Образование

Вводные слова – что это такое простыми словами, как их найти и определить их тип

Слова, которые можно выкинуть без потери смысла.

Вводные слова – что это такое простым языком Вводные слова – что это такое простыми словами, как их найти и определить их тип1

Вводные слова – это такие слова, которые можно убрать из предложения без потери смысла. Например: «Во-первых, я не ботаник, а биохимик» = «Я не ботаник, а биохимик».

Это было простое объяснение. Более правильное такое – это слова и сочетания слов, которые никак не связаны с другими словами в предложении. То есть к ним нельзя задать вопрос от других слов, от них к другим словам вопрос тоже не задается.

Давайте познакомимся с этим лексическим явлением поближе.

Типы вводных слов

Школьная программа требует, чтобы ученик знал типы вводных слов и умел приводить примеры каждого типа. Я очень хорошо помню урок, когда наша учительница вызывала всех подряд и велела приводить эти самые примеры. И половина класса получила двойки. Я бы и сам получил двойку, если бы меня тогда вызвали, но пронесло, к счастью.

Чтобы запомнить эти типы, учите их в контексте. Я буду не просто давать вам примеры слов, а приводить предложения, которые будут более-менее связаны между собой. Надеюсь, что смогу облегчить вашу школьную жизнь.

Уверенность говорящего

Вы выражаете свою уверенность в том, о чем говорите:

  1. Он, безусловно, самый лучший студент.
  2. Она, бесспорно, самая классная девушка.
  3. Они, конечно, скоро поженятся.
  4. Они, несомненно, пригласят нас на свадьбу.
  5. Мы, само собой, пойдем.

Неуверенность говорящего и неопределенность ситуации

  1. Он, кажется, ее больше не любит.
  2. Она, по-видимому, нашла нового парня.
  3. Свадьбы, по всей вероятности, не будет.
  4. Нас, надо полагать, никто не пригласит.
  5. Очевидно, поздравлять нам будет некого.

Счастье и радость от происшедшего

  1. К счастью, я сдал ЕГЭ.
  2. На радость маме, я решил стать юристом.
  3. И, что еще лучше, я решил не ехать в Москву, а учиться в родном городе.

Сожаление о чем-либо

  1. К несчастью, я не сдал ЕГЭ.
  2. К сожалению, я не поступлю в вуз.
  3. Что еще хуже, меня ждет армия.
  4. Как на беду, я полностью годен к службе.
  5. Увы, жизнь – боль.

Удивление

  1. Ко всеобщему удивлению, мама решила завести хомячка.
  2. Удивительно, но она уже купила клетку.
  3. Странное дело, что это она так переменилась?

Опасение

  1. Не дай бог, правительство отменит карантин.
  2. Дистанционка, чего доброго, может закончиться.
  3. Того и гляди, придется опять ходить в школу.

Общая экспрессия

Это когда просто хочется сказать какое-то вводное слово, сделать высказывание чуть более эмоциональным:

  1. По правде сказать, мне все надоело.
  2. Между нами говоря, я хочу на Мальдивы.
  3. Признаюсь, копирайтинг меня утомил.
  4. Смешно сказать, но я вижу в удаленке одни минусы.
  5. В сущности говоря, я просто немного ленивый.

Источник информации

Эти вводные слова помогают нам сослаться на того, от кого мы получили информацию.

  1. По непроверенным данным, Бараш хочет на Новый год то ли жилетку, то ли пипетку (слова Лосяша из Смешариков).
  2. По моему, лучше жилетку.
  3. На мой взгляд, это максимально простой выход.
  4. По сообщениям аналитиков, мороза на Новый год не будет.
  5. Говорят, будет вообще оттепель.
  6. Как оказалось, температура была минус тридцать.
  7. Как говорили в старину, доверяй, но проверяй.

Порядок мыслей и связь мыслей между собой

  1. Во-первых, я уже закончил школу.
  2. Кроме того, я отслужил в армии.
  3. Сверх этого, у меня есть работа.
  4. В довершении всего, я не женат.
  5. Следовательно, я свободный человек.

На связь мыслей указывают вот такие вводные слова:

  1. Он, например, инженер.
  2. Я, кстати, это знал.
  3. Главное, помни, что он не ботаник.
  4. Между прочим, тут нет никакой связи.
  5. В общем, ты меня понял.

Оценка высказывания

  1. Одним словом, это метафора.
  2. Другими словами, это скрытое сравнение.
  3. Иначе говоря, фиг поймешь.
  4. Ну, грубо говоря, да.
  5. Но метафора, если можно так выразиться, необыкновенно украшает речь.
  6. Она, так сказать, помогает словам «парить».
  7. Вы, собственно говоря, правы.

