Автоэксперт

Рама, JZ и богатейшая комплектация: опыт владения Toyota Crown VIII 1992 года

Японские автомобили 80-х способны поражать как чисто жигулевскими примитивизмом и утилитарностью, так и немыслимой насыщенностью функциями, многих из которых не встретишь и сегодня. И вот тому доказательство в рамках одной марки: если Toyota Mark II – из первой категории, то этот оранжевый Crown определенно из второй.

Рама, JZ и богатейшая комплектация: опыт владения Toyota Crown VIII 1992 года

© Колеса.ру

Владелец: Денис Широков, 34 года, житель города Щелково, замдиректора по аэродромной технике на опытном авиазаводе гражданской авиации. 

Автомобиль: Toyota Crown Wagon, среднеразмерный рамный универсал, 8 поколение, кузов JZS130G, 1992 года выпуска.

– Я долгое время жил на Дальнем Востоке и очень хорошо знаком со старым японским автопромом, – вспоминает Денис.

– Много машин было в разные годы в нашей семье, еще больше – вокруг. Неудивительно, что интерес к таким автомобилям у меня сохранился, и я занимаюсь для собственного удовольствия их реставрацией. Восстанавливал Corolla EL31 1986 года, Skyline R34 1999 года. Toyota Crown из 80-х (в первую очередь 130-й кузов) мне очень нравятся, поскольку они объединяют несколько поколений людей – их еще помнят отцы, рулившие ими на заре эпохи ввоза иномарок в Россию из Японии, любят их повзрослевшие дети, ездившие в юности на заднем сиденье, интересуется нынешняя молодежь – уже дети детей.

Этот Crown я купил в 2015 году Москве. Искал седан-хардтоп в богатом (а они и были, в основном, в богатом) оснащении, но подвернулся этот универсал, и я быстро передумал. Ведь на седаны ставился не самый удачный мотор – двухлитровый 1G-GZE с нагнетателем и обилием сложной, редкой и дорогой обвески, а тут был беспроблемный 2,5-литровый мотор 1JZ-GE, более поздний год и более низкая цена, хотя и чуть беднее начинка.

Машина приехала в Россию в 2004 году в качестве служебной в Минэкономразвития, где она использовалась в качестве развозной – возила канцтовары, оргтехнику, мебель. Автомобиль оказался сильно уставшим, после нескольких лет простоя, да еще и битый в заднюю часть, но я решил покупать его и восстанавливать. Тем более что рама была в отличном состоянии, и откровенного «колхоза» (что обычно случается) не наблюдалось. Обошлась машина в 135 тысяч рублей.

С 2015 по 2017 год Crown после легкого промежуточного восстановления (включая полную покраску своими руками, тогда еще без опыта малярных работ) служил мне повседневным автомобилем и накатал почти сто тысяч километров. Потом он встал на прикол на пару лет, и я уже хотел было от него избавиться, но машина не отпустила. Я нашел специалиста по старым Тойотам и отдал ему Crown на очень неспешный капремонт кузова, который длился почти два года. Еще без малого год ушёл у меня на сборку, после чего автомобиль перешел в стадию хоббийной машины выходного дня.

Снаружи

Относительно длинный капот, крупный задний свес, утолщающаяся от ветрового стекла в сторону кормы линия крыши с рейлингами – в облике этого универсала хорошо прослеживается преемственность со стилем американских фуллсайз-«сараев» 70-х типа Chevrolet Impala Station Wagon. Хотя по американским меркам тех лет это, конечно же, в лучшем случае среднеразмерник. 

В целом же дизайн машины достаточно прост, что подчеркивает полное отсутствие каких-то сложных контуров и «изобилие параллельностей» – параллельные прямые линии остекления сверху и снизу, находящиеся с ними «на одной ниточке» бампера, идущие от передних фар до задних фонарей полосы молдингов, пластика накладок, одинаковые по высоте колесные арки.

Две щетки стеклоочистителей, как и положено, спереди, но… две и сзади!

