Из Ташкента в Россию я попала в 14 лет. Новый климат, новые лица, новая квартира, новая школа, новый класс и новая учебная дисциплина — ходьба на лыжах. Для коренной «узбечки»: снег да мороз, коньки да лыжи (особо ходьба на них) — это как для сибиряка сафари — впечатления непередаваемые. Помню на первом уроке зимнего вида физкультуры преподаватель долго не мог уговорить меня сдать «хоть как-нибудь» норматив по той самой ходьбе на тех самых лыжах. Никакие доводы в оправдание: «Я их впервые в глаза вижу… Я не знаю, с какой стороны к ним податься», — не действовали. Мне пришлось идти на …
Из Ташкента в Россию я попала в 14 лет. Новый климат, новые лица, новая квартира, новая школа, новый класс и новая учебная дисциплина — ходьба на лыжах. Для коренной "узбечки": снег да мороз, коньки да лыжи (особо ходьба на них) — это как для сибиряка сафари — впечатления непередаваемые.
Помню на первом уроке зимнего вида физкультуры преподаватель долго не мог уговорить меня сдать "хоть как-нибудь" норматив по той самой ходьбе на тех самых лыжах. Никакие доводы в оправдание: "Я их впервые в глаза вижу… Я не знаю, с какой стороны к ним податься", — не действовали. Мне пришлось идти на уступки: взяла злополучные лыжи в руки и почесала кроссом с ними в нагрузке. Пару кругов вокруг школы и на горизонте машина директора: "Деточка, а что ты делаешь?". Ответ: "Сдаю норматив по ходьбе на лыжах", — его, кажется, не устроил, потому массивная фигура "хозяина" направилась прямиком к физруку. После одноклассницы передали обрывки их беседы: "Вы не смотрите, что у нее русые косы до пят и глаза васильковые, она узбечка — на лыжи, как мы на их дыни летом, смотрит".
Чем там дело окончилось, я не уточнила, только ходьбу на лыжах сдала, причем на "хорошо" (за сообразительность). Директор до выпуска помнил мои имя да фамилию, а при вручении аттестата спросил: "Ну, узбечка, на лыжах ходить научилась?". Я загадочно улыбнулась во весь миндалевидный разрез глаз, но признаться, что меня за три года так и не научили, не смогла.
С удовольствием на всю оставшуюся жизнь забыла бы про свои детские лыжные злоключения, если бы не племянник, который приезжает на "новогодние" каникулы. От него я получила заказ — в подарок лыжи. Мало того, требует научить на них "ходить". Видать, пора верстать упущенное.
Как настоящий чайник, я первым делом полезла по всяким полезным книжкам. Но понять так ничего и не смогла. Пришлось прибегать к советам обывателей, тех, кто, так сказать, набил не одну шишку, пока научил ребенка тонкостям зимних развлечений.
1. Снаряжение
Одежда должна быть из материала, к которому не пристает снег и сшита так, чтобы снег не засыпался внутрь. Лучше всего одевать свое чадо "многослойно", чтобы можно было что-то снять и положить в рюкзак. Но не одевай отпрыска слишком тепло.
Варежки, шапка и носки нужны обязательно, и хорошо, если они из современных синтетических материалов — шерсть и хлопок намокают, плохо держат форму.
Ботинки должны быть максимально комфортны, крепления желательно поставить фирменные, специально для детей, здесь экономить нельзя, ноги ребенка дороже.
Палки не нужны до 8-9 лет — маленькие дети не могут координировать и руки, и ноги одновременно, палки им будут только мешать.
Специальные лыжные очки защитят глаза от солнца и при падениях. В США все большую популярность приобретают шлемы (и для детей, и для взрослых).
2. Обучение
— Начинать нужно, когда ребенку исполнилось, по крайней мере, 4 года. До этого возраста дети просто физически не готовы кататься на лыжах.
— Лучше всего начинать на плоском месте или на таком маленьком склоне, чтобы ребенку не нужно было тормозить для остановки. Очень важно все делать постепенно, не торопиться и при первых признаках страха, усталости или просто отсутствия энтузиазма объявить перерыв. Целью первого занятия должно быть достижение контроля скорости. Пускай ребенок почувствует, как это скользить на лыжах.
