Исследователи обнаружили новый кусочек головоломки, объясняющей проблемы с памятью и обучением при синдроме Дауна. Виновник? Малопонятный ген Snhg11, находящийся в таинственной «темной материи» человеческого генома.
Традиционно гены классифицируются на основе их способности производить белки. Однако данное исследование, опубликованное в журнале Molecular Psychiatry, проливает свет на значение некодирующих генов, таких как Snhg11. Эти гены не кодируют белки, но играют важнейшую роль в регуляции активности генов, влияя на развитие и потенциально способствуя возникновению заболеваний.
Nature: стимуляция мозга на частоте 40 Гц выводит из него вредные белки
Исследовательская группа из Центра геномного регулирования (CRG) сосредоточила свое внимание на гиппокампе — области мозга, играющей важнейшую роль в развитии памяти и обучения. Эксперименты на мышах и человеческих тканях показали, что Snhg11 менее активен в мозге людей с синдромом Дауна.
«Snhg11 особенно активен в … части гиппокампа, имеющей решающее значение для обучения и формирования памяти», — объясняет доктор Сесар Сьерра, ведущий автор исследования. «Мы обнаружили, что снижение экспрессии Snhg11 приводит к уменьшению количества новых нейронов и изменению пластичности, которые необходимы для обучения и памяти».
Дальнейшие эксперименты подтвердили влияние Snhg11 на работу мозга. У мышей с пониженной активностью Snhg11 наблюдалось нарушение синаптической пластичности — способности нейронов укреплять связи с течением времени, что является жизненно важным процессом для обучения и памяти. У этих мышей также наблюдались трудности с образованием новых нейронов.
Исследователи планируют углубиться в изучение точных механизмов, с помощью которых Snhg11 влияет на работу мозга.
Материалы новостного характера нельзя приравнивать к назначению врача. Перед принятием решения посоветуйтесь со специалистом.