Отдых в России

В России появились еще три аэропорта-миллионника

Аэропортов-миллионников в России прибыло: теперь их 31. Было — 29. Планка здесь — более 1 млн пассажиров в год. В числе "новичков" по итогам 2023-го ее сумели преодолеть Саратов, Оренбург и Грозный.

В России появились еще три аэропорта-миллионника

© 0Российская Газета

А вот один из "старичков" — аэропорт Архангельска — из списка вылетел. Несколько месяцев он был закрыт на реконструкцию взлетно-посадочной полосы, износ которой составлял 90%. Зато теперь новая ВПП позволит аэропорту бесперебойно принимать среднемагистральные самолеты.

Сейчас топ-10 крупнейших аэропортов России выглядит так. Лидирует Шереметьево, где пассажиропоток составил 36,6 млн чел. Затем идут Пулково (Санкт-Петербург) — 20,4, Домодедово — 19,9, Внуково — 14,5, Сочи — 13, Толмачево (Новосибирск) — 9,1, Кольцово (Екатеринбург) — 7,4, Казань — 5,2, Уфа и Минеральные Воды — по 4,8.

Совсем чуть-чуть не дотянули до первой десятки Благовещенск, Елизово (Петропавловск-Камчатский) и Владикавказ, каждый из которых обслужил свыше 900 тыс. пассажиров.

По мнению гендиректора ассоциации "Аэропорт" ГА Виктора Горбачева, развитие инфраструктуры аэропортов принесет пользу не только гражданской авиации, но и экономике в целом. Это позволяет разрабатывать новые месторождения, поддерживать отдаленные районы, привлекать туристов.

Всего до конца нынешнего года должны быть выполнены работы по модернизации 49 аэропортов — от Мурманска до Магадана. Запланированы строительство и реконструкция 32 ВПП и 20 вспомогательных объектов. Эксперты отмечают: доля регулярных пассажирских рейсов между регионами России без посадки в Москве в прошлом году впервые достигла половины от общего количества внутренних авиатрасс.

Кстати, еще несколько лет назад звучали прогнозы: после пандемии в России быстрее будет восстанавливаться именно внутренний рынок. Цель Евросоюза — к 2030 году обеспечить время в пути "от двери до двери" не более четырех часов — для нас пока недостижима: у нас и расстояния больше, и плотность населения на порядок ниже, хуже условия для развития наземного скоростного транспорта.

— И все-таки нужно установить четкие рамки — например, обеспечить время в пути между центрами регионов России не более 24 часов, в пределах любого субъекта Федерации — не более 12 часов, а между любыми произвольными малыми населенными пунктами на разных концах страны — не более 36 часов, — говорил "РГ" гендиректор НИЦ "Институт им. Н.Е. Жуковского" доктор технических наук Андрей Дутов. — Важно, чтобы государство гарантировало гражданам выполнение этих стандартов и было готово доплачивать перевозчикам именно за это.

На глаза как-то попало расписание движения самолетов из воронежского аэропорта 40-летней давности. График вылетов действовал с 1 июня 1975 года. Трудно поверить, какие огромные возможности имел тогда самый рядовой аэропорт страны, который до распада СССР обслуживал свыше 1 млн пассажиров в год. Самолеты из Воронежа летали почти в 100 городов! В Москву ежедневно — 23 рейса! В Киев — 10, в Ростов — 7, в Сочи — 6, в Харьков — 3, в Симферополь — 2. Десятки рейсов выполнялись по местным воздушным линиям: в Эртиль — 6, в Калач — 5, в Синие Липяги, Репьевку и Старую Ольшанку — по 2. И тоже каждый день.

На начало 1990-х годов в наше стране действовало 1450 аэродромов. Осталось 233. Как в одном штате США — на Аляске. Сокрушительный удар по добротному советскому наследию нанесла в свое время наивная вера в то, что в рыночных условиях можно все заботы государства об аэропортовой сети переложить на сам рынок. Мол, он сам решит, жить тому или иному аэродрому/аэропорту или нет. Образно говоря, копеечный подход стал главным в судьбе аэродромов и аэропортов, которым "не повезло".

