Слова, которые можно выкинуть без потери смысла.
Вводные слова – это такие слова, которые можно убрать из предложения без потери смысла. Например: «Во-первых, я не ботаник, а биохимик» = «Я не ботаник, а биохимик».
Это было простое объяснение. Более правильное такое – это слова и сочетания слов, которые никак не связаны с другими словами в предложении. То есть к ним нельзя задать вопрос от других слов, от них к другим словам вопрос тоже не задается.
Давайте познакомимся с этим лексическим явлением поближе.
Типы вводных слов
Школьная программа требует, чтобы ученик знал типы вводных слов и умел приводить примеры каждого типа. Я очень хорошо помню урок, когда наша учительница вызывала всех подряд и велела приводить эти самые примеры. И половина класса получила двойки. Я бы и сам получил двойку, если бы меня тогда вызвали, но пронесло, к счастью.
Чтобы запомнить эти типы, учите их в контексте. Я буду не просто давать вам примеры слов, а приводить предложения, которые будут более-менее связаны между собой. Надеюсь, что смогу облегчить вашу школьную жизнь.
Уверенность говорящего
Вы выражаете свою уверенность в том, о чем говорите:
- Он, безусловно, самый лучший студент.
- Она, бесспорно, самая классная девушка.
- Они, конечно, скоро поженятся.
- Они, несомненно, пригласят нас на свадьбу.
- Мы, само собой, пойдем.
Неуверенность говорящего и неопределенность ситуации
- Он, кажется, ее больше не любит.
- Она, по-видимому, нашла нового парня.
- Свадьбы, по всей вероятности, не будет.
- Нас, надо полагать, никто не пригласит.
- Очевидно, поздравлять нам будет некого.
Счастье и радость от происшедшего
- К счастью, я сдал ЕГЭ.
- На радость маме, я решил стать юристом.
- И, что еще лучше, я решил не ехать в Москву, а учиться в родном городе.
Сожаление о чем-либо
- К несчастью, я не сдал ЕГЭ.
- К сожалению, я не поступлю в вуз.
- Что еще хуже, меня ждет армия.
- Как на беду, я полностью годен к службе.
- Увы, жизнь – боль.
Удивление
- Ко всеобщему удивлению, мама решила завести хомячка.
- Удивительно, но она уже купила клетку.
- Странное дело, что это она так переменилась?
Опасение
- Не дай бог, правительство отменит карантин.
- Дистанционка, чего доброго, может закончиться.
- Того и гляди, придется опять ходить в школу.
Общая экспрессия
Это когда просто хочется сказать какое-то вводное слово, сделать высказывание чуть более эмоциональным:
- По правде сказать, мне все надоело.
- Между нами говоря, я хочу на Мальдивы.
- Признаюсь, копирайтинг меня утомил.
- Смешно сказать, но я вижу в удаленке одни минусы.
- В сущности говоря, я просто немного ленивый.
Источник информации
Эти вводные слова помогают нам сослаться на того, от кого мы получили информацию.
- По непроверенным данным, Бараш хочет на Новый год то ли жилетку, то ли пипетку (слова Лосяша из Смешариков).
- По моему, лучше жилетку.
- На мой взгляд, это максимально простой выход.
- По сообщениям аналитиков, мороза на Новый год не будет.
- Говорят, будет вообще оттепель.
- Как оказалось, температура была минус тридцать.
- Как говорили в старину, доверяй, но проверяй.
Порядок мыслей и связь мыслей между собой
- Во-первых, я уже закончил школу.
- Кроме того, я отслужил в армии.
- Сверх этого, у меня есть работа.
- В довершении всего, я не женат.
- Следовательно, я свободный человек.
На связь мыслей указывают вот такие вводные слова:
- Он, например, инженер.
- Я, кстати, это знал.
- Главное, помни, что он не ботаник.
- Между прочим, тут нет никакой связи.
- В общем, ты меня понял.
Оценка высказывания
- Одним словом, это метафора.
