Люди получают от окружающих то, что они ждут. А ждем мы по отношению к себе то, что отдаем сами. Хамоватый и распущенный шеф подспудно ожидает такого же обращения к себе со стороны подчиненных, а когда он получит ожидаемую ответную реакцию, то перестанет чувствовать легкие угрызения совести, вызванные приступом гнева. Мол, я с ними плохо, да и они со мной не лучше. Не давай ему возможность почувствовать себя правым! Наоборот, вместо криков и шума, выдай обидчику аванс в виде улыбки, доброго слова, мягких интонаций. Тем самым ты убьешь …
«Там где не бывает ссор, там нет отношений», — изрек кто-то известный. В этом есть, конечно, доля истины, но превращать рабочее место в очередную «горячую точку» офисного значения тоже бы не хотелось, тем более, что в перепалке с непосредственным руководителем, у нас действительно не так уж много шансов. Действовать надо тонко.
Сразу оговорюсь, речь в статье не пойдет о точном расчете и планировании, как подставить шефа, обойти его на повороте и занять тепленькое местечко. Не могу писать об этом хотя бы потому, что в таких баталиях ни разу не участвовала и думаю, что далеко не всем очаровательным женщинам (да и мужественным мужчинам) это вообще под силу. Поэтому давайте говорить о том, что поджидает нас всех и может обрушиться на наши восхитительные головы без предупреждения в любую секунду: несправедливый гнев начальника приправленный доброй порцией хамства!
Найти виноватого
«Ты наделала кучу ошибок и завалила весь проект!» — надрывается разозленный руководитель, мечется по комнате и машет руками как человекообразная обезьяна в зоопарке. Твои слабые доводы, что даже не ты, а секретарша допустила всего лишь две опечатки, он просто не слышит, не может услышать, да и не хочет слышать, так как кровь стучит у него в висках, зато прекрасно видит твое расстроенное лицо, чувствует охвативший тебя испуг и неуверенность.
Чего добился разбушевавшийся начальник за эти 5-10 минут криков и оскорблений? Очень, очень много! Во-первых, он с себя снял вину за эти злополучные мелкие неточности и опечатки и переложил на твои плечи. Во-вторых, он «разрядился», сбросил нервное напряжение, которое скопилось у него за время разговоров с заказчиками и доказывания им, что эти неточности не имеют принципиального значения. В-третьих, он еще раз убедил тебя в твоей несостоятельности как специалиста (к этому мы еще раз вернемся позже).
Кто в доме хозяин? Хамство не основанное ни на чем
Представь себе, сидят сотрудники отдела в столовой за обедом, кушают, разговаривают, смеются. Подходит шеф и, как говорится, «ни мне «здрасьте», ни тебе «спасибо», ни нам «до свидания», задорно так произносит: «А что это у вас тут за ……», и далее следует произвольный набор непечатной лексики. После такого задушевного высказывания довольный руководитель начинает наворачивать щи, а подчиненным уже и кусок в горло не лезет.
Сюда же можно отнести и мелкие, едкие насмешки над сотрудником в его отсутствие, но в присутствии коллег; и грубые ответы на совершенное невинные вопросы подчиненных, и многое-многое другое.
Если в случае «найти виноватого» шеф может наорать на тебя «с глазу на глаз», то не на чем не основанное хамство требует обязательного присутствия зрителей, слушателей и ценителей. Цель хамящего — показать всем, кто здесь самый главный. Если такие действия производятся на глазах партнеров или клиентов, значит «тактичный» руководитель решил продемонстрировать им свою силу и значимость.
Мелкие придирки
Могут быть сделаны как в хамской, так и в вполне благопристойной форме. «Ты слишком медленно работаешь», хотя ты точно укладываешься в оговоренные сроки; «ты не «горишь» на работе», если ты не всегда остаешься после работы выпить пивка с начальством, «ты не четко формулируешь свои мысли», «зачем у тебя столько папок на столе», «сколько раз я тебе говорил не ставить сюда кофе», «почему Ляпкина-Тяпкина из отдела продаж еще нет на работе?» и прочая, и прочая. Такие замечания шефа, несмотря на свою кажущуюся незначительность, очень расстраивают сотрудников и играют во взаимоотношениях начальства и подчиненных важную роль.
