Автоэксперт

Toyota RAV4 IV (XA40) с пробегом: дизель от BMW, дешевый вариатор и ступицы-расходники

Большинство обладателей автомобилей других марок попросту не поняли бы, за что критикуют это поколение «Рафика». В первой части материала мы выяснили, что кузов мог бы быть покрашен качественней, а мелочи сделаны тщательнее, но в целом Toyota на фоне большинства японских одноклассников очень неплоха. Впрочем, от подвески, двигателей и коробок передач можно ожидать пару сюрпризов, причем иногда совсем неожиданных. 

Что надо знать о Toyota RAV4 IV (XA40) с пробегом

© Колеса.ру

Ходовая часть

Тормозная система

Не так давно мы публиковали материал о Toyota Highlander, из которого можно узнать немало особенностей тормозной системы этой машины. Так вот, у RAV4 с тормозами все заметно хуже. Настолько, что многие владельцы склоняются к мысли, что с такими ватными тормозами машина попросту опасна. Но есть и условно хорошая новость: зато колодки и диски не стираются до сотни тысяч пробега. Обычно передние диски диаметром 296 мм для машины массой до двух тонн и мощностью 150-190 сил могут обеспечивать приемлемое качество торможения, тем более что тут диски еще достаточно толстые, 28-миллиметровые. Но в этом случае упор явно был сделан на долговечность и ресурс, а не на эффективность работы тормозной системы. Колодки попросту слишком «скользкие», зато мало изнашивают диски. Что ж, по крайней мере с надежностью работы механизмов проблем нет, суппорты безотказны.

Toyota RAV4 IV (XA40) с пробегом: дизель от BMW, дешевый вариатор и ступицы-расходники1

Недорогие китайские колодки останавливают машину заметно лучше, но экономные владельцы Toyota жалуются на то, что тормозные диски изнашиваются быстрее. Часто оригинальных дисков с неоригинальными колодками хватает на 60 тысяч. Наверное, производитель и правда знает, чего хотят покупатели.

На задней оси тормоза дисковые диаметром 281 мм и невентилируемые. Тормозной механизм стояночного тормоза – барабанный, внутри основного диска. Привод тросовый, так что все предельно надежно, даже трос не растягивается. C ABS особых проблем нет. На рестайлинге появилась капризная система предотвращения столкновений (PCS), отказы и сбои ее датчиков случаются, но на функционале собственно тормозов это не сказывается. 

Toyota RAV4 IV (XA40) с пробегом: дизель от BMW, дешевый вариатор и ступицы-расходники2

Подвеска

Исхитриться сделать подвеску такой, что машина будет одновременно жесткой и валкой? Да, у RAV4 все именно так. Подвески еще вдобавок и слишком нежные для наших дорог. Впрочем, на предыдущем, третьем поколении модели история точно такая же. Уже после 30 тысяч разрезные сайлентблоки задних рычагов трескаются и требуют замены. А еще часто слышен неприятный «бух» при сжатии компенсирующих прорезей на сайлентблоках. Старый «лайфхак» с намоткой резиновых жгутов в прорези сайлентблока продольного рычага тойотоводы практикуют и на этом поколении RAV4. 

Toyota RAV4 IV (XA40) с пробегом: дизель от BMW, дешевый вариатор и ступицы-расходники3

После первых ремонтов по гарантии на замену начали ставить жесткие полнотелые сайлентблоки, а потом с такими RAV4 стал сходить и с конвейера. Если изначально подвеска бухала на неровностях и ее банально пробивало под полной загрузкой, то после замены рычагов на усиленные (штатно сайлентблоки не меняются, в продаже только неоригинальные) машина еще и подробнейшим образом передает все нюансы рельефа на сиденье водителя. 

В теории задняя подвеска после модернизации может считаться долговечной. Если правильно выставлено начальное положение и не просели пружины, то растрескивание цельных сайлентблоков происходит после 150 тысяч километров. Кроме того, упоры амортизаторов разбиваются из-за недостаточного хода сжатия и малой эффективности амортизаторов. Сами амортизаторы теряют подпор, а следом и масло на рубеже сотни тысяч километров – примерно тогда же начинают скрипеть шаровые поперечных рычагов. Закисают в первые два года и развальные болты.