Оценка меры

Сюда же относятся вводные слова, которые указывают на обычность или необычность происходящего. То есть они указывают на «меру» обычности: по обычаю, как это всегда бывает.

  1. В мае, по обычаю, я вспоминаю все, что связано с карантином.
  2. И я хочу сказать, что мы, по крайней мере, закончили институт.
  3. В той или иной степени, это для всех нас прекрасно.
  4. Но, как это всегда бывает в такие минуты, мне грустно.
  5. И происходит это в значительной мере от того, что больше не с кем тусить.

Привлечение внимания

  1. Видите ли, я устал писать эту статью.
  2. Представьте себе, я написал сегодня еще три таких же.
  3. Поверьте, это было непросто.
  4. Но, согласитесь, я справился.
  5. Сделайте милость, репостните этот текст в соцсетях.
  6. Что еще важнее, похвалите ее в комментариях.
  7. Добро, если хотите знать, всегда возвращается.

Чем вводные слова отличаются от всех остальных

Их можно легко отличить по наличию вопроса. Если можно задать вопрос – значит не вводное. А вот если никакой вопрос от других слов задать нельзя – вводное.

Например:

  1. Вводное: Он, правда, еще школьник.
  2. Сказуемое: Это (что?) правда, что он школьник.
  3. Вводное: Другими словами, это метафора.
  4. Обстоятельство: Перескажите текст (как?) другими словами, чтобы было более понятно.

Ну и по интонации тоже. Думаю, читая примеры, вы заметили, что вводные слова произносятся с особой интонацией, выделяются голосом.

Какими знаками выделять вводные слова

Их всегда надо выделять запятыми. Причем не важно, где находится вводное слово:

  1. Начало предложения: Между прочим, вы говорите с бакалавром наук.
  2. Середина: Я, к слову, закончил вуз с красным дипломом.
  3. Конец: Восхищайтесь, короче.

Запятыми мы показываем, что вводное слово может быть удалено из нашего предложения и оно [предложение] при этом не потеряет целостности:

  1. Вы говорите с бакалавром наук.
  2. Я закончил вуз с красным дипломом.
  3. Восхищайтесь.

Что про них надо говорить учительнице

Что они осложняют предложение. При разборе простого предложения вы в конце своей пламенной речи должны сказать: «Осложнено вводным словом». Можно еще тип назвать, учительница похвалит.

У меня выходила отдельная статья про осложненное предложение, где я рассказывал обо всех осложнителях. Их всего лишь пять. Откройте прямо сейчас и прочитайте, чтобы запомнить раз и навсегда.

Надо ли их отмечать на схеме

Нет. Потому что они осложняют простое предложение «внутри». А схема нам нужна, чтобы показывать связь между сложными предложениями.

Поэтому на схеме эти слова никак выделять не надо.

Полезные материалы по теме

Подписывайтесь на рассылку. Сайт развивается, в феврале будет еще 50-70 статей по русскому. Ссылки на все мои публикации будут приходить вам на почту.

Загляните в три моих подборки с курсами по ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Там есть материалы почти для всех классов. Курсы помогают готовиться к экзаменам, не выходя из дома, не тратя время на дорогу до репетитора. По ценам выходит даже дешевле, чем занятия в индивидуальном формате.

Из других статей по лексике я советую вам прочитать вот эти:

  1. Фразеологизмы.
  2. Омонимы.
  3. Многозначные слова.
  4. Паронимы.
  5. Неологизмы.

Практика показывает, что их дети знают хуже всего.

Напишите, пожалуйста, комментарий к статье. Говорите смело обо всех плюсах и минусах, критикуйте нещадно. Если эта статья не дала вам полного ответа на вопрос о вводных словах, если вам не понравились примеры, если просто вы не в настроении – пишите.

Спасибо.

Источник: vsvoemdome.ru

Похожие записи

Как найти площадь треугольника – все способы с формулами в одной статье

Лучшие курсы итальянского языка для всех уровней подготовки: бесплатные и платные

Распространенное предложение – объясняю, что это и как его не путать со сложным

Какие звуки гласные, какие они бывают и как их различать

Плановая экономика – что это такое и чем она отличается от других типов экономических систем

Как пишется слово «ничто» – слитно или раздельно, с «и» или «е»

Можешь или можишь – как правильно пишется слово и нужен ли мягкий знак после «ш»

Части речи – объясняю тему простым языком, учу различать самостоятельные и служебные части речи

Лишайники – что это за организмы, где они встречаются и можно ли их трогать руками

Познание – что это такое понятным языком, для чего оно нужно и каким бывает

Продуценты – кто это такие, зачем они нужны экосистемам и чем они так интересны

Притом или при том – слитно или раздельно нужно писать слово и как запомнить правило

Ваш комментарий

94 − = 87

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Новости от партнеров

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Прочитать подробнее