Ну а образ Елены Прекрасной словно иллюстрирует модные тенденции летнего макияжа: глаза в мягкой дымке, но не в антрацитово-темной, как предлагалось зимой, а гораздо светлее. Брови — характерная деталь образа Елены — близки к натуральной форме: согласно модным тенденциям они подщипываются по естественной линии роста. Елена — жительница «цивилизованной» Спарты, поэтому ее красота — это не естественное обаяние дикарки, а привлекательность ухоженной женщины. Чтобы усилить это ощущение лоска, брови были хорошо расчесаны и уложены гелем. Для соблюдения исторической точности бровям Елены придали …
Выход на экраны фильма «Троя» мировая пресса начала обсуждать задолго до премьерного показа. Никто не делал секрета из подробностей, касающихся масштабов съемки и актерского состава. А событийная канва фильма известна практически каждому человеку, заглянувшему в учебник истории древнего мира.
Ожидания не обманули тех, кто надеялся на красивые съемки, масштабные битвы, впечатляющие декорации, интересных актеров, невероятно эффектные костюмы. Именно костюмы героев «Трои» составляют немалую часть обаяния этого фильма. Конечно, главной задачей художника по костюмам было их соответствие характерам персонажей. Но невероятно много труда было приложено к тому, чтобы сделать исторически достоверным одеяние каждого героя.
Взаимное влияние моды и кино давно уже ни для кого не составляет тайны. С одной стороны, для производителей одежды нет лучшей рекламы, чем художественные фильмы, рассчитанные на большую аудиторию. С другой — особенно интересные находки художников по костюмам, порой далекие от современной моды, часто вызывают всплеск интереса у модников. Особенно это касается фильмов на исторические темы. Достаточно вспомнить «Клеопатру» с Элизабет Тейлор в главной роли, породившую волну увлечения египетскими орнаментами и макияжем в стиле нильских фресок. Режиссер «Трои» Вольфганг Петерсен (Wolfgang Petersen) вряд ли хотел удивить современных модниц, а вот у известного художника по костюмам Боба Рингвуда (Bob Ringwood) явно получилось это сделать, хотя он и преследовал куда более серьезные цели, размышляя над внешним видом персонажей.
В работе над «Троей» во главу угла была поставлена достоверность событий многовековой давности — касалось ли это сценария, декораций, оружия или костюмов. Однако если сценаристы могли полагаться на текст Гомера, а специалисты по декорациям — на данные археологических раскопок, то художнику по костюмам пришлось немало поломать голову над источниками информации. Главная трудность заключалась в том, что самого Гомера отделяли от событий, описанных им в «Илиаде», почти четыреста лет. Историки давно пришли к выводу, что даже в столь отдаленные времена мода отнюдь не была чем-то статичным. Конечно, тенденции сменяли друг друга не так молниеносно, как сегодня, но все же имели место, особенно в богатые на события исторические моменты. А времена, описанные Гомером (события происходят в 1200-х годах до нашей эры), спокойными не назовешь! Поэтому гомеровские упоминания об одежде персонажей соответствуют скорее современной ему эпохе, а не историческому оригиналу. Но ведь помимо десятка главных героев костюмерам требовалось «одеть» несколько сотен персонажей второго плана, статистов и каскадеров! Чтобы как-то восстановить внешний вид одежды и защитников, и покорителей Трои, Рингвуду пришлось посвятить немало времени исследованиям почти научного характера: он собрал каталоги музеев со всего мира, в которых были хоть какие-то крупицы информации, а затем провел несколько дней в Британском музее, занимаясь изучением внешнего вида одежды и оружия, обращая особое внимание на то, как и из чего они были сделаны.
«На мой взгляд, важным аспектом создания этнического исторического фильма является использование этнических тканей, — комментирует сам Рингвуд. — Если вы возьмете ткани, сотканные на современных фабриках, то ваши костюмы получатся современными и никак иначе. Поэтому мы скупали по всему миру те ткани, технологии производства которых практически не изменились за последние три тысячи лет. Вместе со мной работало сто пятьдесят человек, которые собирали материалы в Ираке, Турции, Индии, Шри-Ланке, Китае».
Результаты этих поисков поражают одновременно экспрессивностью, органичностью и ощущением исторической достоверности. «Боб Рингвуд — гений, — восторгается художником по костюмам режиссер Петерсен. — Абсолютный гений. Настоящий человек искусства. Я буквально благоговел, наблюдая за его работой. Удивительно, сколько материала ему удалось собрать по всему миру, ровно как и тематически объединить». В общей сложности за четыре с половиной месяца Рингвуд со своей командой смоделировал и изготовил около восьми тысяч костюмов и десяти тысяч пар обуви.
Виктория Селантьева, стилист:
"Пространство «Трои» очень четко делится на несколько миров, тесно связанных друг с другом, но явно различающихся. Микенская культура по-азиатски роскошна — и сложные многослойные костюмы царя Агамемнона словно символизируют власть, богатство, экспансивную мощь завоевателей. Повелитель Трои царь Приам носит спокойные белые одежды, как и его окружение, а золотые украшения троянских женщин напоминают подсвеченный солнцем дождь. Ахиллес надевает для боя практически ничем не украшенный темный панцирь из толстой жесткой кож , а в сцене мирной жизни показан в лазурно-синем одеянии. Вообще этот насыщенный и сочный оттенок синего явно выступает в фильме в качестве символа — это цвет теплой воды Средиземного моря. В синем платье мы видим мать Ахиллеса Фетиду, напутствующую сына перед Троянской войной; в синее одеты царевичи Парис и Гектор во время морского путешествия, а наряд Елены украшен бирюзой.
