Саморазвитие

Постановка цели по SMART: основы умного целеполагания

Разберем одну из классических техник тайм-менеджмента.

Постановка цели по SMART Постановка цели по SMART: основы умного целеполагания1

Сегодня мы с вами будем учиться ставить цели. Поможет нам в этом техника тайм-менеджмента, блестяще зарекомендовавшая себя за последние 30 лет. Готовьтесь вникать и анализировать – информации будет много. Вы узнаете, что такое постановка цели по SMART, и научитесь пользоваться этим универсальным инструментом.

Что такое SMART

Слово “smart” в переводе с английского означает “умный”. Именно так можно охарактеризовать цели, которые получаются в результате применения методики – умные, четкие, адекватные, эффективные.

Кроме того SMART – это еще и аббревиатура, расшифровав которую вы получите готовый набор критериев для оценки уже поставленных целей. А именно:

  • S (specific) – конкретная;
  • M (measurable) – измеримая;
  • A (attainable) – достижимая;
  • R (relevant) – актуальная;
  • T (time-bound) – ограниченная по времени.

Техника SMART была внедрена в корпоративное управление в 80х годах прошлого столетия и прочно прижилась там. В условиях, когда над одной задачей трудятся сразу несколько десятков или сотен человек, очень важно, чтобы ее формулировка была максимально четкой и исключала двусмысленности. Критерии, перечисленные выше, как раз помогают достичь такого результата.

Впоследствии метод SMART стал успешно применяться и в личном тайм-менеджменте. Как показывает практика, он повышает реализуемость целей в несколько раз. Поэтому я давно взяла его на вооружение и активно пользуюсь, чего и вам советую.

5 критериев “умной” цели

Давайте подробно рассмотрим каждый из критериев, на которых держится система SMART.

Конкретность

Ваша цель должна быть настолько конкретна, насколько это возможно. Избегайте любой неопределенности в формулировке. Иначе вы не сможете обозначить четкие критерии ее достижения, и ваш мозг будет дезориентирован.

Конкретность – это именно тот критерий, который отличает цель от абстрактной мечты или желания.

Сравните две цели: “Я хочу стать успешным” и “Я хочу зарабатывать не менее 150 000 рублей в месяц”. Есть разница? Первый вариант – пустая и непонятная формулировка, за которой сложно разглядеть смысл. Второй – конкретная и понятная задача, над реализацией которой уже можно работать.

Как проверить, насколько конкретна ваша цель? Представьте, что вам нужно делегировать ее своему подчиненному. От того, насколько четко и ясно она будет сформулирована, зависит успех ее реализации.

Вот еще несколько примеров, как из расплывчатой формулировки сделать конкретную.

  1. Не “сделать ремонт”, а “поклеить новые обои и уложить плитку в прихожей”.
  2. Не “научиться рисовать”, а “окончить художественные курсы”.
  3. Не “сменить имидж”, а “постричься под каре и сделать татуировку”.
  4. Не “завести питомца”, а “купить собаку породы чихуа-хуа”.

Измеримость

Цель должна быть выражена в конкретных объективных величинах: килограммах, километрах, рублях, процентах и т. п. С помощью них вы будете оценивать степень выполнения задачи и планировать весь процесс.

Например, вы решили поставить себе цель накопить денег к отпуску. Чтобы она стала измеримой, нужно обозначить конкретную сумму. Пусть будет 60 000 рублей. Когда у вас будет на карте ровно столько денег, вы сможете считать цель достигнутой. Это во-первых.

А во-вторых, знать конечную сумму необходимо, чтобы равномерно распределить ее на весь отведенный срок. Предположим, до отпуска еще 5 месяцев. 60 000 рублей делим на 5 месяцев и получаем 12 000. Именно столько нужно откладывать каждый месяц, чтобы прийти к желаемому результату.

Вот вам еще несколько примеров измеримых целей для наглядности:

  • похудеть на 5 кг;
  • увеличить количество подписчиков в Инстаграм до 50 000 человек;
  • увеличить объемы продаж на 15 % по сравнению с прошлым годом;
  • повысить прибыль с онлайн-бизнеса на 30 000 рублей;
  • увеличить свой словарный запас английского языка до 10 000 слов;
  • с помощью новой технологии сократить долю брака на производстве до 1 %.

Достижимость

Как правило, именно этот критерий вызывает наибольшее количество вопросов. Как оценить достижимость цели, если раньше вы ничего подобного не делали и ориентиры у вас весьма туманные? Ловите несколько дельных советов.

  1. Хорошенько изучите вопрос. Наверняка по вашему пути прошла уже не одна тысяча человек и имеется кое-какая статистика. Тщательно изучите ее. Например, вы решили вложиться в ценные бумаги и получить 30 % прибыли за год. Почитайте про опыт других людей в этом деле, прикиньте, скольким людям удалось достичь таких показателей и каким уровнем квалификации они при этом обладали.
  2. Спросите совета у экспертов. Если вы совсем не разбираетесь в той области, в которой собираетесь ставить цель, заручитесь поддержкой эксперта. Например, вы решили создать рекламную страницу для своего бизнеса в одной из популярных соцсетей. Ваша цель – достичь уровня в 30 000 подписчиков за год. Реально ли это? Спросите у тех, кто занимается рекламой и раскруткой на вашей конкретной площадке.
  1. Немного снизьте планку. Если вы до сих пор не уверены в достижимости своей цели, сделайте ее менее амбициозной. Снизьте планку на 10 – 20 %. Гораздо приятнее перевыполнить скромный план, чем провалить грандиозный.

Цель должна быть достижимой

Актуальность

Любая цель существует не в вакууме, а в предельно конкретной системе координат. Вам нужно вписать ее в свой образ жизни, согласовать со своими ценностями и другими целями, проверить на экологичность и т. п.