Рама, JZ и богатейшая комплектация: опыт владения Toyota Crown VIII 1992 года1Рама, JZ и богатейшая комплектация: опыт владения Toyota Crown VIII 1992 года2

Как часто бывает у JDM-машин, радиаторную решетку украшает не единый логотип марки, а персональный «орден» модельного семейства. Также присутствует вычурный шильдик «Royal Saloon», означающий богатую комплектацию. 

Рама, JZ и богатейшая комплектация: опыт владения Toyota Crown VIII 1992 года3Рама, JZ и богатейшая комплектация: опыт владения Toyota Crown VIII 1992 года4

Внутри

У Crown велюровый салон, уютный, с характерным для таких машин и материалов запахом. Отделаны велюром не только кресла, но и дверные карты, стойки лобового стекла, потолок. На момент покупки все велюровые элементы были некондиционными, и владелец заменил салон полностью на свежеприобретенный.

Но что за странные «кружавчики» накинуты на спинки сидений?

Ответ на этот вопрос знает далеко не каждый любитель японского автопрома и даже не всякий поклонник старого японского автопрома! Кто-то несведущий ляпнет «пошлятина!» и будет катастрофически неправ. Ибо эти накидки-получехольчики – аутентичный аксессуар немыслимой сегодня редкости. Ажурные накидки предлагались как дилерская опция, и в тусовке отечественных владельцев японских ретроавтомобилей крайне ценятся, несмотря на непристойное сленговое название.

«Кружева» Денису удалось найти во Владивостоке в чудовищном состоянии, но при этом за сумасшедшие (для грязных до черноты и не вполне целых тряпок) деньги – около десяти тысяч рублей. После третьей, кажется, по счету химчистки накидки приобрели белоснежный цвет и теперь являются предметом зависти знатоков темы. Найти подобные в наши дни очень сложно даже на родине Тойот.

Обратите внимание, как шикарно углы торпедо с «ушами» вентиляционных дефлекторов переходят в контуры профиля дверных карт. А в центральных дефлекторах обдува имеется функция «Swing»: направляющие потоки воздуха решетки – моторизованные и в процессе работы кондиционера покачиваются, равномернее распределяя воздух по салону и защищая седоков от простуды.

Водитель при необходимости может подвинуть кресло переднего пассажира с помощью дублирующей кнопки продольного перемещения – тянуться к основным кнопкам соседнего кресла не нужно!

Рама, JZ и богатейшая комплектация: опыт владения Toyota Crown VIII 1992 года5

Рулевая колонка регулируется по наклону и вылету с помощью сервоприводов, с джойстика.

Рама, JZ и богатейшая комплектация: опыт владения Toyota Crown VIII 1992 года6

Еще одна фишка, столь же впечатляющая, как и электрорегулируемый руль, – ультразвуковая система очистки зеркал заднего вида. В зеркалах установлены ультразвуковые излучатели, вибрация которых заставляет воду быстрее стекать в дождь, а также быстрее избавляться от обледенения зимой.

Кондиционер на этом «Крауне» – с системой полноценного климат-контроля. Вдобавок для пассажиров второго ряда предусмотрен собственный независимый контур кондиционера с отдельным испарителем, индивидуальным климат-контролем и собственным пультом регулировки температуры, а также персональное управление аудиосистемой!

Рама, JZ и богатейшая комплектация: опыт владения Toyota Crown VIII 1992 года7

Между прочим, у второго ряда имеется возможность регулировки угла наклона спинки: либо обычный вариант посадки, либо дополнительный наклон назад, для максимально комфортной езды.

Рама, JZ и богатейшая комплектация: опыт владения Toyota Crown VIII 1992 года8

Багажник – огромный! Если сложить второй ряд, можно закинуть холодильник, а можно – одновременно два двигателя и три КП – проверено лично владельцем! А если груза мало, а пассажиров много, то из пола багажника поднимается третий ряд сидений, до поры ничем не выдающий своего присутствия! 

