В марте стартовал новый "Урок цифры" в рамках одноименного всероссийского просветительского проекта. Его цель — познакомить подрастающее поколение с работой искусственного интеллекта в самых разных отраслях экономики. Дать им представление о современных цифровых профессиях и сделать к ним первые шаги. Акция проводится при поддержке национального проекта "Цифровая экономика.
Тест на тестировщика
В Вологодской области на прошлом этапе "Урока цифры" по теме "Кибербезопасность будущего" приняли участие школы из всех муниципалитетов, а также студенты учреждений среднего профессионального образования. В уроке участвовали 170 образовательных организаций и свыше 19 тысяч школьников. Такие показатели демонстрируют высокую заинтересованность подрастающего поколения в практическом освоении информационных технологий. "Уроки цифры" — хорошее дополнение к стандартным школьным урокам и удобный формат, который позволяет доступно объяснить любую, даже самую сложную, тему даже первоклассникам.
"Важно, что темы уроков и предметы обсуждения всегда актуальны, взяты из реальной жизни", — подтверждает заместитель директора по воспитательной работе Ростиловской школы Ольга Игнатюк. Школьники смотрели познавательную видео лекцию и прошли интерактивный тренажер, который помог им на практике закрепить полученные знания о кибератаках и защите персональных данных.
Таких примеров немало. Один из них приводит газета "Вологда РФ". Недавно "Урок цифры" провели для девятиклассников школы № 5. Ребятам рассказали о цифровых профессиях, показали видеофильм о специальности "тестировщик" и дали позаниматься на тренажерах.
"Урок был, безусловно, полезен ребятам, — делится впечатлениями учитель информатики Денис Черняев. — Ведь в школе мы больше внимания уделяем программированию. А сегодня они узнали о новой профессии, попробовали себя в роли тестировщика. И некоторые даже справились с практическим заданием по тестированию".
Шаг в будущее
Погрузиться в метавселенную и узнать больше о цифровых технологиях смогли и школьники Тульской области. Во время урока ученики совершили онлайн-путешествие на 26 лет вперед. И узнали, какие киберугрозы могут ожидать их в будущем, а какие актуальны уже сейчас.
Учитель информатики рассказала о различных схемах, которые используют мошенники в интернете. Например, о программах-вымогателях, замаскированных вредоносных ссылках, через которые на устройство могут установить пиратские программы.
Сегодня каждый третий школьник пользуется не только смартфоном и планшетом, но и носимыми устройствами — смарт-часами, фитнес-браслетами. Многие имеют дома хотя бы одно из таких устройств как умная колонка, умные весы, робот-пылесос. Нет сомнения, что количество всевозможных устройств, подключенных к интернету, будет только расти, как и количество разнообразных угроз. Но это не значит, что нужно отказываться от новых и удобных технологий. Просто надо использовать их с умом.
Закрепить свои знания школьники смогли, потренировавшись на трех тренажерах с увлекательными заданиями разной сложности — для учеников младших, средних и старших классов. Младшим предложили обезопасить умный дом, другим — рассказать о носимых устройствах, а старшим классам предложили спасти умный город.
"Урок цифры" помог ребятам сделать важный вывод: какой бы умной ни была техника, а свои личные устройства нужно уметь защищать.
В интервью газете "Тульские известия" министр по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области Ярослав Раков отметил еще одну важную роль проекта "Урок цифры": он помогает ученикам сделать важный жизненный выбор, определить свое место под солнцем, увидеть перспективу своего развития.
"Ведь они знакомятся не только с новыми научными направлениями, но и с IT-специальностями, которые смогут положить в основу своей будущей профессии", — уточнил министр.
Безопасный интернет
Активное участие во всероссийском образовательном проекте "Урок цифры" принимают и школьники Москвы. Только за январь задания-тренажеры юные москвичи выполнили почти 49 тысяч раз.
"Интернет — не просто приложение к нашей жизни. Это полноценное рабочее, учебное, познавательное и развлекательное пространство и для детей, и для взрослых,- рассказал исполняющий обязанности директора Института развития профильного обучения Московского городского педагогического университета Михаил Силантьев. — Уметь безопасно вести себя в нем так же важно, как правильно переходить дорогу или пользоваться домашними электроприборами. Незнание базовых правил может привести к печальным последствиям. Проект "Урок цифры" способствует тому, чтобы дети усваивали эти правила с ранних лет".
На эту же тему высказалась и газета "Тамбовская жизнь". Она напомнила, что недавно в Тамбове компания "Ростелеком" открыла курсы по цифровому этикету и кибербезопасности для подростков. Бесплатный курс "Цифровое просвещение", предназначенный для школьников 5-11 классов, поможет подросткам разобраться в особенностях общения в интернете и повысить уровень цифровой грамотности.
Раздел "Кибербезопасность" состоит из трех уроков, в которых ученики узнают о распознавании логики мошенников, видах мошенничества и надежности паролей. Во втором разделе из четырех уроков рассматривают нюансы цифрового этикета при общении по телефону, в мессенджерах и социальных сетях, а также в публичных местах.
Справка "РГ"
Знакомство молодежи с цифровыми технологиями — приоритет национального проекта "Цифровая экономика", при поддержке которого проходит "Урок цифры". Нацпроект направлен на развитие у школьников цифровых компетенций и раннюю профориентацию. Нацпроект также обучает подрастающее поколение на бесплатных курсах программирования "Код будущего" и "Цифровая кафедра", открытых в 119 вузах по всей стране.