Представьте, что вы загорелись идеей уехать жить в США. Изучили всю информацию, оценили свои финансовые возможности и теперь собираетесь перейти к действиям. Такого рода цели требуют глобальной перестройки жизни. Готовы ли вы к этому? А ваши близкие? Прежде чем решиться на такой смелый шаг, нужно хорошенько оценить все возможные риски и сопоставить потенциальную прибыль с потерями.

Предлагаю вам список вопросов, с помощью которых можно оценить актуальность цели и принять окончательное решение.

  1. Не противоречит ли цель вашим принципам, взглядам и убеждениям? Если да, то готовы ли вы пересмотреть их?
  2. Как изменится ваша жизнь, если цель будет достигнута? Распишите максимально подробно.
  3. От чего вам придется отказаться ради ее достижения?
  4. Не затрагивает ли ваша цель интересы других людей?
  5. Не конфликтует ли она с другими целями?
  6. Действительно ли это ваша цель, а не навязанная извне?

Ограниченность по времени

Умная цель всегда предусматривает наличие дедлайна. Если не обозначить срок, к которому она должна быть достигнута, цель может быть похоронена под толстым слоем лени и прокрастинации.

Кроме того, дедлайн помогает спланировать все действия по достижению и цели и следить за соблюдением плана. Помните, мы задавали измеримые критерии во втором пункте? Они выполняют свою функцию только в сочетании с дедлайном.

Как ставить цели по SMART: пошаговая инструкция и важные правила

С критериями мы разобрались, теперь вы сможете проверить любую вашу цель на соответствие ее принципам SMART. Давайте теперь рассмотрим, как проходит процесс постановки цели с нуля.

  1. Первым делом определитесь с актуальной потребностью. Что в вашей жизни вы хотели бы поменять, преобразовать, улучшить? Чем вы недовольны в себе или в своем окружении? Пока не вдавайтесь в подробности, а лишь обозначьте область работы. Например, «хочу, чтобы в квартире стало уютнее».
  2. Проверьте, не противоречит ли потребность вашим принципам, ценностям, другим актуальным целям. Не потребует ли ее удовлетворение больших жертв и лишений с вашей стороны.
  3. Теперь можно переходить к конкретике. Вам нужно опредметить свою потребность, придать ей четкие очертания. Возьмем наш пример. Человеку нужно решить, что конкретно он хочет сделать со своей квартирой. Предположим, он решает сделать ремонт в зале, а именно – покрасить стены и постелить линолеум.
  4. Далее нам нужно обозначить количественные или другие объективные критерии. В нашем примере индикатором достижения цели будем считать 2 параметра: краска и линолеум. Когда они будут на своих местах, можно считать, что цель достигнута.
  5. Устанавливаем адекватный дедлайн. Например, закончить ремонт к 1 сентября текущего года.
  6. И последний штрих – проверяем цель на достижимость. Задаем себе вопросы, достижима ли цель в принципе, есть ли у нас достаточно ресурсов для ее реализации, уложимся ли мы в сроки.

По прошествии всех этапов у нас получилась четкая и красивая SMART-цель – “покрасить стены и постелить линолеум в зале к 1 сентября текущего года”. Можно браться за ее выполнение.

Плюсы и минусы метода SMART

Как и любой другой метод, система SMART имеет свои достоинства и недостатки. О них нужно знать заранее, чтобы избежать досадных недоразумений в процессе работы.

Плюсы:

  1. Метод максимально практичный и приземленный. Выполняете инструкцию – получаете результат.
  2. Он прост и понятен каждому. Применить его сможет даже школьник.
  3. SMART подходит как для личных, так и для корпоративных целей.
  4. Метод экономичен и не требует дополнительных вложений.

Минусы:

  1. Не подходит для долгосрочных целей, так как очень сложно рассчитать количественные показатели и установить адекватный дедлайн.
  2. Не обладает достаточной гибкостью. В случае, если что-то пойдет не так, весь процесс постановки цели придется проходить с самого начала.
  3. Метод не берет во внимание человеческий фактор, а ведь от него зависит очень многое.

Как видите, минусов не так уж много, а плюсы весьма существенные. Попробуйте метод однажды, и я уверена, что вы уже не сможете от него отказаться. Посмотрите видео, чтобы закрепить материал.

Заключение

Поздравляю! Вы освоили простую и эффективную технику целеполагания, которая поможет вам повысить продуктивность в несколько раз. Не ленитесь применять полученные знания – только тогда они будут работать и приносить результаты.

Делитесь в комментариях, какие цели собираетесь достигать с помощью метода SMART. И заходите к нам еще – вас ждет много полезной и интересной информации.

Источник: vsvoemdome.ru

Похожие записи

Что такое высокомерие понятным языком, почему люди становятся высокомерными и что с этим делать

Что делать, если вас гнобит начальник: 6 практических советов

Как написать бывшему парню, чтобы он ответил

Как перестать быть жадным и скупым — конкретные рекомендации, тест и упражнения

Как поставить человека на место: полезные советы и готовые фразы

Как стать мачо и научиться нравиться девушкам: 10 советов

Курсы по тайм-менеджменту: подборка лучших программ

Техника Помодоро: как эффективно распоряжаться временем

Как привлечь удачу и деньги: советы психологов и народные приметы

Что такое аутоагрессия и можно ли снова полюбить себя

Как научиться быстро печатать на клавиатуре: метод слепой печати

Что такое вероломство простыми словами и так ли плохо быть вероломным человеком

Ваш комментарий

+ 54 = 59

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Новости от партнеров

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Прочитать подробнее