Методично засыпая человека такими мелкими придирками, руководитель «сбивает» уровень его самооценки. А дезориентированный и расстроенный сотрудник уже не пойдет говорить с шефом о предоставлении отпуска в июле или повышении заработной платы.
Более того, работник, постоянно убеждаемый в его низкой квалификации, будет внутренне согласен с тем, что его не продвигают по служебной лестнице, не выплачивают премии, не дают толком отдохнуть. Такой обессиленный и на все согласный человек — просто подарок для многих работодателей, поэтому руководитель будет всеми силами пытаться сначала «загнать» тебя в этот угол, а потом не выпустить из него.
Наш ответ
В большинстве журналов и книг по психологии даны различные способы сопротивления начальственной агрессии. Я выбрала для себя несколько наиболее мне подходящих, почерпнув их в основном из остающихся вот уже более 30-и лет актуальными книг В. Леви. Проверила на практике и могу поделиться с тобой (если ты их еще не знаешь):
— не отвечать хамством на хамство. И не только потому, что не стоит превращать офис в подобие базара. На рынке и у тебя, и у второй стороны скандала одинаковые права и равные силы. В офисе есть строгая лестница власти и подчинения и человек, стоящий на ступеньку выше тебя, обладает совсем другим арсеналом. Устоишь ли ты против тяжелой артиллерии?
— горячее сердце, холодная голова. Крик и хамство способны моментально вышибить из седла даже весьма спокойного и уравновешенного человека. Если ты начнешь возражать сразу же, тебя могут выдать дрожащий голос, нервные интонации, «влажные» глаза. Более того, распалившийся руководитель в такой момент обычно не в состоянии выслушать твои доводы. Поэтому зачастую имеет смысл выдержать паузу, про себя досчитать до десяти, внутренне успокоиться и после окончания излияний спокойно высказаться. Иногда пауза может продлиться несколько часов или дней.
— авансы. Люди получают от окружающих то, что они ждут. А ждем мы по отношению к себе то, что отдаем сами. Хамоватый и распущенный шеф подспудно ожидает такого же обращения к себе со стороны подчиненных, а когда он получит ожидаемую ответную реакцию, то перестанет чувствовать легкие угрызения совести, вызванные приступом гнева. Мол, я с ними плохо, да и они со мной не лучше. Не давай ему возможность почувствовать себя правым! Наоборот, вместо криков и шума, выдай обидчику аванс в виде улыбки, доброго слова, мягких интонаций. Тем самым ты убьешь целых трех зайцев: сохранишь свою нервную систему; явишь себя коллегам как образец женственности и высокого профессионализма; заденешь профессиональную гордость руководителя и его уверенность в себе.
И лично от меня: не извиняйся за то, в чем ты не виновата. Не оправдывайся и не говори извиняющимся тоном. Ты специалист, а не мальчик для битья. В случае, если произошло недоразумение, ситуацию необходимо обсудить, а не разрешить повесить весь груз неприятных последствий на твою покорно подставленную шею.
В любой ситуации вне зависимости от того, сколько тебе лет и какую позицию в фирме ты занимаешь, не надо бояться шефа. В подавляющем большинстве случаев нас держат на работе не за «красивые глаза», а за наш труд. И мы, продавая свои силы и время, имеем право получить не только деньги, но и корректное отношение к себе.
Очень часто начальник, особенно если он одновременно является и хозяином бизнеса, крича и сквернословя, исходит из того, что работников-то много, а работодатель-то он один единственный такой неповторимый. Действительно, двух одинаковых людей не бывает, а вот работодателей достаточно. И если шеф об этом забывает, то мы-то помним и в любой момент можем воспользоваться существующим положением вещей: раз — и ценный специалист в другой конторе!