Рама, JZ и богатейшая комплектация: опыт владения Toyota Crown VIII 1992 года9

Будучи разложенным, он ориентирует своих пассажиров против хода движения. Но несмотря на «эрзацность» этого диванчика, на нем, пусть и в некоторой тесноте, размещаются двое немаленьких мужчин!

Посадка осуществляется через дверь багажника. Для третьего ряда, разумеется, имеются ремни безопасности – но простые, не инерционные. В багажнике есть ручка для открытия ее изнутри, а также автоматическая ее блокировка во время движения на скорости от 20 км/ч и выше, чтобы дети не открыли. 

Рама, JZ и богатейшая комплектация: опыт владения Toyota Crown VIII 1992 года10

Также в багажнике в боковой стенке размещен небольшой холодильник литра на 4-5, способный заодно служить мини-баром для утешения пассажиров третьего ряда. Он подключен к заднему контуру системы кондиционирования и рассчитан на несколько банок-бутылок, а также имеет отсек-сэндвичницу.

В салоне масса приятных мелочей: вентиляция (!) водительского сиденья, штатные доводчики стекол, отсеки для мелких вещей, множество родных подсветок повсюду, пять (!) пепельниц, дополнительное (помимо установленного в козырьке) зеркало с подсветкой в крышке бардачка.

Впрочем, не все внутри этого «Крауна» стоковое. Владелец не занимается откровенным «колхозом», но считает вполне допустимым интегрировать в машину некоторые интересные или красивые, на его взгляд, узлы и элементы. Естественно, не от случайных автомобилей, а исключительно от близкородственных – из семейства Toyota Crown, и с возможностью возвращения в сток.

Например, рулевое колесо было заменено на руль от Crown в 180-м кузове. Родная баранка этой машины ощущалась тактильно неприятной и не украшала салон. Еще одна «инсталляция» – это магнитола. Понятно, что в 86-м году магнитол на Android не существовало, но то, что установлено – установлено весьма изящно с технической точки зрения. Мультимедийная «голова» с крупным дисплеем полностью интегрирована со штатными органами управления Crown 1992 года – c «пианино» на передней панели (горизонтально расположенным рядом клавиш управления), c пультом управления на заднем диване, а также с кнопками на руле!

Роскошно выглядит и вызывает огромный интерес в сообществе любителей старых Тойот и электронная приборная панель – с завода на «Крауне»-универсале в 130-м кузове в 1986 шли обычные стрелочные «приборки», а в этот экземпляр Денис аккуратно имплантировал щиток с Crown Majesta в 150-м кузове. Да, в 130-м кузове тоже были электронные «приборки», но взамен стрелочных они не вставали, имея увеличенные габариты.

Рама, JZ и богатейшая комплектация: опыт владения Toyota Crown VIII 1992 года11

Ну а самая интересная нестоковая вещь – это цифровой блок управления климатом справа от магнитолы. Он также максимально «близкородственный» – такие были на седанах-хардтопах Crown этого же восьмого поколения, тогда как универсалы оснащались исключительно упрощенными блоками без дисплеев. По размерам, форме и установочным местам электронная и простая панели климата совпадают, но провода, разъемы и типы командных сигналов отличаются, так что «болт-он» поставить более продвинутую панель нельзя.

Дениса заинтересовал этот вопрос, поскольку цифровые блоки продавались на разборках по 500-700 рублей и никого не интересовали. И он, будучи электронщиком-любителем, начал разрабатывать модуль-переходник, позволяющий состыковать цифровой «климат» с проводкой универсала, рассчитанной под более простой вариант. Пришлось повозиться, не просто совмещая провода, а еще и конвертируя логические сигналы. В результате получился электронный гаджет, благодаря которому можно просто взять цифровой «климат» и поставить в «аналоговый Краун» одним движением, без пайки и скрутки проводов, без подгонки и каких-то иных работ – просто воткнув разъем в разъем.