Toyota RAV4 IV (XA40) с пробегом: дизель от BMW, дешевый вариатор и ступицы-расходники4Toyota RAV4 IV (XA40) с пробегом: дизель от BMW, дешевый вариатор и ступицы-расходники5

Добавим сюда склонность RAV4 к вертикальной раскачке на высокой скорости – и вы поймете, что хотя подвеска достаточно долговечная, мало кто из владельцев ей доволен. Амортизаторы и пружины часто меняют не по причине износа, а потому что аналоги от Bilstein или Tein, подобранные от других моделей, обеспечивают намного лучший комфорт, чем новый оригинал Toyota. Кроме того, ухудшение комфорта влечет установка колес нештатного диаметра: часто встречаются и 18-дюймовые колеса, и даже «каточки» еще побольше.

Ресурс передней подвески типа МакФерсон очень приличный. У городских машин ремонты начинаются на пробегах в 150-200 тысяч, благо сайлентблоки тут предельно надежные – и передняя втулка, и задний сайлентблок с вертикальной осью. Все сделано, как у Volkswagen на MQB-платформе, и размером их не обделили. Да и замена предельно простая. Опоры и пружины тоже служат хорошо.

Toyota RAV4 IV (XA40) с пробегом: дизель от BMW, дешевый вариатор и ступицы-расходники6Toyota RAV4 IV (XA40) с пробегом: дизель от BMW, дешевый вариатор и ступицы-расходники7

Особая головная боль – это заводские ступицы Koyo. По качеству они хуже аналогов от приличных китайских брендов – во всяком случае многие владельцы меняли их еще в гарантийный период на 60-100 тысячах, на многих экземплярах ступицы заменены уже по второму-третьему разу. Так что фактически можно считать их расходником.

Рулевое управление

Помимо не особенно высокого ресурса рулевых наконечников, владельцы часто страдают от стука рейки – у нее слабые упорные втулки, которые легко разбиваются и стучат уже к пробегу до полутора сотен тысяч километров. Благо установка ремонтных – не проблема. Главное, чтобы в механизм не попала вода и не началась коррозия вала. Рейку лучше смазывать каждые 3-5 лет, не ограничиваясь заменой тяг и наконечников. Еще одна типичная жалоба – на электроусилитель руля, который воет при вращении руля на месте, и что-то хрустит в его редукторе. Но тотальные отказы случаются редко. 

Toyota RAV4 IV (XA40) с пробегом: дизель от BMW, дешевый вариатор и ступицы-расходники8

Трансмиссия

Общие проблемы

Ресурс трансмиссии сильно зависит от того, каким мотором оснащена машина и какой темперамент у водителя. К тому же буквально каждый двигатель комплектуется своим вариантом коробок передач, и все они подобраны на грани нагрузки. И, к сожалению, все они не без изъяна. 

Механические коробки

Шестиступенчатую МКП ставили только в пару с двухлитровым бензиновым мотором и с экзотическими у нас дизелями. Этот вариант редкий, на него приходится 5% машин, но с высокой степенью вероятности, по аналогии с другими моделями Toyota, он беспроблемный.

Автоматические коробки

Гибридный привод RAV4 надежен, в основном неприятности связаны с инверторами и охлаждением дополнительной электроники, сроком службы батареи и… некорректным вмешательством электриков. Встречаются гибридные версии редко, еще реже, чем версии с МКП, и за многими тянется шлейф нерешенных проблем. Такие экземпляры попросту знают в сервисах, особенно если машина из небольшого города. Стоит один раз покопаться в гибриде непрофессионалу – и потом придется долго искать того, кто будет действительно понимать, в чем причина неполадок. Так что смотрите историю ремонтов и досконально проверяйте работу системы во всех режимах. По мере старения капризов у систем становится не меньше.

Toyota RAV4 IV (XA40) с пробегом: дизель от BMW, дешевый вариатор и ступицы-расходники9

Абсолютное большинство RAV4 в продаже – с вариаторами Aisin K112/K114F. Многие считают их куда более надежными, чем вариаторы Jatco. Но удивительным образом именно на кроссоверах Toyota и Lexus они живут совсем мало – в среднем со 120 тысяч километров пробега начинаются бесконечные ремонты. Двухлитровый мотор слабоват для достаточно крупной машины, и вариатор не спасают даже консервативные настройки электроники. К тому же на кроссоверах в России любят заезжать на бордюры, гонять по раскисшей грунтовке и выбираться из самых глубоких сугробов любой ценой. В итоге контрактные вариаторы из США с пробегами в 150-200 тысяч приходят в состоянии «как новый», а коробки после эксплуатации в России на таком же километраже обычно уже перебраны раз-другой. Но тут есть существенный нюанс: такие вариаторы доступны, и купить б/у агрегат из Эмиратов и США дешевле, чем просто снять и посмотреть на свой без вмешательства. Цена начинается от 60 тысяч рублей, так что, по сути, это невеликая беда, пока есть контрактные запчасти.

