Определение, обстоятельство, дополнение.
Второстепенными членами мы называем такие члены предложения, без которых оно вполне может быть. Например, вот я говорю: «Я читаю» – ни одного второстепенного члена. А предложение есть, логичное и понятное.
Три типа второстепенных членов в русском языке
Давайте познакомимся с каждым из них по отдельности.
Определения
Мы опознаем их по двум вопросам: какой и чей. Например:
- Я купил своей дочери белое платье. Платье (какое?) белое.
- Мы увидели в поле очень много мышиных нор. Нор (чьих?) мышиных.
Почему этот член предложения так называется? Смотрите, когда предмет «определён» – мы его точно не спутаем ни с каким другим. Например, дом может быть каким угодно, а вот кирпичный дом – это уже более узкая категория. Мой дом – еще более узкая.
Определения бывают двух типов:
- Согласованные. Это такие, которые меняются вместе с главным словом. Например: зеленая трава – зеленой траве – зеленые травы – зеленым травам. Вот я меняю главное слово «трава» и зависимое определение «зеленая» тоже меняется. Значит, оно согласованное.
- Несогласованные. Они не меняются, как бы я ни менял главное слово. Смотрите: платье в горошек – о платье в горошек, платья в горошек, в платьях в горошек. Как ни изворачивай «платье», в какое число его ни ставь – определение «в горошек» не меняется. А это именно определение, потому что оно отвечает на вопрос «какой»: платье (какое?) в горошек.
Дополнения
Это такие слова, которые обычно обозначают предметы и отвечают на вопросы косвенных падежей.
Если вы до сих пор не знаете, что такое косвенные падежи, и путаете к ним вопросы, прочитайте мою статью на эту тему. Она маленькая, но в ней много примеров и хороших запоминалочек. Если лень читать – смотрите видео. Оно тоже моё:
Дополнения делятся на две группы:
- Прямые – когда слово стоит в винительном падеже и при нем отсутствует предлог. То есть действие направляется на какой-то предмет «напрямую»: «Я дою корову», «Я пью чай», «Бабушка сажает картошку».
- Косвенные – все остальные. Когда слова стоят в других падежах, когда между главным и зависимым словом есть предлоги и так далее: «Я пишу карандашом» (не прямое, потому что тут творительный падеж), «Я смотрю в окно» (падеж винительный, но есть предлог).
Обстоятельства
Они обозначают «обстоятельства» того или иного действия. То есть в каком месте произошло действие, в какое время, по какой причине, с какой целью. Их можно опознать по специфическим вопросам:
- Ребенок идет (куда?) в детский сад.
- Я живу (где?) в Приднестровье.
- Учебу отменили (почему?) из-за мороза.
- Я хочу стать программистом (зачем?) ради славы.
Подробнее читайте в отдельной статье про обстоятельства.
Что значит сложное слово «синкретизм»
Синкретизм второстепенных членов – это когда одно и то же слово можно отнести к двум разным второстепенным членам. Примеры:
- Учебу отменили (почему?) из-за мороза – обстоятельство.
- Учебу отменили (из-за чего?) из-за мороза – дополнение.
- Человек (какой?) с седыми волосами – несогласованное определение.
- Человек (с чем?) с седыми волосами – дополнение.
В школе обычно не заморачиваются, ученики могут выделять второстепенные члены и так, и так, оба варианта будут правильными. Предложения для синтаксического разбора обычно подбираются такие, где спорные случаи отсутствуют.
Но надо все же помнить вот про какие моменты:
- Определения зависят от подлежащих.
- Обстоятельства и дополнения зависят от сказуемых.
Поэтому «человек с седыми волосами» – это определение. Оно ведь зависит от подлежащего: «человек (какой?)».
По поводу различия дополнений и обстоятельств – думайте, что хотел сказать автор. Если он хотел сказать об обстоятельствах какого-то действия, то лучше выделять как обстоятельство. Например: «Учебу отменили из-за мороза». Тут очевидно значение причины, автор хочет сказать о причине отмены учебы. Поэтому лучше выделить как обстоятельство.
Дополнения же обычно обозначают просто предметы, а не обстоятельства. Причем предметы трех типов:
- Которыми что-то делают: пишу карандашом, копаю лопатой, взбиваю блендером, режу ножом.
- С которыми что-то делают: читаю книгу (я ее читаю, делаю с ней что-то), дою корову (делаю что-то с коровой), завариваю чай (делаю что-то с чаем).
- Для которых что-то делают: помогаю брату, читаю дочери, сыплю корм хомячку.
Зачем нужны второстепенные члены
Чтобы распространять предложения. Если в предложении будет хотя бы один второстепенный член, то он сразу станет распространенным:
- Я бегаю – нераспространенное.
- Я бегаю по кругу – распространенное.
Ну и, понятное дело, они нужны, чтобы точнее передавать мысли, делать нашу речь более красивой и выразительной.
Какие они бывают
Обособленные – то есть выделенные запятыми с обеих сторон. Вот главные члены предложения обособленными никогда не бывают, а второстепенные – очень даже:
- Я шел по улице, думая о своем прошлом, и не мог заставить себя улыбнуться – обособленное обстоятельство «думая о своем прошлом». Обособлено оно потому, что выражено деепричастным оборотом.
- Но люди, злые и упрямые, не могли понять его чувств. Тут обособлены определения, потому что их сразу два.
- В гости ко мне пришли все, за исключением Юры. Обособленное дополнение «за исключением Юры».
Распространенные. Это когда у второстепенного члена есть какие-то зависимые слова. Зависимые слова – это такие, к которым можно задать вопрос от главных. Распространяются чаще всего причастия и деепричастия. А результатом этого становятся причастные и деепричастные обороты:
- Мы молчали, глядя на небо. Глядя (на что?) на небо – я распространил деепричастие и получил деепричастный оборот.
- Мне не хотелось думать о забытых мною друзьях. О забытых (кем?) мною – распространяю причастие и получаю причастный оборот.
Однородные. Но такими могут быть и главные члены. У меня уже была статья про однородность, не хочу повторяться.
Полезные материалы по теме
Подписывайтесь на мою рассылку. Я буду присылать вам на почту новые и лучшие статьи по русскому языку.
Посмотрите три подборки с курсами. Я распределил в них учебные программы, которые помогают готовиться к проверочным работам и экзаменам. Они позволят вам учиться, не выходя из дома.
- Курсы подготовки к ЕГЭ.
- Подготовка к ОГЭ.
- Подготовка к ВПР.
Напишите, пожалуйста, комментарий к статье. Была ли эта публикация полезна, помогла ли она вам разобраться во второстепенных членах. Если вам что-то не нравится – смело говорите об этом, я буду вносить правки.
Спасибо.