Итог оказался неожиданным! Такая доработка вызвала горячий интерес у отечественных любителей ретро-Тойот, и они начали обращаться к создателю переходника-адаптера с просьбой изготовить им аналогичный. В результате на разборках не востребованные прежде никем блоки подскочили у торгашей в цене до 15-20 тысяч (!) рублей, стали дефицитом, а несколько адаптеров Дениса даже были проданы… в Японию по заказу от тамошних реставраторов и ретро-хоббийщиков, обнаруживших информацию о российской разработке в Интернете.

Рама, JZ и богатейшая комплектация: опыт владения Toyota Crown VIII 1992 года12

Железо

Мотор, ставший в некотором смысле причиной выбора этого варианта кузова, – 1JZ-GE первого поколения, 2,5-литровый атмосферник на 180 сил с распределенным впрыском, но классическим трамблером. 1JZ-GE – простой и очень надежный агрегат, не склонный к каким-то характерным болезням или масложору. Единственный условный минус – желательность кормления его 98-м бензином.

Рама, JZ и богатейшая комплектация: опыт владения Toyota Crown VIII 1992 года13

На этом «Крауне» двигатель разбирался, промывался и собирался заново на свежих уплотнителях. Плюс было по случаю куплено еще два мотора и при сборке взято все лучшее из всех трех – хотя впоследствии Денис решил, что выгоднее было купить контрактный мотор… Впрочем, в итоге осталось много запчастей, что в текущей ситуации с проблемами поиска и покупки не лишнее.

Коробка – автоматическая 4-ступенчатая Aisin A341E. Это очень распространенный на автомобилях Toyota автомат – недорогой, конструктивно удачный, ремонтопригодный, с огромным ресурсом и широким выбором усиленных тюнинговых деталей (пакеты фрикционов, редукторы), позволяющих ему, как принято считать, переваривать заряженные моторы до 800 сил. 

Рама, JZ и богатейшая комплектация: опыт владения Toyota Crown VIII 1992 года14

Двигатель с КП установлены продольно, привод, естественно, задний. Задняя подвеска универсала, в отличие от седана, зависимая: целиковый мост на пружинах, продольных тягах и с поперечной тягой Панара. Передняя подвеска – двухрычажная: верхний рычаг А-образный, на двух сайлентблоках на оси, а нижний – на одном сайлентблоке, но с дополнительной растяжкой-качалкой к раме. Нижняя шаровая в этом кузове Crown (а также 120-х и 140-х) работает на разрыв, как на классических Жигулях, поэтому ей требуется повышенное внимание: порой ее вырывает с выворотом колеса, и менять их желательно парно и превентивно.

Рулевое управление – червячный редуктор с ГУР. Тормоза – дисковые вентилируемые однопоршневые спереди и барабанные сзади. Рама – полноценная, не «частичная», и кузов можно с нее снять: он стоит на 12 подушках.

В движении

Сиденья мягкие, пухлые – шикарно обхватывающие тело, что комфортно для дальних вояжей. По длине в салоне вполне достаточно места для ног рослых пассажиров обоих рядов (и тем более – для третьего ряда в багажнике), но в целом кузов, что свойственно неамериканским машинам тех лет, узковат.

Рама, JZ и богатейшая комплектация: опыт владения Toyota Crown VIII 1992 года15

Подхват достаточно динамичен – крутящий момент у двигателя неплох и сегодня, и машина бодра! Весьма живенький старт с места, хороший подхват в самом востребованном диапазоне от 60 до 100 км/ч, а вдобавок после 3000 оборотов возникает еще и дополнительный момент благодаря срабатывающей заслонке изменяемой геометрии впускного коллектора, включающейся пневмоприводом. Высокие скорости Crown набирает и держит легко: его стихия – трасса и дальние перегоны. Машина дополнительно не занижалась – она достаточно «посаженная» и в базе, и низкий центр тяжести и малый просвет заставляют ее буквально прилипать к дороге на высоких скоростях, игнорируя ветер и воздушные удары от крупных фур.

