Канадский город Калгари — побратим американского Техаса, и каждый год, начиная аж с 1912 года, в середине июля проводится ковбойский фестиваль — СТАМПИД. Все жители города — дети и старики, официанты и президенты самых крупных компаний — в дни Стампида облачаются в ковбойские шляпы и казаки, джинсы и клетчатые рубашки, кожаные штаны и куртки с бахромой, банданы и галстуки-шнурки с пряжками, что круглый год продаются в специальных (и не только) магазинах, а за 2 месяца до начала фестиваля скупаются в огромных количествах. Впрочем, …
Канадский город Калгари — побратим американского Техаса, и каждый год, начиная аж с 1912 года, в середине июля проводится ковбойский фестиваль — СТАМПИД.
Все жители города — дети и старики, официанты и президенты самых крупных компаний — в дни Стампида облачаются в ковбойские шляпы и казаки, джинсы и клетчатые рубашки, кожаные штаны и куртки с бахромой, банданы и галстуки-шнурки с пряжками, что круглый год продаются в специальных (и не только) магазинах, а за 2 месяца до начала фестиваля скупаются в огромных количествах. Впрочем, наряжаются не только люди — наряжается город: везде, даже в банках, разбросаны вязанки сена, коровьи черепа, подвешены громадные ковбойские сапоги, на витринах магазинов и кафе намалевано все, что только может касаться ковбойской тематики, а жители приветствуют друг друга возгласами "Howdy!" (сокращенно от "How are you doing?"). В Стампиде участвуют не только калгарийцы — в это время сюда съезжаются тысячи людей из Канады, Штатов, Австралии и других стран.
Фестиваль открывается парадом, который начинается в центре города в девять утра. Но жители города стекаются сюда уже к семи, чтобы занять лучшие места. Они приносят собой шезлонги, одеяла (если холодно), еду, приводят всех родственников и друзей. Парад длится около трех часов, и напоминает картину, описанную некогда Корнеем Чуковским: "А за ним комарики на воздушном шарике, а за ними раки на хромой собаке"…В общем, "смешались в кучу кони, люди…": полиция на мотоциклах и лошадях, антикварные кареты и пожарные машины, Принцессы и Королевы Стампида, настоящие индейцы и ковбои, облаченные в традиционные одежды, шотландский оркестр и клоуны, китайский дракон и собака-пастух со своим стадом овец, представители команды "Calgary Flames", движущиеся платформы с ковбойскими барами и публичными салонами с девушками не самого "тяжелого поведения" в нижнем белье и т.п.
Во время Стампида почти все организации устраивают бесплатные завтраки и ланчи: пекут оладьи с кленовым сиропом, жарят гамбургеры и сосиски, приглашаются все-все-все! Целых 10 дней ходи и бесплатно питайся, можешь еще и собой прихватить.
Каждый уважающий себя клуб Калгари во время Стампида работает до последнего посетителя. Рядом с клубом натягивается огромный тент, чтобы вместить побольше народу, ставится сцена, и на ней и днем, и ночью выступают певцы, певицы и группы со всех уголков света, играющие и поющие в стиле кантри. В один из дней мы попали на концерт Дуайта Йоакима — "top one" среди исполнителей кантри. Ну и, конечно, льется пиво, много пива, море пива.
Состязания ковбоев проходят в Стампид-Парке. Здесь находится стадион, где происходят самые интересные события. Зрители глазеют, делают ставки, а ковбои (причем, настоящие ковбои, для которых "ковбой" — это профессия) демонстрируют свою удаль в различных областях. Это родео (на быках и лошадях), гонки Chukwagon (6 лошадей, везущих небольшой вагончик, на котором сидит пара ковбоев), бросание лассо (сидя верхом на лошади, надо поймать бычка, потом спрыгнуть с лошади и быстро его связать, или поймать и оседлать дикую лошадь) и прочее, прочее, прочее. Выигрывает тот удалец, который выполнил все без ошибок и продемонстрировал лучшее время. При мне ковбой отлично справился со всем, и определенно бы выиграл, но бычок, не будь дураком, развязался — и был таков! Результат не засчитался. Победители каждого дня потом соревнуются между собой в финальный день стампида. Ежедневный победитель выигрывает около 5 тысяч канадских баксов, а финальный победитель — 50 штук. Деньги, конечно, хорошие, но можно вернуться со Стампида калекой, а то и вообще не вернуться. При мне лошадь ударила копытом одного австралийца. Что случилось с ним дальше — история умалчивает, но с поля его, неподвижного, уносили на носилках.
В парке можно также покататься на различных аттракционах, увидеть что-то вроде Выставки Достижений Народного (т.е. Фермерского) Хозяйства, на которой представлены лучшие образцы домашнего скота и птицы. Тут же находится индейская деревня (самые настоящие индейцы устанавливают здесь свои ФИГвамы (хижины индейцев) и живут в них всю стампидовскую неделю.
В вигвамах можно посмотреть, потрогать и купить скромные (и не очень) изделия индейской культуры. Например, заговоренный амулет или ловушку для плохих снов, которую вешают на окно, чтобы ни один плохой сон не смог пробраться в дом и потревожить покой.
Очень хотелось почувствовать себя настоящим индейцем и примерить "головное оперенье" — не разрешили. Не помогло даже официальное заявление, что я из далекой России.
И, конечно же, каждый стампидовский вечер окрестности парка озаряются сказочным фейерверком. И, запрокинув голову вверх и наблюдая за распускающимися в небе цветами, ты понимаешь, что впечатление о Канаде подобно этим вспыхивающим и мгновенно гаснущим разноцветным звездочкам… И делая еще один глоток пива, закидываешь руку на плечо сидящего рядом канадца и улыбаешься ему самой настоящей, рожденной где-то внутри тебя, канадской и одновременно совсем неканадской улыбкой…