— Когда ребенок немного освоился, найди горку чуть покруче. Покажи, как надо тормозить "плугом". Объяснять, что при этом надо делать, довольно сложно, здесь нужен индивидуальный подход. Но, в конце концов, ребенок быстро сам сообразит, что надо делать. Главное, нельзя нервничать, кричать, приказывать, требовать и всячески давить на чадо, иначе отобьется вся тяга не только к лыжам, но и к обучению вообще.
— После того, как "плуг" (упражнение "носки вместе, пятки врозь") начал получаться уверенно, можно затащить ребенка наверх горы, но не очень крутой. Привяжи веревку к юному горнолыжнику, дабы контролировать его скорость, и вниз! Со временем надо ослаблять поводок, заставляя ребенка самостоятельно управлять скоростью.
— Более или менее мы научились управлять скоростью, теперь попробуем повернуть. Как показывает практика, не надо грузить ребенка, какую лыжу надо разгружать какую загружать, надо лишь сказать — поворачивай!!! И он сам сообразит, что для этого надо делать. Вообще, поменьше сложных для понимания слов и оборотов. Лучше говори, нарушая все правила стилистики, но доходчиво.
— Теперь можно отвязать веревку и съехать рядом с ребенком, проверяя насколько хорошо он контролирует скорость.
— Очень важно переносить занятия домой. В квартире на полу повторять, что значит "встать плугом". Где носки лыж, а где пятки. При спокойных условиях и каждый день по десять минут, больше не стоит — надоест. Самое страшное, если ребенок потеряет вкус к получению новых уроков. Вспомни школу, каких учителей ты любила больше? Наверняка, тех, кто умел заинтересовать. И потом, все это очень напоминает цирковое представление: дрессировка — раз, поощрение сладким — два. Не слишком лестная ассоциация, но, на мой взгляд, довольно верная.
Все обучение занимает максимум неделю, дальше ребенок самостоятельно осваивает технику мастерства.
Еще одну интересную попытку научить собственное чадо я нашла у Михаила Хавина. По его откликам методика "до безобразия" простая — практически за 2-3 дня он научил свою дочку контролировать свою скорость и тормозить, когда ей это надо. И самое главное — 40-60% поворотов она научилась делать не в упоре, а на параллельных лыжах.
А теперь собственно методика:
— Покатай ребенка между ног или сбоку за руку (крепко фиксируя), чтобы он научился и почувствовал, что можно поворачивать. Это подготовительный этап. Можно потратить несколько дней. Далее следует научить стоять на склоне прямо вниз в жестком "упоре" (плуг) и упираясь палками.
— Забудь про свои лыжи (а лучше вообще не надевай ботинки).
— Сначала показывай ребенку путь, которым ему предстоит ехать, для этого протопчи тропинку-лыжню, оставляя ребенка наверху и только по окончании топотания, разрешай спуск.
— Сначала прямо. Лови руками за подмышки.
— Один поворот до остановки (полной!) самостоятельно. Важный момент — ребенок должен осознать, что "халява" кончилась — он должен тормозить сам.
— Два поворота. Три, четыре поворота. Hе уходи далеко, метров на 10-20, не далее. Следи, чтобы поменьше было "упора".
— Перестань показывать путь, а просто отходи на 20 метров и говори: "поехали". Можно на первых порах подсказывать, когда начинать следующий поворот. Ребенок обязательно должен останавливаться сам. В случае, если заворачивает слишком круто и толкается палками — отбери палки.
— Выставляй дистанцию из 3-5 вешек. Заставляй (голосом) сводить ноги вместе. Колени связывать резинкой не стоит.
Все! Дальше ребенок сам смекнет, что к чему. Естественно, подсказывай ребенку его ошибки и удачи после каждого спуска по необходимости.
Хорошо бы придумать, что-то в духе маленького конкурса с подарком для победителя. Ни в коем случае нельзя ругать чадо за неверное выполнение рекомендаций (часто ребенок внимательно выслушивает комментарии, а потом испуганно "действует по ситуации"). В конце концов, ты и сама знаешь, что при любом обучении примеры полезнее правил. И если я ассоциировала все выше сказанное с цирком, то постарайся запомнить: тебе придется быть не только дрессировщицей, но и клоуном (падения и слезы неизбежны), и скаковой лошадью ("гонять по кругу" одни и те же трюки), поэтому будь готова к сему развлечению до седьмого пота.