Дополнительные источники проблем для этого вариатора – перегрев из-за слабого и склонного к загрязнениям теплообменника, проворачивание втулки маслонасоса, слабые подшипники первичного вала коробки. Почти все другие неприятности вызваны длительной работой с перегревом или вибрациями от изношенного ремня и подшипников, кроме подшипников солнечной шестерни 612 – они просто не вытягивают нагрузки. Ну и, конечно, нежелание вовремя менять масло тоже увеличивает риск отказов. 

Toyota RAV4 IV (XA40) с пробегом: дизель от BMW, дешевый вариатор и ступицы-расходники10

Шестиступенчатых АКП на машину ставили две. Версия U660E сочетается с дизельным мотором и держится молодцом: обычно дизель выходит из строя гораздо раньше. Впрочем, это говорит скорее о недостаточной живучести дизеля. Опыт эксплуатации этих коробок на машинах с бензиновым мотором 3,5 не самый удачный. А вот U760F ставили в паре с бензиновым мотором 2,5. Несмотря на рассказы о ее высочайшей надежности, у нее есть одно слабое место – подшипник главного вала в корпусе. Проблема имеется у всех версий АКП 660/760, но почему-то для RAV4 именно на 760-й она проявляется чаще. 

В силу сравнительно малой распространенности версий с АКП о поломках коробки говорят обычно шепотом, упорно поддерживая миф о «настоящей АКП», но фактически U760F не сильно надежнее вариатора. На 150-200 тысячах вой и вибрации подскажут, что подшипник «кончился» и нужно менять корпус коробки или проводить непростую операцию по установке втулки. Следом обычно сразу умирает корпус хаба UnderDrive или его подшипники, поршни и пакет. И не дай бог затянуть с ремонтом – можно получить совсем мертвую АКП. Из несомненных плюсов стоит отметить адекватную динамику RAV4 с этим автоматом. Ну и у тех, кто ездит очень плавно, коробка действительно может стать условно вечной, если не забывать менять в ней масло.

Toyota RAV4 IV (XA40) с пробегом: дизель от BMW, дешевый вариатор и ступицы-расходники11

Цена контрактной АКП сильно выросла за последние три года, но ремонт все равно дороже и хлопотнее. Хотя коробка после ремонта с усиленным стальной втулкой корпусом под два стопорных кольца становится даже лучше стоковой.

Полный привод

Полный привод реализован простой электромагнитной муфтой FD13, и надежность системы получилась… не слишком высокой. Рывки при работе – дело обычное и неисправностью не считаются. Вибрации при движении – признак износа карданного вала. К сожалению, с ним можно столкнуться уже на рубеже сотни тысяч километров. Встречаются и воющие подшипники заднего моста и муфты. Впрочем, ремкомплекты есть в продаже, а переборка не очень дорогая.

Toyota RAV4 IV (XA40) с пробегом: дизель от BMW, дешевый вариатор и ступицы-расходники12

Угловой редуктор на RAV4 надежен, но рекомендуется менять в нем масло хотя бы раз в 50 тысяч и проверять шлицы: единичные случаи выхода из строя уже есть.

Toyota RAV4 IV (XA40) с пробегом: дизель от BMW, дешевый вариатор и ступицы-расходники13

МоторыОбщие проблемы

Нежные радиаторы и слабые опоры – вот основные общие недостатки моторов. Причем у бензиновых на этом нарекания к силовой установке и заканчиваются, а вот у дизельных – нет.

Бензиновые моторы

Самые распространенные двигатели на RAV4 – 3ZR-FAE и появившийся после рестайлинга 3ZR-FE. Оба двухлитровые, с цепным приводом ГРМ и отличиями в конструкции ГБЦ. На FAE стоит система Valvematic, регулирующая высоту подъема клапанов, а на FE ее нет и мотор чуть проще и надежнее.

Toyota RAV4 IV (XA40) с пробегом: дизель от BMW, дешевый вариатор и ступицы-расходники14

Если не обращать внимания на постукивания муфт VVt-i, то единственный нюанс с 2AR-FE – невысокий ресурс помпы. Ну и на больших пробегах, к 250 тысячам, он начинает подъедать масло. Из мелких неприятностей после 150 тысяч – модули зажигания, износ дросселя, патрубков и системы вентиляции картерных газов (ВКГ). Тут многое зависит даже скорее от возраста, а не пробега, как и от качества обслуживания. На оригинальных запчастях моторы вполне успешно доезжают до пятисот тысяч с одной заменой ГРМ и парой новых помп. Правда, о расходе масла обычно умалчивают.

