Работодатели все чаще нанимают самозанятых. Их услугами пользуется каждая пятая компания, подсчитали для "Российской газеты" в сервисе "Суперджоб". Чаще всего самозанятых нанимали для выполнения работ по проектированию. Также высоко востребованы программисты, водители, маркетологи и дизайнеры, оформившие статус самозанятого.
Москвичка Инна, в частности, рассказала "Российской газете", что долго искала работу через популярные платформы. В основном предложения предполагают занятость не по трудовому договору, а по гражданско-правовому, или предлагается оформить самозанятость. Причем делают это не только небольшие компании, но и солидные холдинги.
"Тренд на расширение взаимодействия бизнеса и самозанятых можно отнести к факторам развития экономики совместного потребления, когда ресурс — в данном случае труд самозанятого — сдается потребителю в аренду. При этом самозанятый не ограничен рамками трудового договора с одним работодателем, как это происходит с наемным работником, и может выполнять работы одновременно для нескольких заказчиков. Самозанятый может выбирать наиболее выгодные предложения, расширяя свое портфолио, что впоследствии будет служить условием для повышения стоимости услуг. С точки зрения налогов он экономит, так как платит лишь 4% налога от дохода. Для бизнеса, с одной стороны, действительно возникает экономия на взносах в Социальный фонд, с другой — самозанятые способны выполнять более широкий спектр работ, так как заинтересованы в расширении сотрудничества", — поясняет доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при правительстве РФ Михаил Хачатурян.
В свою очередь доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ "Управление человеческими ресурсами" Людмила Иванова-Швец добавляет:
"Работодателям может быть выгодна такая форма трудовых отношений, потому что они экономят на штате. Но есть одно но: самозанятые не должны быть бывшими сотрудниками компании, с которой они сотрудничают".