Разберем одну из классических техник тайм-менеджмента.
Сегодня мы с вами будем учиться ставить цели. Поможет нам в этом техника тайм-менеджмента, блестяще зарекомендовавшая себя за последние 30 лет. Готовьтесь вникать и анализировать – информации будет много. Вы узнаете, что такое постановка цели по SMART, и научитесь пользоваться этим универсальным инструментом.
Что такое SMART
Слово “smart” в переводе с английского означает “умный”. Именно так можно охарактеризовать цели, которые получаются в результате применения методики – умные, четкие, адекватные, эффективные.
Кроме того SMART – это еще и аббревиатура, расшифровав которую вы получите готовый набор критериев для оценки уже поставленных целей. А именно:
- S (specific) – конкретная;
- M (measurable) – измеримая;
- A (attainable) – достижимая;
- R (relevant) – актуальная;
- T (time-bound) – ограниченная по времени.
Техника SMART была внедрена в корпоративное управление в 80х годах прошлого столетия и прочно прижилась там. В условиях, когда над одной задачей трудятся сразу несколько десятков или сотен человек, очень важно, чтобы ее формулировка была максимально четкой и исключала двусмысленности. Критерии, перечисленные выше, как раз помогают достичь такого результата.
Впоследствии метод SMART стал успешно применяться и в личном тайм-менеджменте. Как показывает практика, он повышает реализуемость целей в несколько раз. Поэтому я давно взяла его на вооружение и активно пользуюсь, чего и вам советую.
5 критериев “умной” цели
Давайте подробно рассмотрим каждый из критериев, на которых держится система SMART.
Конкретность
Ваша цель должна быть настолько конкретна, насколько это возможно. Избегайте любой неопределенности в формулировке. Иначе вы не сможете обозначить четкие критерии ее достижения, и ваш мозг будет дезориентирован.
Конкретность – это именно тот критерий, который отличает цель от абстрактной мечты или желания.
Сравните две цели: “Я хочу стать успешным” и “Я хочу зарабатывать не менее 150 000 рублей в месяц”. Есть разница? Первый вариант – пустая и непонятная формулировка, за которой сложно разглядеть смысл. Второй – конкретная и понятная задача, над реализацией которой уже можно работать.
Как проверить, насколько конкретна ваша цель? Представьте, что вам нужно делегировать ее своему подчиненному. От того, насколько четко и ясно она будет сформулирована, зависит успех ее реализации.
Вот еще несколько примеров, как из расплывчатой формулировки сделать конкретную.
- Не “сделать ремонт”, а “поклеить новые обои и уложить плитку в прихожей”.
- Не “научиться рисовать”, а “окончить художественные курсы”.
- Не “сменить имидж”, а “постричься под каре и сделать татуировку”.
- Не “завести питомца”, а “купить собаку породы чихуа-хуа”.
Измеримость
Цель должна быть выражена в конкретных объективных величинах: килограммах, километрах, рублях, процентах и т. п. С помощью них вы будете оценивать степень выполнения задачи и планировать весь процесс.
Например, вы решили поставить себе цель накопить денег к отпуску. Чтобы она стала измеримой, нужно обозначить конкретную сумму. Пусть будет 60 000 рублей. Когда у вас будет на карте ровно столько денег, вы сможете считать цель достигнутой. Это во-первых.
А во-вторых, знать конечную сумму необходимо, чтобы равномерно распределить ее на весь отведенный срок. Предположим, до отпуска еще 5 месяцев. 60 000 рублей делим на 5 месяцев и получаем 12 000. Именно столько нужно откладывать каждый месяц, чтобы прийти к желаемому результату.
Вот вам еще несколько примеров измеримых целей для наглядности:
- похудеть на 5 кг;
- увеличить количество подписчиков в Инстаграм до 50 000 человек;
- увеличить объемы продаж на 15 % по сравнению с прошлым годом;
- повысить прибыль с онлайн-бизнеса на 30 000 рублей;
- увеличить свой словарный запас английского языка до 10 000 слов;
- с помощью новой технологии сократить долю брака на производстве до 1 %.
Достижимость
Как правило, именно этот критерий вызывает наибольшее количество вопросов. Как оценить достижимость цели, если раньше вы ничего подобного не делали и ориентиры у вас весьма туманные? Ловите несколько дельных советов.
- Хорошенько изучите вопрос. Наверняка по вашему пути прошла уже не одна тысяча человек и имеется кое-какая статистика. Тщательно изучите ее. Например, вы решили вложиться в ценные бумаги и получить 30 % прибыли за год. Почитайте про опыт других людей в этом деле, прикиньте, скольким людям удалось достичь таких показателей и каким уровнем квалификации они при этом обладали.
- Спросите совета у экспертов. Если вы совсем не разбираетесь в той области, в которой собираетесь ставить цель, заручитесь поддержкой эксперта. Например, вы решили создать рекламную страницу для своего бизнеса в одной из популярных соцсетей. Ваша цель – достичь уровня в 30 000 подписчиков за год. Реально ли это? Спросите у тех, кто занимается рекламой и раскруткой на вашей конкретной площадке.