- Другими словами, это скрытое сравнение.
- Иначе говоря, фиг поймешь.
- Ну, грубо говоря, да.
- Но метафора, если можно так выразиться, необыкновенно украшает речь.
- Она, так сказать, помогает словам «парить».
- Вы, собственно говоря, правы.
Оценка меры
Сюда же относятся вводные слова, которые указывают на обычность или необычность происходящего. То есть они указывают на «меру» обычности: по обычаю, как это всегда бывает.
- В мае, по обычаю, я вспоминаю все, что связано с карантином.
- И я хочу сказать, что мы, по крайней мере, закончили институт.
- В той или иной степени, это для всех нас прекрасно.
- Но, как это всегда бывает в такие минуты, мне грустно.
- И происходит это в значительной мере от того, что больше не с кем тусить.
Привлечение внимания
- Видите ли, я устал писать эту статью.
- Представьте себе, я написал сегодня еще три таких же.
- Поверьте, это было непросто.
- Но, согласитесь, я справился.
- Сделайте милость, репостните этот текст в соцсетях.
- Что еще важнее, похвалите ее в комментариях.
- Добро, если хотите знать, всегда возвращается.
Чем вводные слова отличаются от всех остальных
Их можно легко отличить по наличию вопроса. Если можно задать вопрос – значит не вводное. А вот если никакой вопрос от других слов задать нельзя – вводное.
Например:
- Вводное: Он, правда, еще школьник.
- Сказуемое: Это (что?) правда, что он школьник.
- Вводное: Другими словами, это метафора.
- Обстоятельство: Перескажите текст (как?) другими словами, чтобы было более понятно.
Ну и по интонации тоже. Думаю, читая примеры, вы заметили, что вводные слова произносятся с особой интонацией, выделяются голосом.
Какими знаками выделять вводные слова
Их всегда надо выделять запятыми. Причем не важно, где находится вводное слово:
- Начало предложения: Между прочим, вы говорите с бакалавром наук.
- Середина: Я, к слову, закончил вуз с красным дипломом.
- Конец: Восхищайтесь, короче.
Запятыми мы показываем, что вводное слово может быть удалено из нашего предложения и оно [предложение] при этом не потеряет целостности:
- Вы говорите с бакалавром наук.
- Я закончил вуз с красным дипломом.
- Восхищайтесь.
Что про них надо говорить учительнице
Что они осложняют предложение. При разборе простого предложения вы в конце своей пламенной речи должны сказать: «Осложнено вводным словом». Можно еще тип назвать, учительница похвалит.
У меня выходила отдельная статья про осложненное предложение, где я рассказывал обо всех осложнителях. Их всего лишь пять. Откройте прямо сейчас и прочитайте, чтобы запомнить раз и навсегда.
Надо ли их отмечать на схеме
Нет. Потому что они осложняют простое предложение «внутри». А схема нам нужна, чтобы показывать связь между сложными предложениями.
Поэтому на схеме эти слова никак выделять не надо.
Полезные материалы по теме
Подписывайтесь на рассылку. Сайт развивается, в феврале будет еще 50-70 статей по русскому. Ссылки на все мои публикации будут приходить вам на почту.
Загляните в три моих подборки с курсами по ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Там есть материалы почти для всех классов. Курсы помогают готовиться к экзаменам, не выходя из дома, не тратя время на дорогу до репетитора. По ценам выходит даже дешевле, чем занятия в индивидуальном формате.
Из других статей по лексике я советую вам прочитать вот эти:
- Фразеологизмы.
- Омонимы.
- Многозначные слова.
- Паронимы.
- Неологизмы.
Практика показывает, что их дети знают хуже всего.
Напишите, пожалуйста, комментарий к статье. Говорите смело обо всех плюсах и минусах, критикуйте нещадно. Если эта статья не дала вам полного ответа на вопрос о вводных словах, если вам не понравились примеры, если просто вы не в настроении – пишите.
Спасибо.