Одна из служебных частей речи, служит для связи слов в предложении или словосочетании.
Предлог – это одна из трех служебных частей речи. Другие две – союзы и частицы. Предлоги используются для связи слов в словосочетаниях и предложениях, «обслуживают» самостоятельные части речи.
Поскольку предлог – служебная часть речи, у него нет лексического значения и к нему нельзя задать вопрос. Например, что означает «в», «по»? Ничего. Какой к ним можно задать вопрос? Никакой.
Как найти предлог в предложении
Предлог можно употребить в вопросе к существительному: «Я иду (в/во что?) в лес», «Ученик спит (за чем?) за партой», «Проблема возникла (вследствие чего?) вследствие замыкания».
Предлоги обычно находятся рядом с существительными или местоимениями. Но иногда между ними могут быть слова других частей речи: «Я иду (к кому?) к своей девушке». В этом предложении важно не путаться: Я (что делаю?) иду (к кому?) к девушке (чьей?) своей – вот так.
Какие бывают предлоги
По происхождению: производные и непроизводные.
Непроизводные ни от чего не происходили, они как были предлогами, так ими и остались: на, в, за, под, перед.
Производные произошли от слов других частей речи. Например, был предлог «в» и существительное «следствие», они срослись и получился один предлог «вследствие» (у меня есть коротенькая статья о правописании этого слова, посмотрите): «Вследствие непогоды было решено не выходить в море». Было деепричастие «смотря», отрицательная частица «не» и предлог «на», они тоже срослись, получилось «несмотря на» (тоже почитайте о правописании, чтобы не путаться). Еще было красивое выражение «благо даря», из него получился предлог «благодаря».
Производные предлоги также называют непервообразными, а производные – первообразными.
По структуре: простые, составные.
Простые состоят из одного слова: на, под, вдоль, из, у. Составные состоят из 2 и более слов: несмотря на, в силу, в связи с.
По значению: однозначные, многозначные. Однозначные выражают только одно значение и используются с существительным в каком-то одном падеже.
Предлог «из» – многозначный. Он может иметь значение «откуда-то»: из дома, из города, из пустыни или «из чего (сделано то-то и то-то)»: из войлока, из шерсти, из кирпича.
Предлог «благодаря» – однозначный. Мы используем его, когда хотим сказать, что что-то хорошее произошло в результате определенного события, качества и пр.: благодаря моему упорству, статью все-таки опубликовали, благодаря вашей смелости, все пассажиры были спасены.
Значения предлогов тоже бывают разные, вот основные:
- Место: в поле, за горой, на улице, под яблоней.
- Время: в полночь, после полуночи, до рассвета.
- Определение (когда можно задать вопрос «какой?»): платье в горошек, чай с сахаром, кофе без молока.
- Объект: с чемоданом, про кукушку, о тапочках.
- Причина: вследствие перемены погоды, из-за дождя, благодаря смеху, по причине.
- Цель: с целью выкупа, для пересдачи, ради вас.
Здесь у вас может замкнуть. Я ведь говорил, что предлоги ничего не значат, и это так. То есть при произнесении слов «в», «на», «за» вы не можете ничего представить, не можете сказать, что «слово «на» означает вот это, а «в» вот то».
Однако в предложении, когда вы видите предлог и существительное, вы понимаете, о чем хочет сказать автор. Он хочет рассказать о месте, где происходило событие, о его причинах, о времени и пр. Вот эти отношения, которые предлоги помогают выражать, и называются условно «значениями» предлогов.
Как отличить предлог от приставки
- Предлог всегда можно употребить в вопросе к существительному: «еду (по чему?) по дороге».
- Между предлогом и самостоятельным словом можно поставить другое слово: за забором – за зеленым забором, мимо берега – мимо вот этого берега, с собакой – с черной собакой.
Приставку в вопросе употребить нельзя. Нельзя взять приставку «у» в слове «ухохотаться» и использовать ее в каком бы то ни было вопросе.
Между приставкой и словом другое слово поставить нельзя. Попробуйте это сделать со словом «подкатывать». Смогли? Нет.
Как выделять предлоги при синтаксическом разборе
Их надо выделять так же, как слово, с которым они употребляются: «Я читаю про лосей» – читаю (про кого?) про лосей – «лоси» здесь являются косвенным дополнением, подчеркиваем их прерывистой линией, предлог подчеркиваем так же.
Если у вас предложение «читаю про таежных лосей» вы делаете то же самое, выделяете предлог «про» и существительное «лосей» прерывистой линией. А «таежных» – волнистой, как определение.
Умаялся я с этой статьей. Вроде сказал всё, что надо. Не помню уже, какие проблемы обычно возникают у детей в школе с предлогами, если я о чем-то не договорил – поругайте меня в комментах, дополню текст.
Всем высоких баллов на ЕГЭ.