- Немного снизьте планку. Если вы до сих пор не уверены в достижимости своей цели, сделайте ее менее амбициозной. Снизьте планку на 10 – 20 %. Гораздо приятнее перевыполнить скромный план, чем провалить грандиозный.
Актуальность
Любая цель существует не в вакууме, а в предельно конкретной системе координат. Вам нужно вписать ее в свой образ жизни, согласовать со своими ценностями и другими целями, проверить на экологичность и т. п.
Представьте, что вы загорелись идеей уехать жить в США. Изучили всю информацию, оценили свои финансовые возможности и теперь собираетесь перейти к действиям. Такого рода цели требуют глобальной перестройки жизни. Готовы ли вы к этому? А ваши близкие? Прежде чем решиться на такой смелый шаг, нужно хорошенько оценить все возможные риски и сопоставить потенциальную прибыль с потерями.
Предлагаю вам список вопросов, с помощью которых можно оценить актуальность цели и принять окончательное решение.
- Не противоречит ли цель вашим принципам, взглядам и убеждениям? Если да, то готовы ли вы пересмотреть их?
- Как изменится ваша жизнь, если цель будет достигнута? Распишите максимально подробно.
- От чего вам придется отказаться ради ее достижения?
- Не затрагивает ли ваша цель интересы других людей?
- Не конфликтует ли она с другими целями?
- Действительно ли это ваша цель, а не навязанная извне?
Ограниченность по времени
Умная цель всегда предусматривает наличие дедлайна. Если не обозначить срок, к которому она должна быть достигнута, цель может быть похоронена под толстым слоем лени и прокрастинации.
Кроме того, дедлайн помогает спланировать все действия по достижению и цели и следить за соблюдением плана. Помните, мы задавали измеримые критерии во втором пункте? Они выполняют свою функцию только в сочетании с дедлайном.
Как ставить цели по SMART: пошаговая инструкция и важные правила
С критериями мы разобрались, теперь вы сможете проверить любую вашу цель на соответствие ее принципам SMART. Давайте теперь рассмотрим, как проходит процесс постановки цели с нуля.
- Первым делом определитесь с актуальной потребностью. Что в вашей жизни вы хотели бы поменять, преобразовать, улучшить? Чем вы недовольны в себе или в своем окружении? Пока не вдавайтесь в подробности, а лишь обозначьте область работы. Например, «хочу, чтобы в квартире стало уютнее».
- Проверьте, не противоречит ли потребность вашим принципам, ценностям, другим актуальным целям. Не потребует ли ее удовлетворение больших жертв и лишений с вашей стороны.
- Теперь можно переходить к конкретике. Вам нужно опредметить свою потребность, придать ей четкие очертания. Возьмем наш пример. Человеку нужно решить, что конкретно он хочет сделать со своей квартирой. Предположим, он решает сделать ремонт в зале, а именно – покрасить стены и постелить линолеум.
- Далее нам нужно обозначить количественные или другие объективные критерии. В нашем примере индикатором достижения цели будем считать 2 параметра: краска и линолеум. Когда они будут на своих местах, можно считать, что цель достигнута.
- Устанавливаем адекватный дедлайн. Например, закончить ремонт к 1 сентября текущего года.
- И последний штрих – проверяем цель на достижимость. Задаем себе вопросы, достижима ли цель в принципе, есть ли у нас достаточно ресурсов для ее реализации, уложимся ли мы в сроки.
По прошествии всех этапов у нас получилась четкая и красивая SMART-цель – “покрасить стены и постелить линолеум в зале к 1 сентября текущего года”. Можно браться за ее выполнение.
Плюсы и минусы метода SMART
Как и любой другой метод, система SMART имеет свои достоинства и недостатки. О них нужно знать заранее, чтобы избежать досадных недоразумений в процессе работы.
Плюсы:
- Метод максимально практичный и приземленный. Выполняете инструкцию – получаете результат.
- Он прост и понятен каждому. Применить его сможет даже школьник.
- SMART подходит как для личных, так и для корпоративных целей.
- Метод экономичен и не требует дополнительных вложений.
Минусы:
- Не подходит для долгосрочных целей, так как очень сложно рассчитать количественные показатели и установить адекватный дедлайн.
- Не обладает достаточной гибкостью. В случае, если что-то пойдет не так, весь процесс постановки цели придется проходить с самого начала.
- Метод не берет во внимание человеческий фактор, а ведь от него зависит очень многое.
Как видите, минусов не так уж много, а плюсы весьма существенные. Попробуйте метод однажды, и я уверена, что вы уже не сможете от него отказаться. Посмотрите видео, чтобы закрепить материал.
Заключение
Поздравляю! Вы освоили простую и эффективную технику целеполагания, которая поможет вам повысить продуктивность в несколько раз. Не ленитесь применять полученные знания – только тогда они будут работать и приносить результаты.
Делитесь в комментариях, какие цели собираетесь достигать с помощью метода SMART. И заходите к нам еще – вас ждет много полезной и интересной информации.