Двигатель FAE, по сути, отличается мало, но система Valvematic, не принося великой пользы, снижает надежность и повышает цену ремонтов ГБЦ. Жалобы на ее работу встречаются достаточно часто. У этой версии хуже работает ВКГ, больше нагара во впуске, чаще встречается масложор, да и жалобы на задиры есть только применительно к такому варианту.

Toyota RAV4 IV (XA40) с пробегом: дизель от BMW, дешевый вариатор и ступицы-расходники15

Моторы 2,5 серии 2AR-FE, а также гибрид 2AR-FXE по надежности не уступают двухлитровым. Отличия между ними – в работе второго по циклу Аткинсона и гибридном впрыске. Общее слабое место – помпа с ресурсом до сотни тысяч, а ресурс цепей выше, чем у серии 3ZR, раза в полтора. В целом, качество на высоте, но владельцы отмечают, что срок службы навесного оборудования сократился, все патрубки и шланги служат меньше, чем у прошлых поколений с родственными сериями моторов. В те времена компоновка моторного отсека была заметно менее плотной, а двигатели работали при чуть меньшей температуре, что сильно сказывается на долговечности металла и пластика.

Дизельные моторы

С дизелем RAV4 лучше не покупать. Японские моторы серии AD – именно что настоящий ад для дизелиста. Не имея большого опыта разработки легковых дизелей, Toyota попыталась вписать мотор в европейские нормы токсичности и требования по динамике, но это был провал. Набор проблем у моторов 1AD и 2AD в европейских версиях огромный. Тут и головная боль с прокладкой блока и эрозией поверхности ГБЦ, и прогары поршней, и масложор, и прогорающие медные шайбы форсунок, и очень сильное загрязнение впуска от системы EGR, и низкий ресурс турбин, и ненадежные пьезофорсунки. Гарантийные машины не вылезали из ремонта месяцами. При этом моторы вибронагруженные, динамика посредственная, а топливная аппаратура Denso капризная.

Toyota RAV4 IV (XA40) с пробегом: дизель от BMW, дешевый вариатор и ступицы-расходники16

Неудивительно, что под капотом в итоге появился весьма прогрессивный дизель от BMW серии N47, но переработанный под поперечное расположение и более скромные мощностные характеристики. И все бы хорошо, но к нам таких дизелей привезли мало, и сервисы Toyota знают их плохо. К тому же у этих моторов тоже хватает нюансов с ГРМ и навесным, которые на Тойотах решали значительно дольше, чем это сделали на своих автомобилях баварцы. 

Toyota RAV4 IV (XA40) с пробегом: дизель от BMW, дешевый вариатор и ступицы-расходники17

Брать или не брать?

Toyota RAV4 четвертого поколения – это все еще синоним надежности по меркам класса, но оговорок к этому тезису все больше. Обслуживать RAV4 нужно лучше, гонять меньше, комфорт в сравнении с основными конкурентами не выше. Не зря на американском рынке японцы проигрывают битву корейским маркам. Те даже феерические проблемы с надежностью массовых моторов умудрились как-то отыграть. В нашем случае стоит помнить, что это поколение RAV4 склонно к коррозии, если нарушено ЛКП. С трансмиссией и подвесками есть много нюансов, да и в целом, мелких проблем стало больше. Но для тех, кто наезжает большие пробеги в короткие сроки, это все еще очень удачный вариант. Особенно если у вас нет запросов на комфорт и эргономику уровня европейских моделей.

Toyota RAV4 IV (XA40) с пробегом: дизель от BMW, дешевый вариатор и ступицы-расходники18

Источник: auto.rambler.ru

Похожие записи

Rezvani Retro RR1: американский ретромод по мотивам легендарного Porsche 935

Запущено обсуждение новых справочников стоимости запчастей по ОСАГО

Как выбрать китайский автомобиль: марки, характеристики, цены в России

Первого иностранного дипломата заметили на российском Aurus

Этот внедорожник УАЗ востребован на рынке за ликвидность

Россияне стали реже покупать подержанные автомобили BMW. Сколько они стоят

«За рулем» назвал четыре способа уйти от ошибочного штрафа за ремни безопасности

Jetour T2: знакомимся с первым полноприводным кроссовером китайской марки

Почему BMW убрала открывающееся окно задней двери в 5 серии Touring?

Перечислены признаки неисправности рулевого механизма

Россиянам рассказали, сколько времени можно сидеть за рулем, чтобы не болела спина

Как возить прицеп-автодом: что можно и нельзя и за что можно получить штраф

Ваш комментарий

39 + = 43

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Новости от партнеров

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Прочитать подробнее