Польские ученые предложили принципиально новую интерпретацию петроглифов Торо Муэрто, найденных ранее на территории Перу. До сих пор считалось, что они представляют собой простейшие геометрические узоры, линии и зигзаги, которые могли символизировать змей и молнии. Однако теперь ученые предполагают, что это были зашифрованные послания в виде песен.
Об открытии рассказывает Nauka w Polsce. Торо Муэрто — это пустынное ущелье, окруженное с востока и запада холмами, спускающимися в долину реки Мажес. Его территория занимает около 10 квадратных километров, она покрыта тысячами камней вулканического происхождения.
В предыдущие годы примерно на 2,6 тысячах камней были обнаружены петроглифы, созданными в разное время. Самые ранние из них, вероятно, были созданы культурной общиной Сигуас около 2000 лет назад. А самые поздние приписывают инкам, создавшим наскальные рисунки в XV веке.
На камнях изображены преимущественно зооморфные мотивы и геометрические узоры, чаще всего в виде вертикальных зигзагов, прямых и волнистых линий различной ширины, иногда сопровождаемых точками или кружками. Отличительной особенностью являются дизантес — танцоры, которые изображены между узорами.
Польские ученые выдвинули теорию о том, что геометрические узоры в Торо Мужрто, с которыми соседствуют фигуры данзантес, возможно, представляли собой… песни. А наиболее сложные композиции представляли собой графические метафоры переноса в другой мир.
"Источником нашего интерпретационного предложения является этнографическая аналогия с Амазонкой, а точнее, искусство народа Тукано, живущего на границе Колумбии и Бразилии, — объясняет профессор Анджей Розвадовский. — Искусство этого народа достаточно хорошо документировано в этнографии в виде рисунков. Геометрия этих узоров стала источником вдохновения для многих исследователей наскального искусства".
При исследовании искусства Тукано некоторые коренные жители говорили, что на камнях высечены "изображения песен". В данном случае ученые обратили внимание на большое количество танцоров и задались вопросом: под что танцуют эти люди? Ответ прост: они танцуют под песни.
"Как только я начал собирать все это вместе, все начало сходиться воедино, — говорит Анджей Розвадовский. — Нам кажется, что раньше на это никто не обращал внимания, хотя это интерпретационное предложение, по сути, напрашивалось само собой".
Профессор отмечает и другие схожие элементы петроглифов Торо Муэрто и Тукано. Одним из важнейших мотивов он называет зубчатую стену, напоминающую вершину оборонительной стены замка. По словам Розвадовского, в творчестве Тукано стена описывается как визуализация космоса, войти в который можно посредством ритуала с использованием галлюциногенных веществ.
"Тут чрезвычайно важен опыт входа в транс, в том числе и песни, — говорит ученый. — Кажется, этот контекст очень хорошо соответствует нашим рисункам. Особенно тем, которые видны на камне TM 1219.
Он стал ключом к новой интерпретации. В Торо Муэрто нет другого камня, на котором так хорошо была бы прорисована человеческая фигура, окруженная геометрическими мотивами".