Безусловно, сейчас ситуация заметно изменилась. Пришло понимание, что именно развитие внутренних воздушных направлений дает импульс социально-экономическому преобразованию территорий и положительно влияет на создание новых рабочих мест. Это становится возможным благодаря повышению транспортной доступности регионов, их связанности, развитию внутреннего туризма, росту комфорта и безопасности пассажиров. Важно, что происходит оптимизация воздушного пространства: полеты между регионами осуществляются напрямую, без транзита в Москве.

Сегодня основной упор делается на реконструкцию действующих аэропортов. Строительство новых крупных пока не ведется, зато модернизация охватывает и аэродромы, и здания аэровокзалов. Но в основном речь, конечно, идет о реконструкции ВПП. Обычно это делается либо чтобы принимать новые типы воздушных судов (полосу делают шире и длиннее), либо для замены покрытия. В частности, в ноябре 2023 года завершилась реконструкция полосы длиной более 3 км в аэропорту Магнитогорска, где впервые был применен специальный состав российского производства, увеличивающий срок эксплуатации аэродромных покрытий до 25 лет.

Самое масштабное развитие аэропортовой инфраструктуры идет на Дальнем Востоке — в Якутии, Магаданской области, на Камчатке и Чукотке. Там, куда только самолетом можно долететь. В минтрансе отмечают: если турпоток на Дальний Восток увеличится, действующие аэропорты смогут принять достаточное количество пассажиров. Однако нужна реконструкция аэровокзалов. К примеру, в Анадыре отличная ВПП, а вот здание аэропорта устарело, нужно строить новое. Новый аэровокзал нужен и в Петропавловске-Камчатском. На Сахалине есть пять-шесть аэродромов местных воздушных линий, которые также нужно развивать.

Между тем

Только самолетом можно долететь

Примером проблем с оснащением малых аэропортов стала недавняя ситуация с Ан-24 "Полярных авиалиний", который летел из Якутска в Зырянку и совершил посадку на лед реки Колымы. К счастью, обошлось без пострадавших.

Вот как прокомментировал это ЧП экс-замминистра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов:

"В поселке Зырянка я бывал не раз: там аэродром прямо на берегу Колымы. И грунтовая ВПП идет параллельно. Кстати, раньше климат был суровее, и особых проблем не было. А сейчас каждую весну полосу заливает, и аэропорт закрывается. Здание аэровокзала сегодня больше напоминает сарай. За последние 30 лет многие такие аэродромы исчезли. Но в той же Зырянке авиация — единственный путь сообщения местного населения с Большой землей. И 3 тыс. её жителей имеют конституционное право на свободное передвижение!"

Что же до авиапроисшествия — тут сошлись сразу несколько факторов: и погода, и визуальный фон один и тот же — заснеженная ВПП, заснеженная река, слабое радиотехническое и световое обеспечение. Когда грунтовый аэродром "катают", то он такого же белого цвета, как если его не "катать". В таких условиях возможность ошибиться и принять поверхность замерзшей реки, где лед полметра толщиной, за ВПП, конечно, повышается. Но это вопрос обучения пилотов.

Источник: travel.rambler.ru

Похожие записи

Кавминводы: чем полезны санатории Пятигорска

Больше половины ранних бронирований санаториев на 2025 г. пришлось на Кавминводы

Заселяться в гостиницу по военному билету и водительским правам пока не разрешили

Россиянам дали советы, как спланировать путешествие на электромобиле

Эксперт Президентской академии: «К концу года число турпоездок по России достигнет 91 млн»

В Тамбовской области открывается туристический сезон

Названы новые правила для пассажиров РЖД

Форум по расписанию: в Тольятти обсудят развитие железнодорожного туризма

В Госдуме призвали не взимать туристический налог в межсезонье

В Новгородской области назвали условия для строительства модульных отелей

Назначен новый гендиректор всесезонного курорта «Архыз» в Карачаево-Черкесии

В России захотели запретить пускать в аэропорты провожающих и встречающих

Ваш комментарий

29 + = 39

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Новости от партнеров

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Прочитать подробнее