Второй «ведущий» цвет фильма — золотой. Золото представлено во всем великолепии: и в виде украшений, и в виде орнаментальных нашивок на ткани. Можно сказать, что золотой и лазурно-синий создают цветовое настроение фильма, хотя многочисленные сцены военных действий окрашены скорее в мрачные оттенки дубленой кожи и бронзы, из которых изготовлены оружие и снаряжение — во времена Троянской войны греки еще не умели обрабатывать железо. Кстати, не использовали древние греки и шелк — зато владели технологиями тончайшей обработки шерсти. У египтян греками был позаимствован лен, а микенцы благодаря связям с Ближним Востоком познакомили Грецию с хлопком. Костюмеры фильма, безусловно, учли все это, и в результате костюмы получились вполне достоверными. Но главное — при своей историчности они так эффектны, что мимо них не сможет равнодушно пройти ни один поклонник моды. Потому что греческая тематика наряду со спортивной особенно актуальна этим летом, главные тенденции которого вдохновлены Олимпиадой в Афинах".
Эффектно выглядят и результаты работы художников по гриму. Команда гримеров подобралась не менее звездная, чем остальной состав, работавший на съемочной площадке: в послужном списке Мелиссы Лакерстин (Melissa Lackersteen) — фильмы «Холодная гора», «Лара Крофт — расхитительница гробниц», «Гладиатор» «Звездный войны, эпизод I: Призрачная угроза», «Пятый элемент»; у Карен Доусон (Karen Dawson) — «Чего хочет девушка», «Затерянный мир», «Пришельцы в Америке»; у Марис Ланган (Marese Langan) — фильмы «Пираты Карибского моря», «Гладиатор», «Дракула», «Хакеры»; у Альберто Моккиа (Alberto Moccia) — фильмы «Страсти Христовы», «Клеопатра».
Конечно, львиную долю их работы составили образы безымянных греческих воинов, но и над главными персонажами пришлось немало потрудиться: бронзовый средиземноморский загар стараниями гримеров покрыл лица Брэда Пита (Ахиллес), Орландо Блума (Парис), Шона Бина (Одиссей), Питера О’Тула (Приам), Саффрон Берроуз (Андромаха), Роз Бирн (Брисеида), Джули Кристи (Фетида), а Эрик Бана (Гектор), Брайан Кокс (Агамемнон), Брендан Глисон (Менелай) стали обладателями великолепных бород, как и полагалось солидным мужам по моде того времени.
Ну а образ главного женского персонажа — Елены Прекрасной — словно иллюстрирует модные тенденции летнего макияжа: глаза в мягкой дымке, но не в антрацитово-темной, как предлагалось зимой, а гораздо светлее. Брови — характерная деталь образа Елены — близки к натуральной форме: согласно модным тенденциям они подщипываются по естественной линии роста.
Елена — жительница «цивилизованной» Спарты, поэтому ее красота — это не естественное обаяние дикарки, а привлекательность ухоженной женщины. Чтобы усилить это ощущение лоска, брови были хорошо расчесаны и уложены гелем. А для соблюдения исторической точности бровям Елены придали более насыщенный цвет, чем волосам — этого требует этнический тип главной героини.
Сама актриса Диана Крюгер (Diane Kruger) так прокомментировала свою работу над образом Елены: «С Иллиадой я познакомилась еще в школе, и мне всегда казалось, что Елена блондинка, но был момент, когда я не была уверенна в том, блондинка она или брюнетка. Но чувствовала, что она должна быть блондинкой с нежными чертами лица с налетом грусти. Ведь всю свою жизнь она была несчастлива. И вот когда она наконец находит свою любовь, вспыхивает целая война… Мне приходилось проводить в гримерной долгие часы! Но считаю, что красота — понятие субъективное. У каждого свое понимание того, какой должна быть красивая женщина».
Дарья Кочнева, художник-визажист:
"Для грима Дианы Крюгер, сыгравшей Елену, визажисты «Трои» использовали оттенок старой бронзы с ощутимой патиной в сочетании с серо-голубым. Результат достигается путем послойного наложения теней, при этом наиболее темный цвет наносится у самых ресниц. Особенность такого макияжа — он не изменяет форму глаза, а лишь придает более овальное очертание. Чтобы добиться эффекта прозрачных глаз, был использован оттенок теней, «противоположный» естественному цвету радужки. У Елены — бирюзово-зеленые глаза, поэтому у ресниц нанесены баклажанно-синие, винные тени. Зрачок стал ярче, а белок глаза выглядит белее. Чтобы создать модный макияж в стиле Елены Троянской, визажисты советуют воспроизвести эффект естественного, влажного, но не глянцевого блеска кожи. Для этого используется тональные средства бежево-персикового тона с модной прозрачной текстурой, придающей коже вид ненакрашенности. Румянец — естественный, немного в стиле «беби-фейс»: не у висков, а на щечках, натуральных оттенков. Губы в стиле Елены — обязательно без контура, и сквозь помаду холодноватых оттенков должна читаться текстура кожи".
Напоследок же предлагаем несколько идей для того, чтобы образ "в духе греческих богинь" считался полным:
1. Роскошные серьги-подвески — только прекраснейшая из женщин может носить такие украшения.
2. Сандалии на тонкой подошве со шнуровкой или застежками. Их носили гречанки и поражали всех легкостью походки. Раньше сандалии представляли собой просто подошву, прикрепленную к ноге ремешками.
3. Массивные кольца.
4. Колье и браслеты.
5. Платья с свободно падающей драпировкой, эдаким драматическим силуэтом и поднятой под грудь линией талии. А также туники, тоги…
Как бы то ни было, мир развивается по спирали, вновь и вновь обращаясь к классическим образцам, придуманным еще нашими далекими предками. Ведь предки наши знали толк в красоте жизни.