А вот когда речь заходит о маневрах, «Краун» усиленно протестует кренами и сильной раскачкой, свойственной всем длинным рамным автомобилям. Резкие маневры ему противопоказаны, в «шашки» на нем не поиграешь, а при торможениях универсал размашисто клюет носом. Люфт руля, свойственный червячным редукторам, минимальный: редуктор отрегулирован. Тем не менее руль натурально «грузовой»: 5 оборотов от упора до упора, и даже автоматическое отключение гидроусилителя на скорости выше 15 км/ч не дает ему особой внятности и выраженной обратной связи…

Рама, JZ и богатейшая комплектация: опыт владения Toyota Crown VIII 1992 года16

Зато нет претензий к тормозам! Правда, благодарить за это нужно владельца, а не японских инженеров… Изначально же этот «сарай» в полной мере подтверждал известную поговорку: «у любой Тойоты тюнинг нужно начинать с тормозов». Родные тормоза были крайне вялыми и нечеткими, и тут уже поставлен более производительный главный тормозной цилиндр от 150-го «Крауна», а увеличенные передние суппорты и диски – от 140-го «Крауна». Теперь педаль подхватывает адекватно с начала хода, а не как в стоке – в районе пола. Хотя с современными автомобилями с их резкими и чувствительными тормозами, разумеется, сравнивать этого старичка не стоит.

История модели

Toyota Crown восьмого поколения в 130-м кузове выпускалась с 1987 по 2000 год, и дольше всех производился как раз универсал. Налицо нечастый пример того, как более ранняя генерация автомобилей производится параллельно со следующей, и даже с последующей. Универсалы настолько полюбились покупателям (в первую очередь – таксистам) ввиду надежности, простоты обслуживания и неприхотливости, что Toyota задержала их на конвейере аж до начала следующего тысячелетия – когда уже давно выпускалось девятое поколение Crown в 140-м, а затем и десятое в 150-м кузове! 

Рама, JZ и богатейшая комплектация: опыт владения Toyota Crown VIII 1992 года17

Помимо универсала машина выпускалась в кузовах седан, хардтоп и коммерческий фургон. Подавляющая масса автомобилей этого поколения сбывалась на внутреннем рынке Японии, но некоторое количество 130-х «Краунов» поставлялось на рынок Арабских Эмиратов, Индонезии и Китая. 

Многие поколения Crown были для Toyota витриной самых передовых технологий, не стал исключением и 130-й кузов. На нем в разные годы выпуска появилась пневмоподвеска, система регулирования фаз VVT-i, первая среди моделей Toyota подушка безопасности (с 1993 года), функция массажа в сиденьях, и даже первая в мире система навигации на базе компакт-диска и с дисплеем на цветном мини-кинескопе.

Правда, про последнюю опцию стоит отметить, что она не имела спутникового приемника GPS, а работала на инерционном принципе, определяя направление по гирокомпасу и отсчитывая километраж с колес. И новаторство навигации на Crown не было абсолютным – первой в мире она стала именно с учетом хранения карт на CD: ранее подобные системы уже появлялись, но в качестве носителя использовалась магнитная лента. Впрочем, цветной дисплей был действительно первым в своем роде без всяких оговорок!

Источник: auto.rambler.ru

Похожие записи

В каких случаях за одно нарушение могут остаться без прав двое

Найдены самые дешевые Renault Logan в России. Сколько они стоят

Сколько моделей Chery, Changan, Haval и Tank будут производить в Казахстане

Что будет с ценами на бензин и дизельное топливо? Эксперты сделали прогноз

Когда Россия станет страной электромобилей?

Автоэксперт объяснил, как оспорить несправедливый штраф от ГИБДД

В Волгограде автовладелец, накопивший 401 штраф ГИБДД, в итоге заплатил около 1 млн рублей

Автоэксперт Бургазлиев: с апреля цены на импортируемые авто вырастут на четверть

Рынок электрокаров в РФ резко вырастет — эксперты объяснили причины

Генпрокуроры 25 штатов США выступили против ужесточения экостандартов

Добросовестные водители переплачивают по ОСАГО за тех, кто не страхуется

Россиянам назвали признаки неисправного топливного фильтра

Ваш комментарий

+ 57 = 66

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Новости от партнеров

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Прочитать подробнее