораживают свежие данные: за последнее время число авиационных инцидентов по вине человека увеличилось на 10 процентов. Примечательно, что количество воздушных ЧП в мире сократилось.
В частности, об этом свидетельствуют проверки Генерального управления гражданской авиации Индии (DGCA), сообщает Международное консультативно-аналитическое агентство "Безопасность полетов".
"Проверки показали, что человеческий фактор является одной из причин, способствующих нынешним рискам безопасности. Об этом заявил министр авиации Индии Мохан Найду, — рассказывает генеральный директор МКАА "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко. — Выступая в Дели на первом национальном семинаре, посвященном человеческому фактору в авиационных происшествиях, Найду сказал, что их количество за последнее время увеличилось на 10 процентов". Так, из 91 авиакатастрофы, расследованных Бюро расследований авиационных происшествий и инцидентов (AAIB), значительное их количество можно объяснить несоблюдением стандартных операционных процедур. "Я призываю все заинтересованные стороны уделять первостепенное внимание постоянному повышению квалификации и переучивания своих сотрудников", — подчеркнул Найду.
По словам министра, безопасность должна оставаться главным приоритетом, а хорошо подготовленная рабочая сила — это основа. В программы подготовки авиационных специалистов, особенно пилотов и авиадиспетчеров, необходимо интегрировать передовые психологические исследования.
"Предлагается использовать искусственный интеллект, машинное обучение и аналитику данных в сочетании с психологическими исследованиями, чтобы помочь оптимизировать поведение и работу пилотов, — комментирует эксперт. — Отмечается, что необходимо разработать надежные программы борьбы со стрессом. Это касается всех, кто работает в авиационной отрасли".
Однако специалисты подчеркивают: никогда не бывает авиакатастрофы по одной причине.
"В соответствии с мировой практикой для выяснения вероятных причин каждого происшествия (и, кстати, любого инцидента) следует рассматривать все события и факторы, вызвавшие его, — отметил Сергей Мельниченко. — Обычно существует не один, а несколько факторов: одни из них признаются причинными, или основными, другие — сопутствующими, или способствующими".
Какие бывают причинные факторы
Гендиректор МКАА "Безопасность полетов" выделил следующую классификацию:
- Человеческие факторы, или ошибка персонала.
Наиболее часто встречающаяся причина (75-80% происшествий и инцидентов). Человеческие факторы включают в себя ошибки, вызванные добровольными действиями или бездействием.
- Неисправность или отказ конструкций, двигателей или других систем воздушного судна.
Причинные факторы, связанные с самолетами, двигателями и системами, включая недостатки в конструкции, производстве, обслуживании или эксплуатации самолета или его систем.
- Неадекватное техническое обслуживание (ТО).
Причинные факторы, связанные с техническим обслуживанием, включают ненадлежащее ТО и неадекватные процедуры и планы ТО.
- Ошибки в управлении воздушным движением.
Причинные факторы, связанные с управлением воздушным движением, включают в себя недостатки метеорологической информации, правил и системы управления воздушным движением (навигационные средства, директивы управления воздушным движением, а также оборудование аэропорта, взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки).
- Опасная окружающая среда.
Причинные факторы, связанные с окружающей средой, включают опасную погоду, вулканический пепел, беспилотники, песок, пыль и птиц.
"Для понимания всех причин необходимо тщательно изучить комбинации факторов и их причинно-следственные связи, — подчеркивает эксперт. — Основная цель расследований — избежать возможного повторения аналогичных трагических и опасных ситуаций в будущем".